Финансовый механизм предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Исходя из цели, в дипломном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
 Определены понятия и цели финансового анализа;онных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность финансового состояния предприятия и система показателей оценки его финансового состояния
1.2. Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия
1.3. Источники заемного долгового финансирования как фактор повышения финансовой устойчивости организации
1.4. Выводы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ЦИФРОГРАД»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Определение и анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
2.4. Анализ ликвидности баланса и кредитоспособности предприятия
2.5. Анализ финансовых коэффициентов
2.6. Анализ динамики прибыльности и рентабельности
2.7. Выводы
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
3.1. Пути повышения рентабельности ЗАО «Цифроград»
3.2. Предложения по восстановлению платежеспособности предприятия
3.3. Предложения по повышению финансовой устойчивости предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

14.doc

— 818.00 Кб (Скачать)

Σ коммерческого кредита = Σ товаров, проданных покупателям -

- Σ товаров, полученных от поставщиков.                                        (1.4)

Основные этапы (шаги) разработки политики привлечения коммерческого (то­варного) кредита на предприятии следующие:

1) формулирование принципов привлечения подобного кредита и определение основных его видов;

2) вычисление среднего периода использования коммерческого кредита;

3) создание благоприятных условий привлечения такого кредита;

4) минимизация стоимости привлечения коммерческого кредита;

5) обеспечение рационального использования подобного кредита;

6) достижение своевременных расчетов по коммерческому кредиту.

Критерием измерения эффективности использования коммерческого кредита является разница между средним периодом привлечения данного кредита и сред­ним периодом обращения производственных запасов, которые он покрывает. Чем больше положительное значение этой разницы, тем эффективнее используют коммерческий кредит. Следует отметить, что коммерческий кредит имеет целевое назначение — по­скольку кредитор (поставщик) и заемщик (покупатель) являются локальными участниками сделки по реализации и приобретению конкретного продукта.

Использование вексельного кредита на предприятии. Необходимо подчеркнуть, что коммерческий кредит тесно связан с банковским кредитом и переходит в последний через операции по учету и залогу векселей. В дан­ном случае происходит трансформация одной формы кредита в другую. Клиент банка фактически не получает кредита, а продает вексель (совершается сделка куп­ли-продажи векселя) и получает денежные средства за проданный товар (вексель). Посредством индоссамента (передаточной надписи) вексель переходит в соб­ственность банка.

Учет или дисконт векселя выражает операцию, при которой банк выдает сумму векселя его предъявителю до срока наступления платежа, но удерживает в свою пользу процент от суммы векселя с учетом времени до срока его погашения.

Кредиты под залог векселей отличаются от их учета следующими моментами:

•   собственность на вексель банку не переуступают; он только закладывается векселедержателем на определенный срок с последующим выкупом после погашения ссуды;

•   ссуду выдают не в пределах общей суммы векселя, а только в пределах 60-90% его номинальной стоимости; в данном случае банк стремится застраховать себя от возможных потерь в условиях невыкупа векселя его предъявителем.

Формирование и оценка заемного капитала в форме облигационных займов. Общество вправе эмитировать облигации с единовременным сроком погаше­ния или облигации со сроком погашения по сериям в установленные сроки. Пога­шение облигаций осуществляют в денежной форме или иным имуществом в со­ответствии с решением об их выпуске.

Ключевым этапом является разработка проспекта ценных бумаг, а на последу­ющих этапах происходит реализация всех положений, представленных в данном документе. В проспекте эмиссии облигаций должны быть четко сформулированы следующие понятия: важнейшие характеристики и финансовые аспекты выпуска облигаций, права владельцев этих финансовых инструментов, технология разме­щения облигаций, порядок определения цены размещения, условия и порядок их оплаты, порядок хранения и учета прав на облигации, механизм их погашения и выплаты процента, условия налогообложения доходов по облигациям.

Разработка финансовых аспектов эмиссии облигаций включает следующие ключевые параметры: объем эмиссии, номинальную стоимость облигаций, вид финансовых инструментов и срок их обращения, процентную ставку, периодич­ность выплаты процента и др. Наиболее сложной проблемой является выбор наиболее оптимального вари­анта эмиссии облигаций, отвечающим по своим инвестиционным качествам ин­тересам эмитента и потенциальных вкладчиков (инвесторов). Привлечение заемного капитала путем выпуска облигаций обеспечивает акци­онерному обществу следующие преимущества.

1.  Эмиссия облигаций не приводит к утрате контроля над управлением обще­ством (как в случае с выпуском акций).

2.  Облигации могут быть эмитированы при относительно невысоких финансо­вых обязательствах по процентам (по сравнению со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечены имуществом общества и имеют приоритет в выплате процентов (за счет при­были до налогообложения).

3.  Облигации имеют большую возможность распространения, чем акции, вслед­ствие меньшего уровня риска для инвесторов, поскольку обеспечены иму­ществом общества.

4.  Корпоративные облигации более устойчивы на финансовом рынке по срав­нению с другими видами ценных бумаг. Курс облигаций, как правило, не снижается при ухудшении деловой ситуации на данном рынке, что характерно для акций. Последние очень чувствительны к изменению конъюнкту­ры на рынке ценных бумаг.

5.  Корпоративные облигации, как правило, обеспечивают привлечение капи­тала на длительный срок (5-10 лет) без посредников, что позволяет мобили­зовать значительные финансовые ресурсы для реализации крупномасштаб­ных инвестиционных проектов.

6.  Доступ к ресурсам широкого круга инвесторов (вкладчиков) и независимость от отдельно взятого кредитора (банка).

7.  Гибкость в выборе параметров заимствования и возможность управлять сво­им долгом.

8.  Формирование публичной кредитной истории, что создает предпосылки для более дешевого заимствования в будущем.

9.  В процессе подготовки проспекта облигаций и выпуска их в обращение глав­ное внимание уделяют вопросам их качества и надежности для потенциаль­ных инвесторов; высокая инвестиционная привлекательность облигаций означает более низкий процент выплат по ним и, следовательно, более вы­годные для акционерной компании эмитента условия привлечения заемного капитала.

В то же время эмиссия облигаций имеет следующие негативные последствия для акционерного общества:

•   облигации не могут быть эмитированы для формирования уставного капи­тала и покрытия временного недостатка денежных средств; его удобнее по­крыть за счет краткосрочного банковского или коммерческого кредита;

• эмиссия облигаций часто связана со значительными дополнительными рас­ходами эмитента и требует длительного срока привлечения денежных средств;

• размещение облигаций на большую сумму могут позволить себе только из­вестные акционерные компании (корпорации), имеющие высокий уровень кредитного рейтинга;

•  уровень финансовой ответственности акционерного общества за своевремен­ную выплату процентов и основной суммы долга при погашении облигаций очень высок, так как взыскание этих сумм при длительной просрочке плате­жей осуществляют через процедуру банкротства;

•   после выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры на финансо­вом рынке средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигационному займу; это ставит эмитента в невыгодные финансовые условия по сравнению с получением банковского кредита.

Для оценки эффективности заемных средств используют систему аналитических показателей. Важнейшие из них следующие:

1. Коэффициент финансовой напряженности ():

                                                                       (1.5)

Коэффициент показывает долю заемных средств (включая кредиторскую за­долженность) в валюте баланса заемщика; рекомендуемое значение показателя не более 0,5 (или 50%).

2. Коэффициент соотношения между долгосрочным и краткосрочным заемным капиталом (Кс):

                                                                                                 (1.6)

где ДЗК — долгосрочный заемный капитал (долгосрочные обязательства) по бух­галтерскому балансу на последнюю отчетную дату; КЗК — краткосрочный заем­ный капитал по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату.

3. Уровень общей платежеспособности предприятия (Уоп):

        (1.7)

Данный параметр показывает общую ситуацию с платежеспособностью пред­приятия, объемами его заемных средств и сроками возможного погашения задол­женности перед кредиторами. При Уоп > 1,0 задолженность потенциально может быть погашена за. пределами месячного срока; при               Уоп   < 1 — в пределах месячного срока.

Структура долговых обязательств и способы кредитования хозяйствующего субъекта выражают степень распределения показателя «уровень общей платеже­способности» на коэффициенты задолженности по займам и кредитам, поставщи­кам и подрядчикам, налоговым органам, персоналу и др. Преобладание в структу­ре долгов кредиторской задолженности контрагентам, персоналу и государству негативно характеризует деятельность предприятия.

4. Коэффициент задолженности по займам и кредитам (КЗзк):

  (1.8)

Этот коэффициент выражает потенциальную способность предприятия возме­стить за счет среднемесячной выручки от реализации продукции (работ, услуг) свои долгосрочные обязательства и полученные краткосрочные займы и кредиты.

5. Коэффициент привлечения средств (Кпс):

                                                                                              (1.9)

где КЗК — привлеченный заемный капитал со сроком погашения до 12 месяцев по бухгалтерскому балансу предприятия на последнюю отчетную дату; ОА — обо­ротные активы по бухгалтерскому балансу на эту дату.

Данный показатель характеризует степень участия краткосрочного заемного капитала в покрытии оборотных активов. Чем ниже уровень этого коэффициен­та, тем выше кредитоспособность клиента банка.

6. Более частным параметром является коэффициент привлечения средств в ча­сти покрытия запасов (Кпсз):

                                                                                         (1.10)

где ЗС — заемные средства по балансу на последнюю отчетную дату.

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов должна составлять не менее 50%, остальные 50% возмещают за счет краткосрочных кредитов банков и кредиторской задолженности по товарным операциям. Собственные оборотные средства выражают разницу между оборотными активами и краткосрочными обя­зательствами по пассиву баланса.

7. Обобщенный коэффициент финансовой устойчивости (ОК.) устанавливают по формуле:

                                                                       (1.11)

где СК — собственный капитал по балансу заемщика; ДО — долгосрочные обяза­тельства по балансу заемщика. Данный параметр выражает ту часть актива баланса, которую покрывают за счет наиболее устойчивых источников. Рекомендуемое значение коэффициента — 0,7-0,8 (70-80%).

8. Коэффициент капитализации (Кк):

                    (1.12)

Этот показатель концентрирует внимание специалистов банка на использова­нии клиентом постоянных источников финансирования. Он характеризует сте­пень зависимости ссудозаемщика от его долгосрочных кредиторов и акционеров или долю долгосрочных займов и кредитов в постоянных (фиксированных) пас­сивах. Данный параметр индивидуален для каждого отдельно взятого заемщика.

9. Коэффициент соотношения долга и объема продаж (Ксдп):

                             (1.13)

 

В состав совокупных обязательств включают долгосрочные и краткосрочные заемные средства. Взаимосвязь между совокупным долгом и объемом продаж за­ключается в том, что от последнего параметра в конечном итоге зависит объем денежных средств, необходимых для погашения долговых обязательств. Если обязательства заемщика увеличиваются пропорционально объему продаж, то фи­нансовым менеджерам придется компенсировать расходы на увеличение долга либо путем поиска наиболее дешевых источников кредита, либо путем снижения условно постоянных издержек, чтобы большая часть доходов от продаж транс­формировалась в прибыль.

10.  На уровень ликвидности баланса заемщика значительное влияние оказы­вает срок предоставления кредита. Средний период предоставления кредита мо­жет быть установлен по формуле:

(1.14)

где Д — длительность периода: год — 360 дней, квартал — 90 дней.

Рассмотренные показатели анализируют за ряд периодов и делают выводы о те­кущей и потенциальной кредитоспособности предприятия-заемщика. Подобный анализ осуществляет как финансовая служба хозяйствующего субъекта, так и спе­циалисты кредитной организации.

 

1.4. Выводы

 

По сравнению с финансированием через займы, получаемые с фондового рын­ка (эмиссия корпоративных облигаций), использование долгосрочного банков­ского кредита обеспечивает заемщику следующие преимущества:

1) не расходуются средства на печатание ценных бумаг или их учет на элект­ронных носителях, на эмиссию, рекламу и размещение;

2) правовые отношения между заемщиком и кредитором известны ограничен­ному кругу лиц;

3) условия предоставления кредита определяются партнерами по каждой сделке;

4) короче период между подачей заявки и получением кредита по сравнению с поступлением средств с фондового рынка;

5) ограничивают выпуск облигаций акционерного общества. Так, выпуск об­лигаций без обеспечения имуществом допускается не ранее третьего года его существования и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых бухгалтерских балансов и полной оплаты уставного капитала. Общество не вправе эмитировать облигации, конвертируемые в его акции, если количество объявленных акций определенных категорий и типов мень­ше количества акций этих категорий и типов, право на приобретение кото­рых предоставляют данные ценные бумаги;

Информация о работе Финансовый механизм предприятия