Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 20:44, реферат
Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально – экономических задач использует финансы. И рыночные преобразования российской экономики выдвигают на первый план проблемы реформирования финансовой сферы. Принципиально меняются критерии хозяйственной деятельности всех субъектов экономики, финансовая политика и финансовая система государства.
Содержание финансовой политики и ее взаимосвязь с финансовым механизмом. 3
Сущность, структура и значение финансового механизма 6
Бюджетное планирование как составная часть финансового механизма. 22
Два последних определения очень громоздкие и затрудняют понимание как сущности, так и содержания финансового механизма. Вместе с тем во всех указанных определениях на первое место выдвигается планирование финансов как важная составная часть финансового механизма. Это вызвано тем, что планирование считалось главной закономерностью развития социалистического общества, и использование финансов должно было быть подчинено этой закономерности.
Потом появились более короткие определения. Так, В.М. Опарин понимал финансовый механизм как «совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе распределительных и перераспределительных отношений».
В учебнике «Финансы» под редакцией В.М. Родионовой сказано, что финансовый механизм есть «совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития».1 По содержанию, как считает Родионова, он включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Анализ приведенных выше определений, данных различными авторами, позволяет выявить общее для всех определений указание на то, что финансовый механизм включает такие понятия, как использование различных видов, форм, методов и рычагов по поводу создания денежных фондов, накоплений и системы финансирования расходов.
Другим дискуссионным вопросом является несовпадение точек зрения различных экономистов на структуру финансового механизма. В.К. Сенчагов, впервые предложил модель структуры финансово – кредитного механизма.2 В целом профессор определил его как особую систему, включающую три подсистемы:
Каждая подсистема подразделяется на блоки, которые представляют «совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку целевой направленности, выраженных в конкретной форме, через которую проявляются интересы звеньев общественного воспроизводства». Так в первой подсистеме блоками являются планы и балансы, показатели нормы и нормативы. К элементам первого блока относятся виды и формы финансовых и кредитных планов; второго – виды финансовых и кредитных ресурсов (прибыль, амортизация, ассигнования из бюджета и др.); третьего – нормы и нормативы по планированию доходов и расходов бюджета государства, министерств и ведомств, по планированию кредитов. Всего в указанной системе финансово – кредитного механизма три подсистемы, семь блоков и более восьмидесяти элементов.
Оригинальным является взгляд В.М. Опарина. В предложенной им модели структуры финансово – кредитного механизма делается акцент на его функциональное назначение в общественном воспроизводстве, которое признается определяющим в формировании всего механизма. При этом организационно – правовые аспекты (правовое регламентирование и законодательные акты), планирование и управление выносятся в отдельные организационные структуры формирования и использования финансово – кредитного механизма.
В.М. Опарин выделил две подсистемы:
Механизм финансового обеспечения осуществляется через самофинансирование, акционирование, бюджетное финансирование, кредитование. Финансовое регулирование осуществляется посредством соответствующих финансово – кредитных методов, форм и инструментов: нормативный метод, сальдовый и долевой методы, а также используются ставки, налоги, проценты, дотации, субвенции. У каждого инструмента свое функциональное назначение. В целом подсистема «финансовое регулирование» призвана обеспечить оптимальность распределения доходов и фондов финансовых ресурсов, воздействовать на их рост и эффективное использование через стимулы и санкции.
В учебнике под редакцией В.М. Родионовой указывается, что «структура финансового механизма довольно сложна» и предлагается подразделить финансовый механизм «в зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений» на три сферы:
По мнению В.М. Родионовой, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Так, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. Конкретное содержание механизма, сферы, звена и элементов не раскрывается.
Анализируя данную дискуссию, можно сделать следующий вывод: сущность финансового механизма следует выводить из определения финансов как совокупности денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение:
Финансовый механизм есть совокупность разработанных на научной и законодательной основе многообразных видов и форм финансовых отношений, принципов их организации, методов планирования, регулирования и управления в целях более полного и эффективного использования финансов в решении задач экономического и социального развития общества.1
Структурная конструкция финансового механизма должна отражать его функциональные возможности, поэтому целесообразно выделить следующие составные части и так называемые блоки, а также рычаги и инструменты, посредством которых происходит направленное воздействие финансов на экономический базис с целью реализации положений государственной политики. ( рис. 1)
Как видно из таблицы, к финансовым методам, которые относятся к первому блоку финансового механизма, относятся следующие элементы: планирование, прогнозирование, инвестирование, налогообложение, материальное стимулирование, страхование, лизинг, трастовые операции и т. д.
К финансовым рычагам
Фонды финансовых ресурсов – это свободный финансовый баланс государства, бюджеты (федеральные и территориальные), государственные внебюджетные фонды, а также стабилизационный фонд.
Второй блок финансового механизма составляют управление финансами, которые представляют собой совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных результатов и целей. Управление финансами является важной областью управленческой деятельности. Объектом управления финансами являются разнообразные виды финансовых отношений. Субъекты управления существуют в каждой сфере и в каждом звене финансов. Они представляют собой те организационные структуры, которые и осуществляют управление – аппарат управления. В данный аппарат управления входят:1
В целях формирования эффективной системы управления и структуры федеральных органов исполнительной власти Президентом РФ подписан Указ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»3. Целью данной административной реформы является создание более компактной структуры, укрепление самостоятельности подразделений, уменьшение количества управленческих звеньев и снижение расходов на управление. В связи с этим упразднены и преобразованы ряд министерств и структурных подразделений, осуществляющих управление финансами в России. В соответствии с ФЗ от 17 декабря 1997года №2 «О Правительстве РФ» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят: Федеральные Министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства.4
Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб и Федеральных агентств. Федеральное министерство занимается нормативно – творческими функциями: вносит проекты нормативно – правовых актов.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, осуществляя управленческие функции.
В результате проведения административной реформы в состав Министерства Финансов РФ вошло 5 подведомственных федеральных служб, а именно: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, федеральная служба финансово – бюджетного надзора, федеральная служба по финансовому мониторингу и наконец Федеральное казначейство в ранге Федеральной службы. В связи проведенными преобразованиями в прямую компетенцию Минфина включены не входящие ранее функции по совершенствованию системы налогообложения.
Третий
блок финансового механизма
Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов и, соответственно, определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровне. Посредством финансового планирования намеченные прогнозы конкретизируются, а также согласовываются конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранных целей. Финансовое планирование представляет собой научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта. В процессе финансового планирования необходимо осуществить обоснование эффективности принимаемых экономических и социальных решений, наличие источников финансирования, оптимизация затрат и достижение положительных конечных результатов. Важное значение в этом процессе имеют прогрессивные методы планирования. Методы финансового планирования являются динамичными, развивающимися. В действующей практике используются следующие методы финансового планирования: экономический анализ, индикативный метод, нормативный метод, метод экспертных оценок, программно – целевой метод, метод экономико-математического моделирования балансовый метод.
Финансовое прогнозирование представляет собой конкретное исследование перспектив развития финансов объектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, а также научно – обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу.
Перечислим некоторые задачи финансового прогнозирования:1
1. Увязка материально –
2. Определение источников
3. Обоснование направлений
4. Определение и оценка
К задачам финансового планирования можно отнести:
1. Определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений, а также определение общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйств.
2. определение объема и
3. Обеспечение
4. Определение
экономичности обоснованного
К методам финансового прогнозирования относятся: математическое моделирование, эконометрический, трендовый, метод экспертных оценок, метод разработки сценариев, и наконец, стохастический метод. Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно-обоснованных предположений о возможных направлениях и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.
Что касается финансового планирования, то оно охватывает ряд этапов, а именно:
1. Анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущих плановых периодах;
Информация о работе Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики