Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:44, реферат

Краткое описание

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально – экономических задач использует финансы. И рыночные преобразования российской экономики выдвигают на первый план проблемы реформирования финансовой сферы. Принципиально меняются критерии хозяйственной деятельности всех субъектов экономики, финансовая политика и финансовая система государства.

Оглавление

Содержание финансовой политики и ее взаимосвязь с финансовым механизмом. 3
Сущность, структура и значение финансового механизма 6
Бюджетное планирование как составная часть финансового механизма. 22

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы Финансовый механизм.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

 


 


МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  курсу: «Финансы»

на тему:

«ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ»

 

 

           Выполнена студенткой 3 курса

           Финансового факультета 535 группы                                    Карпенко Н.М.

             Зачетная книжка №  03067

 

 

           Научный руководитель:

 

           д. э. н., профессор                                                                     Романова Т.Ф.                                                                        

 

 

Ростов – на – Дону

2011

 

Содержание

 

  1. Содержание финансовой политики и ее взаимосвязь с финансовым механизмом.                                                                                                              3
  2. Сущность, структура и значение финансового механизма                 6
  3. Бюджетное планирование как составная часть финансового механизма.                                                                                                               22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание финансовой  политики и ее взаимосвязь  с финансовым механизмом.

 

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально – экономических задач использует финансы. И рыночные преобразования российской экономики выдвигают на первый план проблемы реформирования финансовой сферы. Принципиально меняются критерии хозяйственной деятельности всех субъектов экономики, финансовая политика и финансовая система государства.

Реализация финансовой политики связана с необходимостью использования современных финансовых форм, методов, элементов и инструментов. Это, в свою очередь, требует пересмотра ранее действующего финансового механизма, уточнения принципов его формирования и использования, а также выявление функциональной, временной, организационной взаимозависимости и взаимодействия отдельных элементов финансового механизма и реализации их с использованием рыночных методов.

Не вызывает сомнения, что при построении финансового механизма во всех сферах национального хозяйства следует исходить из финансовой политики государства. Поэтому возникает необходимость, предваряя рассмотрение проблем финансового механизма с общетеоретических позиций, определить взаимосвязь и различия между понятиями «финансовая политика» и «финансовый механизм». Теоретическое осмысление этих вопросов дает возможность провести детальный анализ методологии формирования и функционирования финансового механизма и эффективного использования отдельных его элементов в решении основных задач государства в современных рыночных условиях.

Обзор литературы показывает, что вопросам проведения государственной финансовой политики посвящено значительное количество публикаций. Вместе с тем в теоретическом плане эти вопросы освещены не достаточно. Отсутствие на страницах печати необходимой, по моему мнению, дискуссии по теоретическим вопросам финансовой политики является основной причиной того, что в настоящее время нет единства мнений по определению и содержанию финансовой политики.

Имеется множество определений финансовой политики, но по существу, все они в той или иной мере указывают на ее главную цель, а именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности их использования.

Наиболее удачливым, по моему мнению, является следующее определение: финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному  и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач экономического и социального развития общества.1

Финансовая политика диктует параметры и границы перераспределения финансовых ресурсов, формирует разнообразные подходы к построению финансового механизма, является определяющей для выбора методов и способов конструируемого финансового механизма. Поэтому проблемы становления и развития финансового механизма следует рассматривать в непосредственной связи с целью финансовой политики государства, финансовой стратегией и тактикой.

Цель финансовой политики – построение такого финансового механизма, который позволит с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей.

Финансовая стратегия представляет собой долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений, осуществляется выбор методов, с помощью которых будет реализовываться финансовая политика. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Она охватывает набор конкретных инструментов, рычагов и методов, способных обеспечить реализацию стратегических целей с наибольшей эффективностью.1

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. И такое сочетание – есть необходимое условие выработки финансового механизма, с помощью которого и происходит реализация финансовой политики государства.

Финансовая политика представляет собой составную часть экономической политики, а любая политики связана с проявлением субъективных факторов.

Содержание финансовой политики составляют три взаимосвязанных звена:

    • Выработка научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития экономики, анализа перспектив развития производительных сил и производственных отношений;
    • Определений основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. При этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
    • Осуществление практических действий, направленных на реализацию финансовой политики.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, то есть ориентированная на удовлетворение текущих потребностей. Вместе с тем, нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится.

Возможности активного воздействия финансовой политики на экономическое развитие социальный прогресс требуют ее глубокого научного обоснования. Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в зависимость от объективных экономических отношений. Научный подход к выработке финансовой политики, значение и изучение всех факторов, определяющих политику, предполагают ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

  Финансовая политика должна  преследовать цель повышения  объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи – это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в девяностые годы большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что и привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфика каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость  намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.

Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта. Своевременное изменение финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, то есть согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение взаимосвязи между составными частями экономической политики – финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.2

Перечислим основные задачи финансовой политики:

Во – первых, это наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей развития общества. Для этого необходима разработка рациональных форм изъятия доходов в бюджет, оптимальное сочетание участия населения и предприятий в формировании финансовых ресурсов;

Во – вторых, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов путем оптимального их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития;

И, наконец, выработка научно обоснованного финансового механизма, с помощью которого будут решаться вышеназванные задачи.

 

 

 

 

 

2. Сущность, структура и  значение финансового механизма.

 

Результативность финансовой политики зависит от многих факторов, среди которых важное место занимает финансовый механизм. Формирование сложившегося в настоящее время финансового механизма следует рассматривать с позиции постепенной его эволюции и реформирования на поворотных этапах развития экономики. В дорыночных условиях функционирование финансового механизма связывали с хозяйственным механизмом. Большинство экономистов представляли хозяйственный механизм как совокупность экономических методов и рычагов использования экономических законов. При этом, значительная часть ученых признавала ведущую роль финансового механизма, однако его трактовка в экономической литературе доперестроечного периода была расплывчата. В основном она сводилась к материальному стимулированию, распределению национального дохода и хозяйственному расчету.

Вопрос сущности финансового механизма и его составных частях является дискуссионным.

Важный вклад в разработку вопросов понятия, содержания, структуры и значения финансово – кредитного механизма внес В.К. Сенчагов. Им было предложено следующее определение: «Финансово – кредитный механизм представляет собой взаимосвязанную систему методов финансово – кредитного планирования, финансово – кредитных рычагов и форм организации управления финансами и кредитом».1 По его мнению, основное назначение финансово – кредитного механизма состоит в образовании, распределении и использовании финансовых и кредитных ресурсов народного хозяйства. В.К. Сенчагов был тогда сторонником включения кредита в состав финансов, трактовки их «в широком смысле слова»,  в связи с этим и определение дается финансово – кредитному механизму.

В учебнике коллектива авторов под редакцией Н.Г. Сычева финансовый механизм трактуется следующим образом: это «совокупность форм и методов управления и планирования финансов, использования в этих процессах денежных фондов, финансовых рычагов, норм и нормативов, лимитов, стимулов, санкций, резервов, а также финансового законодательства».1

Другой коллектив авторов под руководством Н.В. Гаретовского дает такое определение: «Финансовый механизм представляет собой совокупность форм и методов, с помощью которых обеспечивается осуществление широкой системы распределительных и перераспределительных отношений, образование доходов и накоплений, создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для проведения мероприятий, вытекающих из планов экономического и социального развития».2

Информация о работе Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики