Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:57, контрольная работа
Финансовая политика — составная часть" экономической поли-
тики государства. В ней конкретизируются главные направления
развития народного хозяйства, определяется общий объем финан-
совых ресурсов, их источники и направления использования, раз-
рабатывается механизм регулирования и стимулирования финансо-
выми методами социально-экономических процессов. В процессе проведения финансовой политики особенно важно
требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.
1.Финансовый
механизм и финансовая
политика государства
Совокупность государственных мероприятий по использованию
финансовых отношений для выполнения государством своих функ-
ций представляет собой финансовую политику. Содержание финан-
совой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий
комплекс мероприятий:
(1) разработку общей концепции финансовой политики, опре-
деление ее основных направлений, целей, главных задач;
(2) создание адекватного финансового механизма;
(3) управление финансовой деятельностью государства и других
субъектов экономики.
Финансовая политика — составная часть" экономической поли-
тики государства. В ней конкретизируются главные направления
развития народного хозяйства, определяется общий объем финан-
совых ресурсов, их источники и направления использования, раз-
рабатывается механизм регулирования и стимулирования финансо-
выми методами социально-экономических процессов. В процессе проведения финансовой политики особенно важно
требование обеспечения
ее взаимосвязи с другими
1.2.Цели финансовой политики Несмотря на все особенности формиро-
вания финансовой политики, можно выделить два целевых направ-
ления ее проведения: фискальное и регулирующее.
Любая финансовая политика в первую очередь предполагает
решение фискальных задач государства, которые связаны с баланси-
рованием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства по-
крываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь та-
кого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществле-
нии расходов более динамичны и, как правило, превышают воз-
можности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно при-
ходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов.
И то и другое направление является сложным с точки зрения его
практического осуществления.
Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что
это приводит к росту налогового бремени плательшиков и противо-
речиво влияет на всю совокупность получаемых государством дохо-
дов. Механизм воздействия налоговой нагрузки на объем посту-
пающих доходов определяется законом Лэффера
Суть закона заключается в следующем. Первоначально рост нало-
гового бремени приводит к увеличению доходов государства и постепенно достигается точка оптимума, которая характеризует наилучший уровень налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а с другой — государство, получающее максимум
доходов. При дальнейшем повышении налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов сокрашается и стремится к нулевой отметке при 100%-ном уровне изъятия. Такое снижение доходов происходит объективно за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и субъективно посредством сокрытия объектов обложения и уклонения от уплаты налогов.
Балансирование доходов и расходов государства возможно так-
же при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно
сложен, потому что может затрагивать интересы предпринимателей
и больших социальных групп населения, что приводит к опреде-
ленным социальным издержкам. Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального эффекта, так как первоначально стимулирует увеличение смежных затрат.
Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает
проведение регулирования экономических процессов. Государство
располагает определенными инструментами, которые оказывают
влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государст-
венный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и
нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые от-
ношения.
К регулируемым экономическим процессам относятся: эконо-
мический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного
курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий.
Регулирование может осуществляться государством стихийно или
сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных
целей регулирования и основной задачей финансовой политики
является фискальная, то в таком случае регулирование осуществля-
ется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда ока-
зывает влияние на интересы экономических субъектов. Положи-
тельный или отрицательный результат такого регулирования опре-
деляется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.
В настоящее время регулирование является обязательным эле-
ментом финансовой политики любого государства и сознательно
используется для достижения целей экономического развития. Су-
ществует два механизма финансового регулирования: стимулирую-
щий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на
увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посред-
ством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных рас-
ходов для обеспечения экономического роста и занятости населе-
ния. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением
денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиле-
ния налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирова-
ния, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации де-
нежного обращения.
При этом возникают определенные сложности, которые связа-
ны с выбором целей регулирования. С помощью одного и того же
механизма регулирования нельзя воздействовать на все экономиче-
ские процессы для достижения одновременного положительного
воздействия на них. Однако выбор целей в нормальной экономической ситуации осуществляется государством достаточно просто, так как экономический спад и рост инфляции обычно одновременно
не происходят- Ценообразование бывает сложным в условиях стаг-
фляции, когда снижение экономической активности и депрессия
сочетаются с высокими темпами инфляции. В этой ситуации госу-
дарству приходится делать сложный выбор: либо регулировать де-
нежное обращение,
стабилизировать цены и тем самым
жертвовать экономическим ростом, либо
стимулировать деловую
Финансовый механизм Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой систему установлен-
ных государством форм, видов и методов организации финан-
совых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их
формирования, система законодательных норм и нормативов,
которые используются при определении доходов и расходов го-
сударства, организации бюджетной системы, финансов пред-
приятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регу-
лирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, раз-
рабатывается для финансовых отношений, в которых непосредст-
венно участвует государство. В его сферу включаются налоги, госу-
дарственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова-
ние, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса,
финансовое планирование.
В этом случае государством детально разрабатывается вся сис-
тема организации финансовых отношений, обязательная для всех
его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм
может распространяться и на другие виды финансовых отношений,
в которых государство непосредственно не участвует.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные пра-
вила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем
прямо интересы государства.
Такая разновидность
механизма характерна для организации внутрихозяйственных фи-
нансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае го-
сударство устанавливает общий порядок использования финансо-
вых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и
Других обязательных
платежей, а предприятие самостоятельно
разрабатывает формы, виды денежных фондов,
порядок их образования и направления
использования.
2.Улучшение системы российских финансов
В последнее время проводится много исследований, в которых делается попытка оценить эффективность отдельных сторон фискальной системы с помощью отыскания точек Лаффера для конкретных видов налоговых сборов. Вместе с тем концепция кривой Лаффера изначально создавалась применительно к понятию совокупного налогового бремени, т.е. всей массы налоговых отчислений.
Будем отыскивать точки Лаффера для усредненного макроэкономического показателя налогового бремени. Под последним мы будем понимать долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны в объеме валового внутреннего продукта (ВВП) (в более общем случае можно использовать и показатель валового национального продукта)1.
В общем случае поставленную задачу можно решить эконометрическими способами, в основе которых лежит постулат о том, что объем производства нелинейно зависит от величины налогового бремени.
Учитывая, что для российской экономики еще не сформированы ретроспективные динамические ряды, достаточные для проведения корректных эконометрических расчетов, можно воспользоваться другими способами оценки эффективности фискальной политики. К числу подобных альтернативных подходов можно отнести методы точечно-кусочной аппроксимации анализируемого процесса с помощью степенной функции, которые принципиально отличаются от эконометрических методов, основанных на интервальной аппроксимации. Здесь возможны два варианта расчета: обобщенный трехпараметрический и упрощенный двухпараметрический.
На основании этих методов был проведен анализ фискальной политики России с 1990 до 2003 года1. Из расчетов были получены следующие выводы. Фискальная система российской экономики в течение всего анализируемого периода испытывала постоянные встряски. Это выразилось, по крайней мере, в двух обстоятельствах. Во-первых, наблюдался значительный разброс значений фактического налогового бремени: от 21,5% в 1996 г. до 27,4% в 1993 г.; такая разница составляет 27% от базы 1996 г., что весьма чувствительно для любой экономики. Во-вторых, отсутствовала единая тенденция динамики показателя уровня фактического налогового бремени, который совершал постоянные колебания вверх–вниз. Такое положение дезориентировало экономических агентов и предопределило противоречивость результатов всех последующих расчетов, в которых лишь отразилась общая неопределенность экономической ситуации в стране.
На протяжении почти
всего переходного периода
Информация о работе Финансовый механизм и финансовая политика государства