Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:44, реферат

Краткое описание

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально – экономических задач использует финансы. И рыночные преобразования российской экономики выдвигают на первый план проблемы реформирования финансовой сферы. Принципиально меняются критерии хозяйственной деятельности всех субъектов экономики, финансовая политика и финансовая система государства.

Оглавление

Содержание финансовой политики и ее взаимосвязь с финансовым механизмом. 3
Сущность, структура и значение финансового механизма 6
Бюджетное планирование как составная часть финансового механизма. 22

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы Финансовый механизм.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

2. Расчет плановых показателей;

3. Составление финансового плана как документа.

На первом этапе применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период времени путем сравнения их с фактическими данными. При этом акцент делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых  ресурсов и на расчете исполнения ожидаемого плана. В рамках финансового планирования применяются такие виды экономического анализа, как горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ и факторный.

 На втором этапе финансового  планирования осуществляется расчет  плановых показателей, т. е. числовых  величин, выражающих конкретные  задания по формированию и  использованию финансовых ресурсов. Расчет базируется на определении  условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач. Кроме того, на этом этапе осуществляется разработка нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта. Реальность показателей финансового плана во многом зависит от метода финансового планирования. В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: метод экстраполяции, нормативный метод, индексный метод и программно – целевой метод.

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, который обязателен для исполнения и подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом. На данном этапе используется еще один метод – балансовый. Он позволяет увязать финансовые результаты субъектов планирования с потребностями, вытекающего из прогноза социально – экономического развития, бизнес – плана, уставных документов, расходов органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами. Кроме того, он позволяет установить пропорции распределения средств по направлениям использованиям, получателям, по кварталам и т. д. в рамках третьего этапа финансового планирования применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. 

Возвращаясь к финансовому прогнозированию, следует отметить, что финансовые прогнозы  дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например, при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики. Финансовые прогнозы могут быть: краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (на срок 5 – 7 лет) и долгосрочные (на срок 10 – 15 лет). Например, при  подготовке проекта федерального бюджета используется прогноз социально – экономического развития страны с выделением макроэкономических показателей, обеспечивающих реалистичность и надежность плановых разработок.

 На общих и территориальных  уровнях финансовые прогнозы  составляются в форме перспективного  финансового плана, а также баланса  финансовых ресурсов.               

Перспективный финансовый план представляет собой документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально – экономического развития  РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

К целям разработки перспективного финансового плана можно отнести:1

1. Информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых  среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2.Комплексное прогнозирование  финансовых последствий разрабатываемых  реформ, программ, законов;

3. Выявление необходимости и  возможности осуществления в  перспективе мер в области  финансовой политики;

4. Отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременная разработка и принятие соответствующих корректирующих мер.

В настоящее время ставится задача, чтобы перспективный план стал основой для формирования ежегодных бюджетных трактовок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показателя перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки различных планов и прогнозов. Порядок формирования перспективного плана основан на использовании методики скользящего планирования. Финансовый план разрабатывается на три года. Первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие два года – плановый период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной финансово – экономической политики. Перспективный финансовый план на федеральном уровне составляется с 1998 года. В настоящее время используется финансовый план на период до 2006 года. Использование в практике финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне перспективных финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса, преемственность целей и задач финансово – экономической политики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления в рамках страны, региона или муниципального образования. Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии  с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета. Этот баланс представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизации субъектов хозяйствования на территории конкретной административно – территориальной единицы. Баланс построен по методу двойной записи доходов и расходов. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов и расходов. Превышение расходов над доходами определяет дефицит финансового баланса и требует указания источников его покрытия. Он составляется на один год, фиксирует годовые обороты ресурсов.  Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к финансовому планировании, то есть к составлению проекта бюджета. Сбалансированность баланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой – является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональные и местные) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в связи с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджет составляется исполнительными органами власти на 1 финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. (сноска) Бюджет утверждается в форме закона соответствующими законодательными органами власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Бюджет как план носит целевой и директивный характер. Для него свойственны конкретность и адресность показателей.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, государственный внебюджетный фонд – есть фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституциональных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Эти бюджеты составляются органами управления этими фондами на 1 календарный год и утверждаются органами законодательной власти в форме законов, одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.1

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет и смета доходов и расходов. Баланс доходов и расходов составляется коммерческой организацией и содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования  на планируемый период. Данные планы составляются на 1 календарный год с поквартальной разбивкой показателей. Для организации системы  анализа и планирования денежных потоков на предприятии в настоящее время в коммерческих организациях используется «система бюджетирования», которая позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств и создать условия для эффективной финансовой стратегии.                          

 

 

 

 

 

 

 

3. Бюджетное планирование как составная часть финансового механизма.

 

В настоящее время Правительство на практике осваивает технологию подготовки бюджета в привязке к целям социально – экономического развития. Эти цели неотделимы от целей построения в России подлинно демократического общества. Место России в мире, как отметил Президент РФ в своем Послании, будет определяться тем, насколько страна является сильной. А это зависит от того, в какой мере Правительство сможет мобилизовать и распределить имеющиеся ресурсы, которые необходимы для того, чтобы страна могла развить весь потенциал развития. Планируя бюджет на среднесрочную перспективу, необходимо увязать задачу эффективности государственных расходов, обеспечения экономической стабильности с решением задач в социальной сфере, задач развития инфраструктуры. И для этого нужны профессиональные, глубоко продуманные решения.

Впервые проект федерального бюджета  планируется рассматривать в рамках трехлетнего бюджетного планирования, то есть на период  с 2006 по 2008 гг. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 был экспериментально апробирован целый ряд существенных новаций бюджетного планирования.5 Прежде всего, это касается нового формата и роли перспективного финансового плана (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что перспективный финансовый план утверждается Правительством и однозначно соответствует параметрам его первого года проекту федерального бюджета, а также требованиям составления в режиме

 

 

Таблица 1

Изменения в формате перспективного финансового плана

 

План действовавший до 2005г.

План действовавший с 2005 г.

  1. на 3 года;
  2. Не утверждается;
  3. Слабая связь с бюджетом;
  4. Формат не определен;
  5. Этапы разработки не установлены;
  6. Действующие и принимаемые обязательства не выделены;
  7. Укрупненный функциональный разрез;
  8. Без ведомственного разреза;
  9. Каждый год заново.
  1. на 3 года;
  2. Утверждается Правительством;
  3. Жесткая связь с бюджетом (идентичность параметров первого года);
  4. 3 таблицы;
  5. 3 этапа (основные параметры, план, уточненный план);
  6. раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств;
  7. Возможен, но не обязателен;
  8. Ведомственный разрез – обязателен;
  9. «скользящая трехлетка»

 

«скользящей трехлетки» с объяснением вносимых изменений.  По сути, это делает крупный шаг вперед к составлению трехлетнего федерального бюджета.1

Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, мы сможем увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход, тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал. Анализ расходной части даст нам картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Как видно из бюджета на 2004, 2005, 2006 года (таблица 2), главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы: 80% в 2004г., 63% в 2005г. И 2006г. Соответственно.

 Вторую группу составляют  неналоговые доходы, причем на 2006 год запланировано примерно на 2,4% больше, чем было запланировано  в 2005 году. Это очень важный источник  дохода, так как казалось бы  какой незначительный прирост дает возможность получения дохода на 43 924 024,3 тыс. рублей больше предыдущего года.

В 2005 и 2006 годах больший процент от общего дохода занимают доходы от внешнеэкономической деятельности (33,02% в 2005г., 32,95% в 2006г.), на втором месте таможенные пошлины (31.9% в 2005г.. 31,8% в 2006г.), на третьем месте налог на добавленную стоимость. Это говорит о том, что в Российской Федерации на данный момент большое количество экспортируемого товара, большинство реализуемых в России товаров привезены из-за границы. Таким образом, России необходимо увеличивать объем производственных товаров для того, чтобы первое место в налоговых доходах бюджета занимал налог на добавленную стоимость, как в большинстве развитых стран.

Значительное уменьшение произошло удельного веса единого социального налога в 2005 году по сравнению с 2004 годом, что составило 8% или 172 051 00 тыс. рублей в абсолютных величинах. Это связано со снижением налоговой на экономику, в частности, снижение базовой ставки единого социального налога с 35Ю6% до 26% соответственно. Оно дало дополнительное ускорение темпов экономического роста примерно на 0,5%. В 2006 году единый социальный налог предполагает собрать примерно на 11,9%

Информация о работе Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики