Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 11:30, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В целом это привело к значительному разрушению производительных сил, углублению структурных диспропорций, затяжному кризису экономики и общества, резкому падению жизненного уровня основных масс населения. Такова цена нарушения критериев эволюционного развития общества, в которой значительная доля связана с несоблюдением основных принципов экономической и финансовой политики.
Поэтому задачей финансовой политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста, стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности, реформированию собственности с оптимизацией доли государственной части, расширению и активизации внешнеэкономической деятельности, финансированию социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики республики в мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции, безработицы, потери доходов [7, 199].
В республике продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
— увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.
Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Выработка
научно обоснованных концепций
развития финансов, которая формируется
на основе изучения требований
экономических законов, всестороннего
анализа перспектив
2. Определение
основных направлений
3. Собственно
осуществление практических
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.
Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные
выплаты, включая пособия по
Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.
2. Актуальные
для развитых
3. Эффект
надежности компаний. Практика показывает,
что с целью создания иллюзии
стабильного дохода корпорации,
акционерные общества другие
подобные юридические лица
4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.
Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:
1) Саморегулирования
недостаточно при сильном
2) Политические
и другие внеэкономические
Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
— общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
— социальные программы;
— правительственные закупки;
— государственные инвестиции;
— изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;
— управление налоговым гнетом [1, 118].
Таким образом, прослеживается замкнутая круговая закономерность, когда процесс производства, определяемый экономическими законами общественной формации, наличием определенных производственных отношений и соответствующих категорий, регулируется экономической политикой, которая воплощается в действие хозяйственным механизмом; последний, в свою очередь, способствует воссозданию реальных результатов воспроизводства в соответствующем количественном и качественном выражении. Эта диалектическая закономерность действует по нарастающему принципу в виде диалектической спирали (при нормальных условиях воспроизводства).
Поэтому от финансовой политики и финансового механизма, как составных частей экономической политики и механизма, зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества. Существует и обратная тенденция: если финансовая политика не в полной мере учитывает действие экономических законов или находится с ними в противоречии, то соответствующий финансовый механизм не в полной мере или не в состоянии использовать производственные возможности национального хозяйства, отрасли, региона и т.д.; в этом случае экономическое развитие общества тормозится, накапливаются негативные явления, появляются антиобщественные процессы. Такая ситуация складывается при применении административно-волевых, чрезмерно централизованных методов управления, которые игнорируют требования объективных экономических законов.
Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений [4, 209].
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).