Финансовый механизм и финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая политика — составная часть" экономической поли-
тики государства. В ней конкретизируются главные направления
развития народного хозяйства, определяется общий объем финан-
совых ресурсов, их источники и направления использования, раз-
рабатывается механизм регулирования и стимулирования финансо-
выми методами социально-экономических процессов. В процессе проведения финансовой политики особенно важно
требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Файлы: 1 файл

Финансовая политика государства.docx

— 51.41 Кб (Скачать)

Нематериальные активы представляют собой вложения денежных средств предприятия в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход. К нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, авторские права, торговые марки и т.д. Нематериальные активы используются длительное время, и с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, неясность при установлении прибыли их применения.

Оборотные фонды  по вещественному содержанию представляют собой запасы сырья, полуфабрикатов, топлива, тару, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Оборотные производственные фонды принимают однократное  участие в производственном процессе, изменяя при этом свою вещественно-натуральную  форму. Их стоимость полностью переносится  на вновь производственный продукт. Основное назначение оборотных фондов, заключается в обеспечении непрерывности  и ритмичности производства. Фонды  обращения связаны с обслуживанием  процесса обращения товаров. Они  включают производственную, но не реализованную продукцию, запасы товаров, денежные средства в кассе, в расчетах и другие. По характеру участия в процессе производства оборотные средства и фонды обращения тесно взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы производства в сферу обращения и наоборот. Денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, представляют собой оборотные средства.

Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых  являются:

- платежи органам  финансово-банковской системы, обусловленные  выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи  в бюджет, уплата процентов банкам  за пользование кредитами, погашение  взятых ранее ссуд, страховые  платежи и т.д.;

- инвестирование  собственных средств и капитальные  затраты (реинвестирование), связанное  с расширением производства и  техническим его обновлением,  переходом на новые прогрессивные  технологии и т. д.;

- инвестирование  финансовых ресурсов в ценные  бумаги, приобретаемые на рынке:  акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными  поставками с данным предприятием, в государственные займы и  т. п.;

- направление финансовых  ресурсов на образование денежных  фондов поощрительного и социального  характера;

- использование финансовых  ресурсов на благотворительные  цели, спонсорство и т. п. 

Управление финансовыми  ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:

1) Каковы должны  быль величина и оптимальный  состав активов предприятия, позволяющие  достичь поставленные перед предприятием  цели и задачи?

2) Где найти источники  финансирования и каков должен  быть их оптимальный состав?

3) Как организовать  текущее и перспективное управление  финансовой деятельностью, обеспечивающее  платежеспособность и финансовую  устойчивость предприятия? 

1.2. Источники формирования  финансовых ресурсов

Группировка финансовых ресурсов изображена на приложении № 1 с некоторыми добавлениями к нижесказанному.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих  предприятиях выступает стоимость  реализованной продукции (оказанных  услуг), различные части которой  в процессе распределения выручки  принимают форму денежных доходов  и накоплений. Финансовые ресурсы  формируются главным образом  за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных  отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления (плата за содержание детей в до школьных учреждениях и т.д.), мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Разворачивающиеся повсеместно в 1990-х годах процессы приватизации государственной собственности  привели к тому, что появился и  уже тогда играл важную роль еще  один источник финансовых ресурсов −  паевые и иные взносы членов трудового  коллектива.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым  и реконструируемым предприятиям, могут  быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Но первоначальное формирование финансовых ресурсов все-таки происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его  источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного  фонда показывает размер тех денежных средств — основных и оборотных— которые инвестированы в процесс производства.

Из определения  финансовых ресурсов следует, что по происхождению они разделяются  на внутренние (собственные) и внешние (привлеченные).

В свою очередь внутренние в реальной форме представлены в  стандартной отчетности в виде чистой прибыли и амортизации, а в  превращенной форме - в виде обязательств перед служащими фирмы, чистая прибыль  представляет собой часть доходов  фирмы, которая образуется после  вычета из общей суммы доходов  обязательных платежей - налогов, сборов, штрафов, пени, неустоек, части процентов  и других обязательных выплат. Чистая прибыль находится в распоряжении фирмы и распределяется по решениям ее руководящих органов.

Внешние или привлеченные финансовые ресурсы делятся также  на две группы: собственные и заемные. Такое деление обусловлено формой капитала, в которой он вкладывается внешними участниками в развитие данной фирмы: как предпринимательский  или как ссудный капитал. Соответственно результатом вложений предпринимательского капитала является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, результатом  вложений ссудного капитала - заемных  средств.

Все финансовые ресурсы  фирмы как внутренние, так и  внешние в зависимости от времени, в течение которого они находятся  в распоряжении фирмы, делятся на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (свыше одного года). Это деление достаточно условно, а масштаб временных интервалов зависит от финансового законодательства конкретной страны, правил ведения финансовой отчетности. Анализ влияния источников финансовых ресурсов на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

4. Современная финансовая политика РФ

В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

К основные направлениям (задачам) финансовой политики Росси  на современном этапе можно отнести  следующее:

- устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;

- снижение государственного  долга;

- стабилизация национальной  валюты и снижение темпов инфляции;

- развитие банковского  сектора, в первую очередь,  в части совершенствования законодательной  базы функционирования банковской  системы;

- переход к среднесрочному  планированию;

- продолжение налоговой  реформы и реформы межбюджетных  отношений (снижение налоговой  нагрузки и расширение налоговой  базы, внесение целого ряда поправок  в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).

Известно, что развитие экономики страны зависит от качества налоговой системы. В последние  годы в направлении ее совершенствования  сделано немало – сформирована налоговая  система, включающая 15 налогов и  сборов, и четыре специальных налоговых  режима, уже шесть лет действует  первая часть Налогового кодекса  РФ, из 19 глав второй части Кодекса  – принято 17 по основным налогам, введена  плоская шкала налога на доходы физических лиц.

В частности, за последние 2-3 года было сделано следующее:

- налог на прибыль  предприятий снизился с 35% до 24%;

- введен налог  на добычу полезных ископаемых;

- снижение ставки  единого социального налога с  39,5% до 35,6%;

- сокращен НДС  с 20% до 18%;

- отменен налог,  уплачиваемый с выручки от  реализации товаров;

- отменена инвестиционная  льгота;

- установление единой  ставки налога на доходы физических  лиц.

Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних  рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе  Федерального бюджета РФ, с целью  повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры. Стабилизационный фонд формируется  за счет 2-х источников, которые связаны  с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть  и часть экспортной пошлины на нефть, поступающих в бюджет при  превышении ценовой планки в 20 дол. за баррель. Кроме того, вначале 2004г. в Стабилизационный фонд было перечислено 106 млрд.руб. 2

Политика в социальной сфере: основная нагрузка лежит на регионах. В 2004 году основная тяжесть расходов на проведение социальной политики была возложена на консолидированные  бюджеты субъектов: плановые расходы  консолидированных бюджетов субъектов  по разделу «Социальная политика»  почти в 1,5 раза превышает расходы  федерального бюджета. Перемещение  центра тяжести финансирования расходов на проведение социальной политики в  регионы – сложившаяся тенденция. В расходах консолидированного бюджета  субъекта удельный вес расходов на социальную политику возрос с 2000 года почти в 1,5 раза, в расходах федерального бюджета – сократился более чем  в 2 раза. Ситуация в этой области, как  следует их положений Федеральных  законов от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», не изменится. Напротив, в результате осуществляемого разграничения  полномочий, осуществление мероприятий  социальной политики станет в большей  степени задачей субъектов РФ.1

Подводя итоги, можно  отметить, что финансовая политика России была целенаправленной, скоординированной. Об этом свидетельствует сокращение внешнего долга (в 2002 году новые внешние  заимствования не производились, в  счет погашения задолженности было выплачено 14,2 млрд. дол.)2, сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), рост ВВП (темп роста ВВП за 2003 год составил 6,6% по сравнению с 2002 годом).3

Вместе с тем  остаются проблемы: например, бюджетное  законодательство пока не в полной мере отвечает современным требования, государственный сектор по-прежнему слишком велик и трудноуправляем,остается низкая экономическая эффективность расходов федерального бюджета, при формировании бюджета в малой степени используется программно- целевые методы5; нет стабильности налогового законодательства. Стабильность налогового законодательства – основное условие привлечения инвестиций в экономику. Глава Кодекса о налогах с продаж действовала два года, затем этот налог был отменен. Отдельные главы Кодекса, принимались и принимаются без достаточных оснований и не всегда продуманно. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий. Учитывая сложность принятия изменений в Налоговый кодекс РФ, завершение налоговой реформы потребует немало времени.1

4.1. Проблемы прогнозирования

Последние десять лет в истории Российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось полностью восстановить после кризиса 1998 года капитал банковской системы. Банки стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на наш взгляд, важнее.

Государственной финансовой политике не достаёт прагматичности. Она концентрируется на общих оздоровительных мерах, часто косметического характера, направленных в основном на нормализацию нормативной базы и отчасти структуры управления финансово-посредническим сектором. Подобный «валовый» подход нейтрален к конкретным проблемам финансовой трансформации в России. Его реализация консервирует структурные сегодняшние особенности российской финансовой системы, не позволяя целенаправленно формировать финансовую структуру. Российская финансовая система нуждается в структурных изменениях, а для этого «валовая» финансовая политика должна быть дополнена элементами «селективности».

Информация о работе Финансовый механизм и финансовая политика государства