Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:44, реферат

Краткое описание

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально – экономических задач использует финансы. И рыночные преобразования российской экономики выдвигают на первый план проблемы реформирования финансовой сферы. Принципиально меняются критерии хозяйственной деятельности всех субъектов экономики, финансовая политика и финансовая система государства.

Оглавление

Содержание финансовой политики и ее взаимосвязь с финансовым механизмом. 3
Сущность, структура и значение финансового механизма 6
Бюджетное планирование как составная часть финансового механизма. 22

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы Финансовый механизм.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

больше, чем в 2005 году, а это принесет немалые доходы – 35 931 200 тыс. рублей.

В 2006 году проблема снижения базовой ставки налога на добавленную стоимость и ее унификация по-прежнему остается актуальной. Отменяется налог на имущество, переходящее в порядок наследования, что будет способствовать цивилизованному переходу имущества из поколения в поколение. Несмотря на установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и появлением в практике механизма предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей, предполагается увеличение штрафных санкций и пеней на 286 700 тыс. рублей в 2006 году по сравнению с 2005 годом.

Сравнивая состав и структуру доходов федерального бюджета на 2004 – 2006 года можно сделать вывод том, что темп роста доходов в абсолютных величинах значительно увеличивается по сравнению с удельным весов.

Структура доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних, отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйствования, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Первое место в расходах федерального бюджета на 2005 – 2006 года (таблица 3) занимают расходы на национальную оборону (17,43% в 2005г., 15,63% в 2006г._. В 2006 году они составляют 666 026 632,1 тыс. рублей, что примерно на 13% больше, чем в 2005 году. В 2004 году наибольший удельный вес в расходах занимает финансовая помощь бюджетам других уровней – 32,4%.

В 2005 – 2006 гг. существенный объем средств в расходах федерального бюджета занимают межбюджетные трансферты, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно четверть всех бюджетных расходов. Значительное увеличение объема финансирования в 2004г. по сравнению с 2006г. произошло транспорта (на 119 632 704,1 тыс. рублей или 96,3%), связи и информатики ( на 4 172 395,7 тыс. рублей или 94,9%).

Имеет место тенденция снижения темпов финансирования на обслуживание государственного и муниципального долга, в 2006 году по сравнению с 2005 годом оно уменьшилось на 298 333 381.1 тыс. рублей (13,06%).

Также снижение финансовых потоков произошло на исследование и использование космического пространства на 5 847 920 тыс. рублей (48,7%) в 2006 году по сравнению с 2004 годом. В этот же период произошло значительное увеличение финансирования судебной сферы на 26 469 235,5 тыс. рублей (44,2%), образования – 82 332 590,9 тыс. рублей (40,8%), культуры и кинематографии – 23 257 201,6 тыс. рублей (45,4%), здравоохранения – 99 840 642,8 тыс. рублей (66,9%). Это связано с проведением реформ в данных сферах экономики и формированием бюджета ориентированного на результат.

В 2004 году была проведена реформа системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, значительная часть натуральных льгот переведена в натуральную форму. Объем бюджетного финансирования системы социальной поддержки населения резко увеличены. Однако последствия принимаемых решений по монетизации льгот и механизмы их

Таблица 3.

Статьи расходов

2005

2006

Разница млрд. руб.

Темпы роста % 2006 год к 2005 году 

Млрд. руб.

удельный вес, %

Млрд. руб.

удельный вес, %

всего

3047,90

100,00

4270,10

100,00

1222,20

140,10

Общегосударственные расходы

460,41

15,11

647,00

15,15

186,59

140,53

Национальная оборона

531,10

17,43

667,30

15,63

136,20

125,64

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

398,90

13,09

540,20

12,65

141,30

135,42

Национальная экономика

242,10

7,94

338,60

7,93

96,50

139,86

Жилищно-коммунальное хозяйство

8,60

0,28

31,60

0,74

23,00

367,44

Охрана окружающей среды

4,60

0,15

6,30

0,15

1,70

136,96

Образование

155,30

5,10

206,00

4,82

50,70

132,65

Культура, кинематография и средства массовой информации

39,20

1,29

50,40

1,18

11,20

128,57

Здравоохранение и спорт

85,70

2,81

145,80

3,41

60,10

170,13

Социальная политика

167,40

5,49

209,60

4,91

42,20

125,21

Межбюджетные трансферты

954,50

31,32

1427,10

33,42

472,60

149,51




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реализации оказались не до конца проработанными. Первоначальная оценка бюджетных затрат на проведение реформы системы социальной поддержки населения была неоправданно занижена. Из-за этого пришлось многое менять на ходу, спешно искать выходы из создавшегося положения. Возникла потребность в существенной корректировки расходной части федерального бюджета на 2005 год.

 Рассмотрев основные  источники расходов, следует помнить, что расходы любого бюджета  осуществляются за счет средств  налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность передними за выполнение определенных функциональных обязательств.

В целом же, хотелось бы отметить, что бюджет на 2006 год будет самым богатым в новейшей истории Российского государства. По сравнению с исполнением федерального бюджета в 2005 году, прогнозируемые в 2006 году доходы увеличатся на 66 380 957 тыс. руб. и составят 5 046 137 500 тыс. руб. (табл. 2), а расходы – на 730 664 160 тыс. руб., составят 4 270 114 718,3 тыс. руб. (табл. 3), профицит составит 775 млрд. руб. Такая динамика доходов федерального бюджета объясняется, прежде всего, сокращением налоговой нагрузки, прогнозом снижения мировых цен на нефтяном рынке (нефть марки Urals 40 долл./барр), замедлением роста добычи и экспорта нефти, а также укреплением эффективности курса рубля  не менее, чем на 4% (курс рубля составит 28,6 руб. за 1 доллар) и, наконец, продолжением реализации мер в области налогового администрирования. Важный материальный ресурс – изменение с 20 до 27 долларов за баррель отсечения в Стабилизационный фонд. Это позволит увеличить прирост доходов федерального бюджета, что соответственно, дает возможность обеспечить прирост расходов за счет включения в бюджет дополнительных нефтяных поступлений.6

И в заключении хотелось бы отметить, что федеральный бюджет в рамках трехлетнего срока – это первый реальный шаг к повышению качества и точности показателей бюджета, эффективности управления государственными финансами. Многолетние планы Правительства не принимались еще со времен Советского Союза. Теперь к этой практике вернулись. Правда, не к советской пятилетке, а к давно апробированной бюджетной трехлетке в странах ЕС, США и Японии. Позитивным моментом является то, что разработка основных параметров социально – экономического развития на три года, по существу, дает возможность решить во взаимной увязке проблемы сдерживания уровня инфляции, обеспечения источников экономического роста, проведение социальных реформ, что позволит обеспечить повышение реального уровня жизни населения. А также спланировать условия стабильной работы, как для бизнеса, так и для органов государственного управления.

Если бюджет-2005 был бюджетом надежной конструкции и социальной направленности, то рассмотренный нами в данной работе, обладая этими же качествами, имеет ряд преимуществ. В частности, его можно назвать еще бюджетом развития и инвестиционной политики. Это означает, что его главная цель – решать социальные проблемы за счет экономического роста, а не то только посредством торговли энергоресурсами.

 

 

Список литературы

 

1. ФКЗ от 17.12.97. №2 – ФКЗ « О Правительстве РФ» (в ред. от 01.06.05.) // СЗРФ, 22.12.97, №51, ст. 5712.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 №145 – ФЗ (в ред. от 02.02.06.) // Собрание  Законодательства РФ, 03.08.98, №31,ст. 3823.

3.  Бюджетное послание Президента  РФ Федеральному собранию РФ  от 26 мая 2005 «О бюджетной политике  в 2006 году» // www.Consultant.ru.

4. ФЗ от 23.12.04. №173 – ФЗ «О федеральном  бюджете на 2005 год» (в ред. от 04.11.05) // www.Consultant.ru

5. ФЗ от 26.12.05. №189 – ФЗ «О федеральном  бюджете на 2006 год» // СЗРФ, 26.12.2005, №52 (ч.II), ст. 5602.

6. Указ Президента РФ от 09.03.04 №314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от  27.03.06) // СЗРФ, 15.03.04, №11, ст. 0145.

7. Постановление Правительства  РФ от 06.03.05. №118 «Об утверждении  положения о разработке перспективного  финансового плана РФ и проекта  федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» // СЗРФ,  21.03.05, №12, ст. 1041

8. Афанасьев М.И., Кривогов И.В. Бюджетная  реформа в России: первые итоги  и возможные перспективы // Вопросы  экономики. 2005. №11. – С. 57-62.

9. Гамукин В.С. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат // Вопросы экономики. 2005. №2. – С. 4-14.

10. Горегляд В.С. «Бюджетная трехлетка» (2006 – 2008 годы) и экономическая политика  государства // Вопросы экономики. 2005. №8. – С. 106-113.

11. Дадашев А.Г., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: Менеджмент, 2000. – С. 192.

12. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами  к управлению результатами. 2005. №9. – С. 3-11.

13. Полянин С.В. Бюджетный процесс на новом этапе // Финансы. 2005. №5. – С. 20-23.

14. Романова Т.Ф. Финансовый механизм  бюджетных учреждений: теория и  методология. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.: ил.

15. Сенчагов В.К. Финансовый механизм  и его роль в повышении эффективности производства. – М.:Финансы, 1979. – С. 5.

16. Тресков В.И. Бюджет-2006 – бюджет  развития. // Финансы. 2005. №10. – С. 30-32.

17. Финансы: Учебник для вузов / Под  ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 537.

18. Финансы: учебное пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. – 4-е изд., переправ. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 384.

19.  Финансы: учеб. / Под. ред. В.П. Литовченко. – М.: Дашков и К, 2005. – С. 724.

20. Финансы: Учеб. для вузов / Под  ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2002. – С. 504.

21. Финансы: Учеб. / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. – М.: Изд-во  Рос. экон. акад., 2000. – С. 384.

22.  Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1993. – С. 400.

23.Финансы СССР: Учебник / Под ред. Н.Г. Сычева. – С. 43.

24.Финансы социалистического общества / Под ред. Н.В. Гаретовского. – С. 112.

 

 

 

 

 

1 Романова Т.Ф. Финансовый механизм бюджетных учреждений: теория и методология. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.: ил.

 

1 Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1993. – С. 400.

 

2 Та же стр.5.

1 Сенчагов В.К. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства. – М.:Финансы, 1979. – С. 5.

 

1 Финансы СССР, Учебник / Под ред. Н.Г. Сычева. – С. 43

2 Финансы социалистического общества / Под ред. Н.В. Гаретовского. – С. 112.

 

1 Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1993. – С. 400.

2 Сенчагов В.К. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства. – М.:Финансы, 1979. – С. 5.

 

1 Романова Т.Ф. Финансовый механизм бюджетных учреждений: теория и методология. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.: ил.

1 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 537.

 

3 Указ Президента РФ от 09.03.04 №314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от  27.03.06) // СЗРФ, 15.03.04, №11, ст. 0145.

4 ФКЗ от 17.12.97. №2 – ФКЗ « О Правительстве РФ» (в ред. от 01.06.05.) // СЗРФ, 22.12.97, №51, ст. 5712.

1 Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт, 2002. – С. 504.

 

1 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 №145 – ФЗ (в ред. от 02.02.06.) // Собрание Законодательства РФ, 03.08.98, №31,ст. 3823.

 

1 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 №145 – ФЗ (в ред. от 02.02.06.) // Собрание Законодательства РФ, 03.08.98, №31,ст. 3823.

 

 

5  Постановление Правительства РФ от 06.03.05. №118 «Об утверждении положения о разработке перспективного финансового плана РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» // СЗРФ,  21.03.05, №12, ст. 1041

1 Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами. 2005. №9. – С. 3-11.

6 Тресков В.И. Бюджет-2006 – бюджет развития. // Финансы. 2005. №10. – С. 30-32.


Информация о работе Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики