Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 11:30, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1 Сущность и значение финансового механизма в реализации финансовой политики
1.2 Содержание и структура финансового механизма
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Бюджетная политика Республики Казахстан
2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан
2.3 Состояние государственного и гарантированного государством долга
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА
3.1 Направления совершенствования бюджетного устройства
3.2 Направления совершенствования налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В среднесрочной перспективе государственная политика в области управления государственными активами будет направлена на регулирование развития стратегически важных отраслей экономики, в том числе путем восстановления и усиления системы контроля за целевым и эффективным использованием государственной собственности, осуществления оптимизации структуры государственной собственности.
Таблица 10 - Прогноз расходов государственного бюджета на 2008 – 2010 годы
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год | |||
в % к ВВП |
доля, % |
в % к ВВП |
доля, % |
в % к ВВП |
доля, % | |
РАСХОДЫ |
22,5 |
100,0 |
21,9 |
100,0 |
21,8 |
100,0 |
Государственные услуги общего характера |
1,2 |
5,3 |
1,2 |
5,3 |
1,1 |
5,0 |
Оборона |
1,4 |
6,2 |
1,4 |
6,2 |
1,4 |
6,4 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
1,8 |
7,9 |
1,6 |
7,5 |
1,6 |
7,1 |
Образование |
3,7 |
16,4 |
3,8 |
17,6 |
3,8 |
17,4 |
Здравоохранение |
2,7 |
11,8 |
2,8 |
13,0 |
2,9 |
13,5 |
Социальное обеспечение и социальная помощь |
3,8 |
17,1 |
3,7 |
17,1 |
3,6 |
16,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1,4 |
6,2 |
1,4 |
6,3 |
1,6 |
7,1 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
0,9 |
3,8 |
0,8 |
3,8 |
0,8 |
3,9 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
0,6 |
2,6 |
0,4 |
2,0 |
0,4 |
1,8 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения |
1,2 |
5,3 |
1,2 |
5,3 |
1,1 |
5,2 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
0,05 |
0,2 |
0,05 |
0,2 |
0,04 |
0,2 |
Транспорт и коммуникации |
2,0 |
9,1 |
1,8 |
8,2 |
1,7 |
8,0 |
Прочие |
1,4 |
6,4 |
1,3 |
5,9 |
1,3 |
6,2 |
Обслуживание долга |
0,4 |
1,7 |
0,3 |
1,4 |
0,3 |
1,5 |
Примечание – Источник: Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы |
Рисунок 12 - Изменение доли расходов по категориям в общем объеме
расходов республиканского бюджета
Приобретение финансовых активов является одним из инструментов установления должного контроля со стороны государства над стратегическими отраслями экономики, направленного на обеспечение экономической безопасности страны, а также на эффективное их развитие.
Рисунок 13 - Темпы роста государственных расходов и ВВП,
% к предыдущему году
В 2007 – 2008 годах увеличение уставных капиталов государственных холдингов и компаний направлено на формирование их финансовой базы для дальнейшей реализации задач по модернизации, диверсификации экономики, увеличения числа наукоемких, инновационных производств с высокой добавленной стоимостью, развития эффективной инфраструктуры.
Увеличение уставного капитала АО «Национальный холдинг «КазАгро» направлено на реализацию ряда проектов по:
строительству оптового рынка сельскохозяйственной продукции в г. Астане и др.
За счет увеличения уставного капитала АО «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау»:
Исходя из утвержденных Законом Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы» размеров гарантированного трансферта на 2008 – 2009 годы, макроэкономического прогноза и прогноза государственных расходов по программам развития, определен прогнозный размер гарантированного трансферта из Национального Фонда на 2010 год, который составит 326,8 млрд. тенге. В среднем за период с 2008 по 2010 годы гарантированный трансферт составит 12,9 % от активов фонда на начало 2008 года.
В долгосрочной перспективе будет продолжена политика достижения размера гарантированного трансферта, равного инвестиционному доходу от управления активами Национального фонда, что в большей степени будет отвечать стремлению к росту экономики за счет ненефтяных доходов и сбережению нефтяных.
В 2008 – 2010 годах темпы роста государственных расходов предполагаются ниже темпов номинального роста ВВП и составят в среднем 17,6 % и 19,0 % соответственно.
Расходы государственного бюджета в 2008 году составят – 22,5 % к ВВП, в 2009 году – 21,9 % к ВВП и в 2010 году – 21,8 % к ВВП.
В своём послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Н.А. Назарбаев отметил, что со следующего года, впервые в истории нашей страны, базой новой системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный Кодекс. Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами.
Политика доходов в 2008 – 2010 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике.
Казахстанская система налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно упрощенной отчетностью.
С 1 января 2006 года произведено расширение сферы применения специального налогового режима (СНР) для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода.
Учитывая положительный опыт осуществления деятельности субъектами малого бизнеса в условиях действия упрощенного налогового режима, с 1 января 2007 года снизились ставки налога в СНР на основе патента с 3 % до 2 %, в СНР на основе упрощенной декларации вместо разделительной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3 % до 5 % и от 3 % до 7 % установлена соответственно единая ставка на уровне 3 %. Эта мера оказывает поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи.
В 2007 году ставка налога на добавленную стоимость снижена до 14 процентов. Данная мера позволила предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены на модернизацию производства, на его расширение и развитие.
С 2007 года введена плоская шкала индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов, которая стала одной из самых низких в мире.
При этом из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение мотивации людей к повышению собственного материального благополучия.
Таблица 11 - Прогноз ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2008 – 2010 годы, в % к ВВП
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Ненефтяные доходы |
18,9 |
19,0 |
19,5 |
Налоговые поступления |
18,3 |
18,5 |
19,0 |
Неналоговые поступления |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Поступления от продажи |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
Примечание – Источник: Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы |
В целях создания условий для высокотехнологичных и экспортоориентированных производств в Казахстане созданы 3 специальные экономические зоны, на которых осуществляется освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин.
Рисунок 13 - Прогнозируемая динамика ненефтяных доходов, в % к ВВП
Основные направления налоговой политики на 2008 – 2010 годы будут ориентированы на решение задач фискальной политики с учетом необходимости укрепления социально-значимых функций налогов как справедливого и оправданного инструмента, стимулирующего развитие необходимых направлений экономики и обеспечивающего полное выполнение государственных функций, которые заключаются в следующем:
Условные потери по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составят 67,9 млрд. тенге (снижение ставки с 14 % до 13 %), по социальному налогу – 115,0 млрд. тенге (снижение ставки в среднем на 30 %), по таможенным пошлинам на ввозимые товары – 17,7 млрд. тенге (из-за унификации пошлин).
В целом потери составят 6,5 % от общего объема доходов государственного бюджета.
Таким образом, снижение ставок налогов приводит к относительному снижению темпов поступлений этих налогов в прогнозируемом периоде.
В последующие годы прогнозируется дальнейший рост темпа поступлений указанных налогов, т. к. предполагается, что будет получен ожидаемый эффект от снижения налоговой нагрузки. Начиная с 2009 года будут реформированы специальные налоговые режимы – сужение сферы применения разовых талонов, исключение патентов, а по упрощенной декларации будут осуществлять деятельность только индивидуальные предприниматели – физические лица. Крупные сельскохозяйственные товаропроизводители будут выведены из специальных налоговых режимов.
В соответствии с проводимой налоговой политикой, а также прогнозными показателями среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан, действия Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную преспективу, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года № 1641, на среднесрочную перспективу определены доходы государственного бюджета на 2008 – 2010 годы.
С переходом с 1 июля 2006 года на новую систему функционирования Национального фонда Республики Казахстан, предусматривающую зачисление прямых налогов от предприятий в Национальный фонд, в целях исключения зависимости экономики от нефтяного сектора, государственный бюджет формируется за счет ненефтяных доходов.
Проделанная работа позволяет судить о многоаспектности темы дипломной работы. Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. Финансовый рынок на практике представляет собой совокупность финансово-кредитных институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.
Именно на рынке финансовых ресурсов, или финансовом рынке, происходит перелив средства, при котором они перемещаются от тех, кто имеет их излишек, к тем, кто требует инвестиций. При этом, как правило, средство направляются от тех, кто не может их эффективно использовать, к тем, кто использует их продуктивно. Это оказывает содействие не только повышению производительности и эффективности экономики в целом, а и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества.