Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:44, реферат
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально – экономических задач использует финансы. И рыночные преобразования российской экономики выдвигают на первый план проблемы реформирования финансовой сферы. Принципиально меняются критерии хозяйственной деятельности всех субъектов экономики, финансовая политика и финансовая система государства.
Содержание финансовой политики и ее взаимосвязь с финансовым механизмом. 3
Сущность, структура и значение финансового механизма 6
Бюджетное планирование как составная часть финансового механизма. 22
2. Расчет плановых показателей;
3. Составление финансового плана как документа.
На первом этапе применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период времени путем сравнения их с фактическими данными. При этом акцент делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов и на расчете исполнения ожидаемого плана. В рамках финансового планирования применяются такие виды экономического анализа, как горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ и факторный.
На втором этапе финансового
планирования осуществляется
На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, который обязателен для исполнения и подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом. На данном этапе используется еще один метод – балансовый. Он позволяет увязать финансовые результаты субъектов планирования с потребностями, вытекающего из прогноза социально – экономического развития, бизнес – плана, уставных документов, расходов органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами. Кроме того, он позволяет установить пропорции распределения средств по направлениям использованиям, получателям, по кварталам и т. д. в рамках третьего этапа финансового планирования применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.
Возвращаясь к финансовому прогнозированию, следует отметить, что финансовые прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики. Финансовые прогнозы могут быть: краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (на срок 5 – 7 лет) и долгосрочные (на срок 10 – 15 лет). Например, при подготовке проекта федерального бюджета используется прогноз социально – экономического развития страны с выделением макроэкономических показателей, обеспечивающих реалистичность и надежность плановых разработок.
На общих и территориальных
уровнях финансовые прогнозы
составляются в форме
Перспективный финансовый план представляет собой документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально – экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
К целям разработки перспективного финансового плана можно отнести:1
1. Информирование законодательных
(представительных) органов о предполагаемых
среднесрочных тенденциях разви
2.Комплексное прогнозирование
финансовых последствий
3. Выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
4. Отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременная разработка и принятие соответствующих корректирующих мер.
В настоящее время ставится задача, чтобы перспективный план стал основой для формирования ежегодных бюджетных трактовок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показателя перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки различных планов и прогнозов. Порядок формирования перспективного плана основан на использовании методики скользящего планирования. Финансовый план разрабатывается на три года. Первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие два года – плановый период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной финансово – экономической политики. Перспективный финансовый план на федеральном уровне составляется с 1998 года. В настоящее время используется финансовый план на период до 2006 года. Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса, преемственность целей и задач финансово – экономической политики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления в рамках страны, региона или муниципального образования. Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета. Этот баланс представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизации субъектов хозяйствования на территории конкретной административно – территориальной единицы. Баланс построен по методу двойной записи доходов и расходов. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов и расходов. Превышение расходов над доходами определяет дефицит финансового баланса и требует указания источников его покрытия. Он составляется на один год, фиксирует годовые обороты ресурсов. Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к финансовому планировании, то есть к составлению проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой – является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.
Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональные и местные) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджет составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в связи с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджет составляется исполнительными органами власти на 1 финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. (сноска) Бюджет утверждается в форме закона соответствующими законодательными органами власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Бюджет как план носит целевой и директивный характер. Для него свойственны конкретность и адресность показателей.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, государственный внебюджетный фонд – есть фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституциональных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Эти бюджеты составляются органами управления этими фондами на 1 календарный год и утверждаются органами законодательной власти в форме законов, одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.1
К финансовым планам, составляемым субъектами
хозяйствования, относятся баланс доходов
и расходов, сводный бюджет и смета доходов
и расходов. Баланс доходов и расходов
составляется коммерческой организацией
и содержит информацию о составе и объеме
финансовых ресурсов коммерческой организации
и направлениях их использования на
планируемый период. Данные планы составляются
на 1 календарный год с поквартальной разбивкой
показателей. Для организации системы
анализа и планирования денежных потоков
на предприятии в настоящее время в коммерческих
организациях используется «система бюджетирования»,
которая позволяет установить жесткий
текущий и оперативный контроль за поступлением
и расходованием денежных средств и создать
условия для эффективной финансовой стратегии.
3. Бюджетное планирование как составная часть финансового механизма.
В настоящее время Правительство на практике осваивает технологию подготовки бюджета в привязке к целям социально – экономического развития. Эти цели неотделимы от целей построения в России подлинно демократического общества. Место России в мире, как отметил Президент РФ в своем Послании, будет определяться тем, насколько страна является сильной. А это зависит от того, в какой мере Правительство сможет мобилизовать и распределить имеющиеся ресурсы, которые необходимы для того, чтобы страна могла развить весь потенциал развития. Планируя бюджет на среднесрочную перспективу, необходимо увязать задачу эффективности государственных расходов, обеспечения экономической стабильности с решением задач в социальной сфере, задач развития инфраструктуры. И для этого нужны профессиональные, глубоко продуманные решения.
Впервые проект федерального бюджета планируется рассматривать в рамках трехлетнего бюджетного планирования, то есть на период с 2006 по 2008 гг. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 был экспериментально апробирован целый ряд существенных новаций бюджетного планирования.5 Прежде всего, это касается нового формата и роли перспективного финансового плана (табл. 1).
Из таблицы 1 видно, что перспективный финансовый план утверждается Правительством и однозначно соответствует параметрам его первого года проекту федерального бюджета, а также требованиям составления в режиме
Таблица 1
Изменения в формате перспективного финансового плана
План действовавший до 2005г. |
План действовавший с 2005 г. |
|
|
«скользящей трехлетки» с объяснением вносимых изменений. По сути, это делает крупный шаг вперед к составлению трехлетнего федерального бюджета.1
Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, мы сможем увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход, тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал. Анализ расходной части даст нам картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда средств.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Как видно из бюджета на 2004, 2005, 2006 года (таблица 2), главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы: 80% в 2004г., 63% в 2005г. И 2006г. Соответственно.
Вторую группу составляют неналоговые доходы, причем на 2006 год запланировано примерно на 2,4% больше, чем было запланировано в 2005 году. Это очень важный источник дохода, так как казалось бы какой незначительный прирост дает возможность получения дохода на 43 924 024,3 тыс. рублей больше предыдущего года.
В 2005 и 2006 годах больший процент от общего дохода занимают доходы от внешнеэкономической деятельности (33,02% в 2005г., 32,95% в 2006г.), на втором месте таможенные пошлины (31.9% в 2005г.. 31,8% в 2006г.), на третьем месте налог на добавленную стоимость. Это говорит о том, что в Российской Федерации на данный момент большое количество экспортируемого товара, большинство реализуемых в России товаров привезены из-за границы. Таким образом, России необходимо увеличивать объем производственных товаров для того, чтобы первое место в налоговых доходах бюджета занимал налог на добавленную стоимость, как в большинстве развитых стран.
Значительное уменьшение произошло удельного веса единого социального налога в 2005 году по сравнению с 2004 годом, что составило 8% или 172 051 00 тыс. рублей в абсолютных величинах. Это связано со снижением налоговой на экономику, в частности, снижение базовой ставки единого социального налога с 35Ю6% до 26% соответственно. Оно дало дополнительное ускорение темпов экономического роста примерно на 0,5%. В 2006 году единый социальный налог предполагает собрать примерно на 11,9%
Информация о работе Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики