Финансовый механизм и финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая политика — составная часть" экономической поли-
тики государства. В ней конкретизируются главные направления
развития народного хозяйства, определяется общий объем финан-
совых ресурсов, их источники и направления использования, раз-
рабатывается механизм регулирования и стимулирования финансо-
выми методами социально-экономических процессов. В процессе проведения финансовой политики особенно важно
требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Файлы: 1 файл

Финансовая политика государства.docx

— 51.41 Кб (Скачать)

Решение этих проблем  предполагает множество различных  подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод  решения проблемы. Он заключается  в упорядочении и совершенствовании  всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты (в настоящее время именно таким образом изымается налог  на добавленную стоимость) и перейти  к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств  на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе  фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру.

Однако этот подход, направленный на «расшивку» всей системы  бухгалтерского учета для изменения  самого механизма изъятия налогов, не предполагает методов макроанализа. В противовес ему количественный метод оптимизации налоговой системы нацелен на определение максимально рациональных налоговых ставок в рамках действующего фискального механизма. Понятно, что он предполагает оптимизацию величин, как отдельных налоговых ставок, так и совокупного налогового бремени как на юридических, так и физических лиц. Данный метод кардинально не меняет действующей системы налогообложения и, по сути, нацелен лишь на корректировку количественных фискальных параметров. Понятно, что это направление совершенствования системы государственного регулирования предполагает применение широкого спектра микро– и макроэкономических методов и моделей.

Одним из важных направлений, стимулирующих расширение инвестиционной деятельности и деловой активности, является осуществление реформ в  налоговой сфере, обеспечивающих снижение налоговой нагрузки на производителей на основе введения в 2006–2007 гг. комплекса инвестиционно-ориентированных налоговых новаций.

С 2006 года предусматривается:

Первое – установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных  вложений.

Второе – осуществление  мер, относящихся к налогу на прибыль  организаций:

ускоренное списание амортизации на вновь вводимые основные средства в размере 10%;

снятие ограничения  на перенос убытков на будущее (30% к налоговой базе);

списание расходов на НИОКР в течение двух лет.

Главной целью финансовой политики государства в отношении  малого бизнеса должно являться устранение неблагоприятного положения малых  предприятий на рынке кредитных  и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.

Основными направлениями  кредитно–финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства  в 2005 г. были выделены: различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций; системы самофинансирования малого предпринимательства (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование.

Возможности малых  предприятий получить банковский кредит ограничены в силу более жестких  требований банков к малым предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних  достаточно длительной кредитной истории  и повышенных рисков. Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий, что существенно  повышает издержки кредитования малых  предприятий и приводит к повышению  ставок по кредитам.

В соответствии с  поручениями Президента Российской Федерации в рамках Федеральной  программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным  участием, которые будут работать с субъектами малого предпринимательства, а также создание условий для  удешевления кредитных ресурсов, направляемых на кредитование малого предпринимательства, вовлечения средств  частных инвесторов в развитие малых  предприятий.

Банк России рассматривает  вопрос о создании небанковских кредитных  организаций, которые будут осуществлять депозитно–кредитные операции и специализироваться на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого предпринимательства.

Создание общих  благоприятных условий кредитования и оздоровление финансового рынка  России в целом не исключают необходимости  сохранения специальных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства  через систему фондов поддержки  малого предпринимательства. Такая  система хорошо зарекомендовала  себя за рубежом.

Проблема нехватки у малых предприятий высокотехнологичных  основных фондов может быть решена на основе лизинга оборудования, с  помощью которого малые предприятия, не имея достаточных средств и  не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.

Несмотря на относительно малый объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, развитие лизинговых операций, ориентированных на малый бизнес, приносит положительные результаты.

Мониторинг деятельности 9 региональных лизинговых компаний (по данным ФФПМП), работающих с малыми предприятиями, показал, что средний  процент лизингополучателей – субъектов  малого предпринимательства от общего количества клиентов составляет 61,5%, при  этом из общего количества заключенных  договоров на автотранспорт приходится 28,2%, на торговое оборудование –27%, компьютеры и другую оргтехнику – 8,6%, на производственное оборудование – всего 4,5%, сельскохозяйственное оборудование – 1,3%.

Эффективная работа лизинговых компаний позволяет не только своевременно и в полном объеме получать лизинговые платежи и комиссионное вознаграждение, но и отчислять соответствующие  суммы налогов в бюджеты, превышающие объемы средств, первоначально выделенных на их финансовую поддержку.

Лизинговые компании в настоящее время испытывают значительные трудности в привлечении  дополнительных оборотных средств. Существуют проблемы, вытекающие из общей  неразвитости рынка: финансовая маломощность предприятий, отсутствие традиций цивилизованного  поведения лизингополучателей, неполнота  правовой базы, неясность налоговых  правил, недоработка механизма возврата имущества, отсутствие развитого рынка  подержанного оборудования.

Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов финансирования малого предпринимательства  является венчурное инвестирование. Инвестиции венчурного капитала сопряжены  с длительными сроками вложений, относительно повышенными рисками, но обеспечивают более высокую доходность в случае успешного развития получателей  инвестиций. Эти средства вкладываются, в основном, в уставной капитал  вновь созданных малых и средних  предприятий, ориентированных, как  правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов.

Для становления  малых предприятий и деятельности предпринимателей без образования  юридического лица важное значение имеет проблема быстрого доступа к кредитным ресурсам в относительно малых суммах, используемым в качестве оборотных средств – микрофинансирование. По оценкам Ресурсного центра малого предпринимательства объем рынка микрофинансирования в России составляет около 7 млрд. долларов.

Только в 1998–2003 гг. началась реализация нескольких программ микрофинансирования на общую сумму около 100 млн. долларов на региональном уровне при содействии ФФПМП и ряда зарубежных и международных организаций.

Значительным инвестиционным резервом для малого предпринимательства  является внебанковский рынок капитала, в том числе система обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в развитие малого предпринимательства.

Развитие государственной  финансовой поддержки малого предпринимательства  должно способствовать созданию базы для рациональной структуры как регионального хозяйства, так и экономики России в целом. Достижение этой цели связано с разработкой специальных механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и решением комплекса взаимосвязанных вопросов, включающих развитие системы гарантий и внедрение компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательства, информационную поддержку, подготовку кадров, формирование соответствующей инфраструктуры финансовых институтов поддержки малого предпринимательства, эффективную координацию действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.

Государственная финансово-кредитная  поддержка малого предпринимательства  должна осуществляться по двум основным направлениям.

Первое из них  связано с оказанием субъектам  малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций. Такая финансовая помощь может являться как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации.

Второе направление  – косвенная финансовая поддержка  малого предпринимательства, нацеленная на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. Соответствующие  меры должны включать общегосударственные  и региональные режимы налогообложения  малых предприятий, внедрение упрощенных схем взимания налогов; установление норм ускоренной амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями; распространение системы лизинга  и др.

Должен получить развитие механизм гарантий по инвестиционным кредитам малым предприятиям, включая  предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, принимающим участие  в финансировании сферы малого предпринимательства.

Одним из направлений  формирования благоприятной среды  для развития предпринимательства  является имущественная поддержка  субъектов малого предпринимательства, которая заключается в приобретении или аренде производственных площадей или оборудования предприятий, находящихся  в государственной собственности. До настоящего времени не решены проблемы эффективного и рационального использования  недвижимого имущества, обусловленные  целым рядом факторов: излишками  площадей на предприятиях, недогрузкой  производственных мощностей и оборудования; недостроенными или замороженными  производственно-техническими корпусами  или строениями и т.д.

Аренда, как преобладающая  форма размещения малого бизнеса, становится малым предприятиям не по силам из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий  аренды и стремления арендодателей  перенести на арендаторов всю  тяжесть расходов по содержанию имущества. Это сдерживает развитие малых предприятий  производственного и научно-технического профиля.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в рамках предоставленных  полномочий Минимущество России и МАП России содействуют решению имущественных вопросов поддержки малого предпринимательства. 

3.Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы  предприятия — это денежные доходы и поступления, находящиеся в  распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществлению  затрат по расширенному воспроизводству  и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления  денежных средств от финансово банковской системы в порядке перераспределения.

Финансовые ресурсы  направляются на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, а также остаются в резерве. Финансовые ресурсы, используемые на развитие производственного процесса (покупка сырья, товаров и других предметов труда, орудий труда, рабочей  силы, прочих элементов производства), представляют собой капитал в  его денежной форме. Таким образом, капитал – это часть финансовых ресурсов.

Капитал – это  стоимость, приносящая прибавочную  стоимость. Только вложения в хозяйственную  деятельность, его инвестирование создают  прибыль. Капитал должен постоянно  совершать кругооборот. Чем больше за год будет совершено оборотов капитала, тем больше у инвестора  будет годовая прибыль.

В структуру капитала входят денежные средства, вложенные  в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения.

Основные фонды  представляют собой средства труда (здания, оборудование, транспорт и  т.д.), которые многократно используют в хозяйственном процессе, не изменяя  при этом свою вещественно-натуральную  форму. Стоимость основных фондов, за исключением земельных участков, частями, по мере износа, переносятся  на стоимость продукции и возвращаются в процессе реализации. Денежные суммы, соответствующие снашиванию основных средств, накапливаются в амортизационном  фонде. Он находится в постоянном движении. Денежные средства, авансированные на приобретение основных фондов, называются основными средствами. Роль финансов в опосредовании кругооборота стоимости основных фондов путем формирования и использования денежных фондов целевого назначения.

Информация о работе Финансовый механизм и финансовая политика государства