Финансовый механизм предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Исходя из цели, в дипломном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
 Определены понятия и цели финансового анализа;онных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность финансового состояния предприятия и система показателей оценки его финансового состояния
1.2. Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия
1.3. Источники заемного долгового финансирования как фактор повышения финансовой устойчивости организации
1.4. Выводы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ЦИФРОГРАД»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Определение и анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
2.4. Анализ ликвидности баланса и кредитоспособности предприятия
2.5. Анализ финансовых коэффициентов
2.6. Анализ динамики прибыльности и рентабельности
2.7. Выводы
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
3.1. Пути повышения рентабельности ЗАО «Цифроград»
3.2. Предложения по восстановлению платежеспособности предприятия
3.3. Предложения по повышению финансовой устойчивости предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

14.doc

— 818.00 Кб (Скачать)

Прием сведения и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем, комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Основными методами анализа отчетности организации являются: горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ коэффициентов, сравнительный, факторный.

Горизонтальный (временной) анализ - заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых производится сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения)[11]. Обычно сопоставляются базисные темпы роста нескольких периодов.

Финансовая деятельность - это рабочий язык бизнеса, и практически невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия иначе, чем через финансовые показатели.


1.3.  Источники заемного долгового финансирования как фактор повышения финансовой устойчивости  организации

 

Высшим типом финансовой устойчивости и платежеспособности является способность хозяйствующего субъекта развиваться преимущественно за счет соб­ственных источников финансирования (чистой прибыли и амортизационных отчислений). Для этого он должен иметь гибкую структуру финансовых ресурсов и возможность при необходимости привлекать заемные средства, т. е. быть кре­дитоспособным.

Внешнее финансирование — использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний, иностранных инвесторов и граж­дан. Внешнее финансирование за счет собственных средств предполагает использо­вание денежных ресурсов учредителей (участников) предприятия. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности данного вида часто бывает наи­более предпочтительным, так как гарантирует финансовую независимость пред­приятия и облегчает условия получения банковских кредитов (в случае дефицита ликвидных средств). Однако такие способы финансирования, как эмиссия соб­ственных акций и привлечение венчурного (рискового) капитала, занимают не­большой удельный вес в общем объеме инвестиций отечественных предприятий (менее 1%).

Финансирование за счет заемного капитала — это предоставление денежных средств кредиторами на условиях возвратности и платности. Содержание данно­го способа состоит не в участии своими денежными средствами в капитале пред­приятия, а в обычных кредитных отношениях между заемщиком и кредитором. Предоставление предприятию кредита предполагает дополнительные затраты заемщика на его погашение и уплату процентов, а также понижение налогообла­гаемой прибыли за счет включения в состав операционных расходов процентов за кредит.

Финансирование за счет заемных средств классифицируют на два вида:

1)за счет краткосрочного кредита;

2) за счет долгосрочного кредита.

Краткосрочный привлеченный капитал служит источником финансирования оборотных активов. Предоплата заказчиком товаров генерирует неплате­жи в хозяйстве и может рассматриваться как беспроцентный кредит поставщику.

В отличие от России западные фирмы редко применяют предоплату, так как ра­ботают на отсрочках платежа за товары (коммерческий кредит) или на системе скидок с цены изделий (спонтанное финансирование). Краткосрочный привле­ченный капитал банки предоставляют на условиях кредитного договора с заем­щиком под реальное обеспечение его имущества.

Долгосрочные займы и кредиты показывают в бухгалтерском балансе как дол­госрочные обязательства со сроком погашения более чем через 12 месяцев после отчетной даты. В случае, если числящиеся в бухгалтерском учете суммы займов и кредитов подлежат погашению в соответствии с договором в течение 12 меся­цев после отчетной даты, непогашенные на конец отчетного периода их суммы отражают по соответствующим статьям краткосрочных обязательств. При этом исчисление указанного срока начинают с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором эти обязательства были приняты к бухгалтер­скому учету, с учетом условий договоров о сроках погашения обязательств.

В состав информации об учетной политике предприятия необходимо вклю­чить сведения:

•   о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

•   о составе и порядке списания дополнительных затрат;

•   о выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;

•   о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.

В бухгалтерской отчетности предприятия отражают следующие данные:

•   о наличии и изменении величины задолженности по основным видам зай­мов и кредитов;

•   о сроках погашения основных видов заемных средств;

•   о сумме затрат по займам и кредитам включенным в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;

•   о величине средневзвешенной ставки займов и кредитов (в случае ее приме­нения).

Средневзвешенную ставку затрат (ССЗ), предназначенных на общие цели, устанавливают по формуле:

ССЗ = средневзвешенная сумма займов и кредитов, непогашенных в отчетном периоде - средневзвешенная сумма займов и кредитов               (1.1)

 

Долгосрочный привлеченный капитал (в форме кредита) направляют на об­новление основного капитала и приобретение нематериальных активов. Капитальные вложения — инвестиции в основные средства включают затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевоору­жение действующих предприятий, на приобретение машин и оборудования, транс­портных средств, вычислительной техники, проектно-изыскательские работы и др. Финансирование капитальных вложений осуществляют как за счет собственных (нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления), так и за счет при­влеченных средств сторонних инвесторов и кредиторов.

По срокам использования в хозяйственном обороте заемный капитал систематизируют на:

•   краткосрочные займы и кредиты;

•   долгосрочные займы и кредиты;

• кредиторскую задолженность (в форме привлеченных средств с различны­ми сроками погашения).

Долгосрочный привлеченный капитал (в форме займов и кредитов) направля­ют, как правило, на финансирование внеоборотных активов. К внеоборотным инвестиционным) активам относят объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие больших затрат на приоб­ретение и/или строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосред­ственно для перепродажи, учитывают как товары и к инвестиционным активам не относят. Затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно относя­щиеся к приобретению и/или строительству инвестиционного актива, включают а его стоимость и погашают посредством начисления амортизации, кроме случа­ев, когда правилами бухгалтерского учета начисление амортизации актива не предусмотрено.

Оценку стоимости заемного капитала осуществляют в связи с необходимостью выбора наиболее дешевых источников финансирования компании на рынке ка­питала. Данная оценка заемного капитала имеет ряд особенностей, главными из кото­рых являются следующие. Базовым показателем, который в последующем подвергают коррек­тировке, служит стоимость обслуживания долга в форме процента за банковский кредит. Этот показатель предусматривают в кредитном договоре между предприя­тием-заемщиком и банком. Исходя из форм функционирования отдельных кредитных инструментов на финансовом рынке ставка процента может иметь на нем различные виды: кредитный процент, депозитный процент, межбанковский процент и др.

Процентная ставка, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты хозяйствующим субъектам, как правило, отличается от учетной ставки Централь­ного банка России, определяется соотношением спроса и предложения на кредитные ресурсы, прогнозируемым темпом инфляции, уровнем кредитного риска, собственной кредитной политикой каждого банка и другими факторами. Исходя из перечисленных факторов ставку процента по банковскому кредиту определяют по следующей общепринятой формуле:

                                                        (1.2)

где СП6к — ставка процента по банковскому кредиту, включаемая в кредитный договор с заемщиком %; УСцб — учетная ставка (ставка рефинансирования) Центрального банка РФ, %; УЛКр — уровень ликвидности кредитных ресурсов, %; его устанавливают с учетом срока предоставления кредита и возмещают в форме со­ответствующего размера премии за низкую ликвидность, %; Уип — прогнозиру­емый темп инфляции (уровень инфляционной премии), %; Укр — уровень премии и кредитный риск, %; КМб — уровень коммерческой маржи банка (надбавки к цене кредита, формирующей прибыль банка), %. Указанные параметры каждый банк определяет самостоятельно по согласова­нно с клиентом-заемщиком. Окончательную процентную ставку фиксируют в кредитном договоре.

Заемный капитал характеризует привлекаемые на платной и возвратной основе денежные средства, предназначенные для финансирования текущей и инвестиционной деятельности предприятия (корпорации). Его систематизируют по видам и срокам использования, а также по другим признакам. По видам заемный капитал классифицируют на:

•   финансовый кредит, полученный от банков;

•   финансовый кредит, полученный от других организаций;

•   эмиссию корпоративных облигаций;

• товарный (коммерческий) кредит, полученный от контрагентов, который часто сопровождается движением векселей;

•   внутреннюю кредиторскую задолженность по расчетным операциям. Соотношение между этими элементами представляет собой структуру заемного капитала. Все его формы выражают финансовые обязательства, подлежащие погашению в установленные сроки.

Стоимость банковского кредита определяют на основе процентной ставки («цены кредита»), которая формирует основные расходы заемщика по обслужи­ванию долга. Данная ставка в процессе оценки требует ряда уточнений. Она долж­на быть:

•   повышена на размер других затрат заемщика, обусловленных кредитным договором (например, страхование кредита за счет заемщика);

•   понижена на ставку налога на прибыль с целью отражения реальных расхо­дов заемщика по привлечению кредита.

С учетом этих положений стоимость заемного капитала в форме банковского кредита (ЗК6к) определяют по формуле:

                                                                                  (1.3)

где СП — ставка процента за банковский кредит, %; Нс — ставка налога на при­быль, доли единицы; УР6к — уровень расходов заемщика по привлечению банков­ского кредита в его сумме, доли единицы.

Политика привлечения банковского кредита включает следующие этапы (шаги).

1.  Определение целей и выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита.

2.  Оценку соотношения между краткосрочным и долгосрочным кредитом (с уче­том альтернативных форм привлечения заемного капитала: коммерческих кредитов, небанковских займов и др.).

3.  Изучение и оценку коммерческих банков — потенциальных кредиторов за­емщика. Такую оценку проводят по привлекательности кредитной полити­ки банка для заемщика. Данный этап включает изучение основных условий кредитования клиента соответствующим банком: предельный размер и срок кредита, его валюта, уровень процентной ставки, условия выплаты процен­тов, условия погашения (амортизации) основного долга, формы обеспече­ния кредита и др.

4.  Сравнение условий возможного привлечения отдельных видов кредитов у раз­ных банков.

5.  Организация контроля за текущим использованием банковского кредита.

6.  Обеспечение своевременной и полной оплаты суммы основного долга по банковским кредитам, включая погашение процентов по ним.

Следующим источником является коммерческое кредитование поставщиками покупателей товаров.

Расширение практики выдачи и использования векселей является важным на­правлением развития рынка финансовых услуг. Экономическая природа векселя состоит в том, чтобы не только гарантировать возврат долга, но и активно приме­нять этот финансовый инструмент для ускорения оборота материальных ресурсов в целях повышения производственно-коммерческой деятельности предприятий. Поэтому векселедержатель, не дожидаясь исполнения обязательства по векселю, ищет юридическое или физическое лицо, которое купило бы этот, документ (в ка­честве такого покупателя обычно выступает банк) или приняло его в качестве платежного средства за приобретаемые товары и услуги.

Коммерческий кредит — это товарная форма кредита, которая выражает отно­шения по поводу перераспределения материальных ресурсов между предприятия­ми. При данном кредите в кредитную сделку включают только ресурсы постав­щика, реализующего свою продукцию (услуги). Для предприятия-поставщика кредитная сделка тесно связана с моментом продажи продукции и не только уско­ряет реализацию, но и приносит дополнительный доход в форме процента, вклю­чаемого в стоимость проданных товаров.

Предприятие может одновременно получить коммерческий кредит от поставщи­ка и выдать его своему клиенту. Поэтому для отдельного хозяйствующего субъекта размер коммерческого кредита можно определить как разницу между стоимостью товаров, поставленных покупателям на условиях отсрочки платежа, и стоимо­стью товаров, полученных от поставщика на аналогичных условиях.

Информация о работе Финансовый механизм предприятия