Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.

Оглавление

Введение
Формы и классификация ревизии
Виды и стандарты аудита
Сравнительный анализ характеристики ревизии и аудита
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 75.28 Кб (Скачать)

     Аудит проводится по инициативе и требованию руководства организации для  внутреннего пользования и анализа  хозяйственной деятельности, а также  проводится аудит, заключение о котором  необходимо представлять в вышестоящие  органы и в налоговую инспекцию.

     В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний.

     Внешний аудит - это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам. Внешний аудит не зависим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними потребителями его информации. 

     Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских  фирм или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия  аудиторской деятельностью на территории Республики Беларусь.

     Целью внешнего аудита является проверка достоверности  учетной информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения  учета.

     Объектом  внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых  зависит финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность  предприятия.

     Основными задачами внешнего аудита являются:

     · проверка учетных записей и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;

     · оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь;

     · определение уровня организации  бухгалтерского учета, его качества, правильности составления бухгалтерских  записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность предприятия и ее результаты;

     · проверка правильности исчисления себестоимости  продукции (работ, услуг), расчета прибыли  и ее распределения;

     · проверка правильности и своевременности  расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими;

     · проверка законности внешнеэкономических  операций, расчетов с зарубежными  контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и правильности отражения операций по покупке и  продаже валюты на бирже;

     · оказание помощи субъектам хозяйствования в создании ими совместных предприятий  с зарубежными фирмами, участие  в обсуждении кандидатур возможных  деловых партнеров и контрагентов;

     · подтверждение своевременности  и полноты формирования уставного  капитала субъектами хозяйствования;

     · оказание помощи в оценке эффективности  деятельности клиентов, защита интересов  собственников и государства;

     · выражение мнения аудитора по финансовым отчетам и хозяйственным операциям  на предмет их соответствия действующим  и применяемым нормативным актам;

     · составление финансовой отчетности и деклараций о доходах;

     · анализ финансово-хозяйственной деятельности;

     · оценка активов и пассивов предприятия;

     · консультирование по правовым и организационно-экономическим  аспектам;

     · постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в  совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам его организации, налогообложения, расчетов;

     · обеспечение клиентов нормативными и инструктивными материалами;

     · организация бухгалтерского учета  у предприятий-клиентов при отсутствии квалифицированных кадров или по другим причинам;

     · восстановление учета на основе предоставленной  первичной документации.

     Внутренний  аудит - это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками.

     Цель  внутреннего аудита - оказание помощи административному аппарату субъекта хозяйствования в организации и поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия.

     Объектом  внутреннего аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия [9, с.17].

     Главная задача внутренних аудиторов - удовлетворение потребностей администрации и собственников в части предоставления достоверной информации по интересующим их вопросам.

     Работниками органов внутреннего аудита выполняются  следующие функции:

     · проверка состояния активов и  пассивов подведомственных предприятий, организаций и учреждений, филиалов;

     · анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов;

     · проверка соблюдения законности и исполнительской  дисциплины, состояния работы по повышению  эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии;

     · поиск резервов упрощения структуры  и удешевления содержания управленческого  аппарата;

     · контроль за сохранностью имущества  предприятий;

     · выявление финансовых и хозяйственных  нарушений, недостач, излишков, фактов бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным злоупотреблениям;

     · контроль правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности, выявление внутрихозяйственных  резервов повышения эффективности  производства.

     Однако  внутренний аудит не может заменить внешний, так как он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию и подотчетен ему.

     Кроме того, в экономической литературе выделяют и другие виды аудита. 
 
 
 
 

Классификация видов аудита 

Классификационный признак Классификационная группа
В зависимости  от назначения аудита Внешний и внутренний
По  степени необходимости проверок Обязательный  и инициативный
В зависимости от сферы деятельности Финансовый  и производственный
По  видам деятельности субъектов хозяйствования Банковский, страховой, фондовый и общий
По  направлениям аудита Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный (запасный), затратный, операционный, маркетинговый, экологический
В зависимости  от интересов клиента Бухгалтерской отчетности и специальный аудит
По  частоте проведения Систематический, периодический, эпизодический
По  методу проверки Сплошной и  выборочный
По  временным этапам и отношению  к процессу управления Предварительный, последующий и прогнозный
По  охвату проверяемых вопросов Полный (комплексный) и частичный (тематический)
В зависимости  от способа получения информации Документальный  и фактический
По  способу работы с информацией Ручной и  автоматизированный
В зависимости  от инициаторов проверки Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных органов, аудит по инициативе собственников  и акционеров
В зависимости  от организационно-правовых форм хозяйствования Аудит хозяйственных  товариществ и обществ, проверка государственных и коммунальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций
По  количеству проведенных проверок в  организации Впервые проводимый и очередной
По  пользователям финансовой отчетности, подтвержденной аудитом Руководство организации  и структурных подразделений, собственники и акционеры, инвесторы и кредиторы  и другие заинтересованные пользователи

     Сегодня в Беларуси сложилась прочная законодательная и методологическая база аудита. Её основу составляют Закон «Об аудиторской деятельности » и 38 правил аудиторской деятельности, разработанных Минфином. Качество аудита во всём мире определяется тем, как аудиторы соблюдают свои профессиональные стандарты. К сожалению, есть немало упущений. По результатам 78 проверок, проведённых Минфином, 3 аудиторские фирмы и 4 предпринимателя были лишены лицензий. У многих других тоже обнаружены нарушения в порядке заключения договоров, в ведении рабочей документации, планирования, определения уровня существенности, несоблюдении формы аудиторских заключений и т.д. Нарушались лицензионные требования, особенно в части численности работников и страховании ответственности. 

     Нередко нарушения связаны с малочисленностью аудиторских фирм. Сегодня лишь 9 из 141 организации имеют в штате  более 10 аудиторов, а в 100 - по 3 (минимум, требуемый Законом). И то, порой  эти единицы существуют только при  подаче документов на лицензию. Между  тем квалификационными аттестатами  аудиторов обладают 1230 человек.

     Нередко у директоров фирм нет опыта аудиторской  деятельности. Поэтому было бы целесообразно  закрепить в законодательстве требование о том, что для руководства  аудиторской фирмой, помимо квалификационного  аттестата, требуется и определённый стаж работы аудитором. Другая причина  нарушений - слабость внутреннего контроля качества аудиторских услуг, а порой  и полное его отсутствие. Такие  проблемы обнаружены в 8 аудиторских  организациях из 12 проверенных. Малочисленные  фирмы вообще не в состоянии обеспечить в полной мере требования правила  «Внутренний контроль качества аудита».

     Несоблюдение  аудиторами требований по обеспечению  внутреннего контроля качества приводит к некачественному проведению аудита. Согласно инспекции МНС, за период, проверенный аудиторами, только столичными налоговиками в 2007 году установлены  нарушения налогового и иного  законодательства у более, чем 500 субъектов  предпринимательской деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРЕКТЕРИСТИКИ РЕВИЗИИ И АУДИТА 

     Общим между аудитом и ревизией прежде всего является то, что они проводятся на основе документально проверенных  показателей. Однако между ними есть и существенные отличия, которые  можно рассматривать с их сущностью, целями, характером, правовым регулированием, объектами, связями, принципу оплаты работы, практическими задачами и результатами.

  Ревизия проводится на основании приказов государственных органов управления. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали) средства из бюджетов всех уровней, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

  Аудит является видом предпринимательской деятельности, тогда как ревизия представляет собой исполнительную деятельность. Контрольно-ревизионный аппарат и аудиторы используют во время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий одинаковые методические приемы, источники информации, в частности, законодательные и нормативно-правовые акты, первичные документы и регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность.

       Правовое регулирование ревизии  и аудита также разное.

 Аудит  как независимая форма контроля  добровольно выбирается владельцем, который формулирует вопросы,  на которые аудиторы должны  дать обоснованные выводы для  дальнейшего усовершенствования  работы предприятия. 

       Кредиторы, акционеры, учредители, владельцы ценных бумаг и другие  субъекты заинтересованы, чтобы  проверка достоверности отчетности  была проведена надлежащим образом,  чтобы правильно были начислены  и уплачены налоги в бюджет, ибо в этом случае, если будут  конфликтные ситуации с налоговой  администрацией, они будут иметь  надежная защита в лице аудитора  или аудиторской фирмы. 

  Аудит отличается от ревизии не только целями, но и организационными формами проведения. Аудит выполняют независимые аудиторские фирмы или лица, осуществляющие частную предпринимательскую деятельность, имеют сертификат и включены в Национальный реестр на проведение аудита, причем на платной основе по договорам с администрацией различных предпринимательских структур. Аудитор и аудиторские фирмы несут ответственность перед внешними потребителями (акционерами, кредиторами) относительно качества сделанного заключения в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством.

Информация о работе Финансовый контроль