Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение финансового механизма приватизации и реорганизации предприятий.
Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- дать краткую экономическую характеристику объекту исследования;
- изучить сущность приватизации и её роль в экономических преобразования России;
- рассмотреть финансовый аспект реорганизации предприятий
Под «территорией сельскохозяйственного предприятия» понимаются участки, находящиеся в пределах, которые определены в документах об отводе земли, выданных до утверждения новых проектов перераспределения земель в связи с реорганизацией хозяйств. Проживающими на территории данного предприятия признаются также пенсионеры, чьи дома состояли на балансе хозяйства в момент возникновения права собственности на земельную долю, даже если они расположены вне этой территории.
- лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, образовательных учреждений, расположенных на территории хозяйства);
- временно отсутствующие работники - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, лица, направленные на повышение квалификации, а также имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком. Данные граждане могут лично распорядиться своей земельной долей либо выдать для этого доверенность лицу, которое выполнит их соответствующие указания. Если работник не имеет возможности лично явиться либо выслать доверенность, принадлежащая ему доля отходит к невостребованным землям с правом последующего востребования в случае его возвращения в хозяйство (в течение установленного законодательством РФ срока исковой давности);
- наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).
В итоге составлялся список собственников с указанием размера их земельных долей.
Кроме того, определялся имущественный пай для собственников. В этих целях расчет паевого фонда осуществлялся следующим образом:
П = Ф - И - 3 – С (П - паевой фонд на момент реорганизации; Ф - стоимость основных фондов и оборотных средств; И - износ основных фондов; 3 - кредиторская задолженность, за исключением ссуд, полученных на создание объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, переданных бесплатно; С - стоимость переданных бесплатно объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры).
Имущественный пай работника в общем фонде определялся с учетом вклада в его создание, который рассчитывался по двум вариантам, причем первый был более распространенным.
Вариант 1 - по среднегодовой оплате труда работника за последние пять лет (для пенсионера - пять лет, учтенные при расчете размера пенсии): среднегодовая заработная плата * стаж работы в хозяйстве = условный показатель (годо-рубли).
При этом размер заработной платы, кроме последнего года, индексировался путем умножения заработной платы работника расчетного периода на отношение средней по хозяйству заработной платы в последнем году к средней заработной плате в расчетном году.
Вариант 2 - с учетом коэффициента профессиональной сложности, рассчитанного как отношение тарифной ставки данного работника к. тарифной ставке работника основной специальности: коэффициент х стаж работы = условный показатель (коэффициенто-рубли).
Индивидуальная имущественная доля определялась следующим образом: суммировались трудовые вклады всех работников и пенсионеров, затем рассчитывалась доля имущества хозяйства, приходящаяся на единицу трудового вклада, и трудовой вклад работника или пенсионера умножался на эту долю (одна из форм расчета имущественного фонда и индивидуальных паев приведена в приложении 4).
В перечень лиц, имеющих право на имущественный пай, включались:
- работники сельскохозяйственного предприятия, в том числе уволенные по сокращению численности в период с 1 января 1992 г. и до момента возникновения права на имущественный пай (сюда не входили временные, сезонные работники, а также лица, трудившиеся по гражданско-правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находилось в другом хозяйстве);
- пенсионеры хозяйства;
- работники объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, а также лица, трудившиеся в сельскохозяйственном предприятии в прошлые годы, но не подпадающие ни под одну из перечисленных категорий;
- наследники лица, имевшего право на получение имущественного пая, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).
После проведения всех указанных процедур на общем собрании трудового коллектива выдавались свидетельства, подтверждающие право собственности на земельные доли и имущественные паи. При возникновении претензий в ходе реформирования претенденты на получение земли и имущества обращались во внутрихозяйственную комиссию, заполнив бланк претензий (приложение 5).
Преобразование реорганизуемого хозяйства могло происходить как с выделением отдельных субъектов, так и с сохранением единого предприятия (приложение 6). В случае принятия членами трудового коллектива решения о выходе из хозяйства с созданием нового предприятия они действовали по схеме, приведенной на рис. 3.
Рис. 3. Примерная схема создания нового предприятия
Распределение земли и имущества осуществлялось несколькими способами, причем конкретный, выбирался на общем собрании. Рассмотрим все варианты.
Распределение по соглашению (договоренности). В этом случае на открытом заседании комиссии проводятся переговоры претендентов, анализ заявок, обсуждение и принятие решения. Результаты соглашения оформляются протоколом.
Жеребьевка. Данный вариант возможен при разделе достаточно однородных объектов, при этом предусматриваются возможность и порядок обмена между участниками жеребьевки.
Аукцион. Это наиболее предпочтительный способ в связи со следующим:
- возможностью подавать заявки на землю и имущество, которые группам собственников долей и паев необходимы для создания жизнеспособного предприятия, в то время как при жеребьевке, например, распределение происходит по воле случая;
- использование в качестве платежного средства долей и паев, что исключает участие людей со стороны;
- наличие права законного улаживания разногласий, что позволяет участникам с конфликтующими интересами соревноваться по установленным правилам.
Аукцион подготавливается и проводится внутрихозяйственной комиссией по реорганизации, в которую желающие участвовать в данном мероприятии подают заявки.
Для его проведения формируются лоты - единицы продажи.
Лоты по земле - это отдельные участки, имущество же распределяется в виде «производственных единиц» (например, животноводческая ферма - отдельный лот). Сумма цен всех лотов равна общей стоимости долей и паев.
Аукцион проводится в три раунда: в первом продаются земли и имущество, на которые подано более одной заявки; во втором - земли и имущество, на которые подана только одна заявка; в третьем - земли и имущество, на которые не подано ни одной заявки. Таким образом, если участник переплатил по сравнению со стартовыми ценами в первом раунде, то в третьем он может приобрести лоты по сниженным ценам. В заключение составляются протоколы земельного и имущественного аукционов.
Конкурс. В данном случае имеют значение не только предложенная цена, как на аукционе, но и дополнительные условия участников. К сожалению, на практике в силу простоты реализации почти повсеместно применялся способ распределения земли и имущества по договоренности, что впоследствии приводило к различным разногласиям между работниками.
Независимо от того, как было осуществлено распределение, его результаты оформлялись протоколом, подписываемым участниками, который выступал основанием для подтверждения прав новых собственников. После этого внутрихозяйственная комиссия оформляла заявление на имя главы администрации и главного землеустроителя, информирующее об итогах распределения и выдаче свидетельств на право собственности на землю (приложение 7), после чего районная администрация и комитет по земельным ресурсам осуществляли непосредственную работу по подготовке и выдаче документов вновь образованным товаропроизводителям.
Когда разделение колхоза (совхоза) технологически возможно, но трудовой коллектив или его часть не принимали об этом решения, на базе старого предприятия создавался хозяйствующий субъект новой организационно-правовой формы, уставный (складочный) капитал которого формировался из реально не выделенных паев и долей работников.
Особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий. Они обусловлены необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и определения порядка использования государственной собственности.
Таким образом, передача трудовым коллективам имущества племенных и конных заводов, государственных конюшен, ипподромов, селекционно-гибридных центров, государственных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков, предприятий по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб осуществлялась по решению Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом с согласия МСХиП и академии сельскохозяйственных наук. Реорганизация указанных хозяйствующих субъектов производилась в общеустановленном порядке, но с тем исключением, что при выходе из них выделение части имущества и земли в натуре не допускалось.
В заключение следует отметить, что при приватизации и реорганизации всех рассмотренных субъектов имущество, созданное за счет собственных средств, передавалось им бесплатно. Государственная доля, включающая стоимость производственных фондов, созданных за счет бюджетных средств и централизованных вложений за последний 15 лет, передавалась фонду имущества с предоставлением права выкупа трудовому коллективу с рассрочкой в течение трёх лет.
2.2. Финансовый
аспект реорганизации
В соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели «Луч» (приложение 8), реорганизация сельхозартели осуществляется по решению общего собрания членов сельхозартели. При реорганизации Сельхозартели его права и обязанности переходят к правопреемникам по разделительному балансу или передаточному акту.
Сельхозартель может преобразовываться в хозяйственное товарищество или общество только по единогласному решению ее членов, при этом сельхозартель считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь образованных юридических лиц и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств.
Если число членов сельхозартели стало меньше пяти, то оставшиеся члены обязаны реорганизовать сельхозартель или ликвидировать. Ликвидация сельхозартели ведет за собой прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Сельхозартель может быть ликвидирована:
- по решению общего собрания;
- по решению суда.
Общее собрание членов кооператива или орган, принявший решение о ликвидации сельхозартели, назначают по согласованию с органом осуществляющим государственную регистрацию, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации порядок и сроки ликвидации сельхозартели.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получении дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации сельхозартели.
По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который утверждается общим собранием по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию сельхозартели.
Выплаты денежных сумм кредиторам ликвидируемой Сельхозартели проводится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ. за исключением кредиторов пятой очередности, (ст.64 ГК РФ) выплаты по которым производятся по истечении 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемой сельхозартели передается для распределения между ассоциированными и основными членами сельхозартели.
Ликвидация сельхозартели считается завершенной после внесения записи о ликвидации данной сельхозартели в единый государственный реестр юридических лиц, о чем орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует соответствующие сведения в официальном печатном органе.
Сельхозартель может быть ликвидирована либо реорганизована в случае несостоятельности и банкротства. Рассмотрим систему критериев и методику оценки неудовлетворительной структуры баланса неплатёжеспособных предприятий
Одной из категорий рыночного хозяйствования является банкротство или несостоятельность хозяйствующих субъектов.
Информация о работе Финансовый механизм реорганизации на примере СХА «Луч»