Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа
Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.
Введение
Формы и классификация ревизии
Виды и стандарты аудита
Сравнительный анализ характеристики ревизии и аудита
Заключение
Список использованных источников
Аудит
проводится по инициативе и требованию
руководства организации для
внутреннего пользования и
В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний.
Внешний
аудит - это независимая проверка, осуществляемая
аудиторской организацией или аудитором
по договорам. Внешний аудит не зависим
по отношению к контролируемому предприятию,
но он несет ответственность перед внешними
потребителями его информации.
Внешний
аудит проводится сотрудниками аудиторских
фирм или аудиторами-
Целью внешнего аудита является проверка достоверности учетной информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета.
Объектом внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых зависит финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность предприятия.
Основными задачами внешнего аудита являются:
· проверка учетных записей и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;
· оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь;
· определение уровня организации бухгалтерского учета, его качества, правильности составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность предприятия и ее результаты;
· проверка правильности исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), расчета прибыли и ее распределения;
· проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими;
· проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и правильности отражения операций по покупке и продаже валюты на бирже;
·
оказание помощи субъектам хозяйствования
в создании ими совместных предприятий
с зарубежными фирмами, участие
в обсуждении кандидатур возможных
деловых партнеров и
· подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектами хозяйствования;
· оказание помощи в оценке эффективности деятельности клиентов, защита интересов собственников и государства;
·
выражение мнения аудитора по финансовым
отчетам и хозяйственным
· составление финансовой отчетности и деклараций о доходах;
·
анализ финансово-хозяйственной
· оценка активов и пассивов предприятия;
·
консультирование по правовым и организационно-
· постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам его организации, налогообложения, расчетов;
· обеспечение клиентов нормативными и инструктивными материалами;
· организация бухгалтерского учета у предприятий-клиентов при отсутствии квалифицированных кадров или по другим причинам;
· восстановление учета на основе предоставленной первичной документации.
Внутренний аудит - это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками.
Цель внутреннего аудита - оказание помощи административному аппарату субъекта хозяйствования в организации и поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия.
Объектом внутреннего аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия [9, с.17].
Главная задача внутренних аудиторов - удовлетворение потребностей администрации и собственников в части предоставления достоверной информации по интересующим их вопросам.
Работниками органов внутреннего аудита выполняются следующие функции:
· проверка состояния активов и пассивов подведомственных предприятий, организаций и учреждений, филиалов;
· анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов;
·
проверка соблюдения законности и исполнительской
дисциплины, состояния работы по повышению
эффективности, рентабельности производства,
осуществлению строжайшего
· поиск резервов упрощения структуры и удешевления содержания управленческого аппарата;
· контроль за сохранностью имущества предприятий;
· выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, фактов бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным злоупотреблениям;
·
контроль правильности ведения бухгалтерского
учета и достоверности
Однако внутренний аудит не может заменить внешний, так как он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию и подотчетен ему.
Кроме
того, в экономической литературе
выделяют и другие виды аудита.
Классификация
видов аудита
Классификационный признак | Классификационная группа |
В зависимости от назначения аудита | Внешний и внутренний |
По степени необходимости проверок | Обязательный и инициативный |
В зависимости от сферы деятельности | Финансовый и производственный |
По видам деятельности субъектов хозяйствования | Банковский, страховой, фондовый и общий |
По направлениям аудита | Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный (запасный), затратный, операционный, маркетинговый, экологический |
В зависимости от интересов клиента | Бухгалтерской отчетности и специальный аудит |
По частоте проведения | Систематический, периодический, эпизодический |
По методу проверки | Сплошной и выборочный |
По временным этапам и отношению к процессу управления | Предварительный, последующий и прогнозный |
По охвату проверяемых вопросов | Полный (комплексный) и частичный (тематический) |
В зависимости от способа получения информации | Документальный и фактический |
По способу работы с информацией | Ручной и автоматизированный |
В зависимости от инициаторов проверки | Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных органов, аудит по инициативе собственников и акционеров |
В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования | Аудит хозяйственных товариществ и обществ, проверка государственных и коммунальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций |
По количеству проведенных проверок в организации | Впервые проводимый и очередной |
По пользователям финансовой отчетности, подтвержденной аудитом | Руководство организации и структурных подразделений, собственники и акционеры, инвесторы и кредиторы и другие заинтересованные пользователи |
Сегодня
в Беларуси сложилась прочная законодательная
и методологическая база аудита. Её основу
составляют Закон «Об аудиторской деятельности
» и 38 правил аудиторской деятельности,
разработанных Минфином. Качество аудита
во всём мире определяется тем, как аудиторы
соблюдают свои профессиональные стандарты.
К сожалению, есть немало упущений. По
результатам 78 проверок, проведённых Минфином,
3 аудиторские фирмы и 4 предпринимателя
были лишены лицензий. У многих других
тоже обнаружены нарушения в порядке заключения
договоров, в ведении рабочей документации,
планирования, определения уровня существенности,
несоблюдении формы аудиторских заключений
и т.д. Нарушались лицензионные требования,
особенно в части численности работников
и страховании ответственности.
Нередко
нарушения связаны с
Нередко у директоров фирм нет опыта аудиторской деятельности. Поэтому было бы целесообразно закрепить в законодательстве требование о том, что для руководства аудиторской фирмой, помимо квалификационного аттестата, требуется и определённый стаж работы аудитором. Другая причина нарушений - слабость внутреннего контроля качества аудиторских услуг, а порой и полное его отсутствие. Такие проблемы обнаружены в 8 аудиторских организациях из 12 проверенных. Малочисленные фирмы вообще не в состоянии обеспечить в полной мере требования правила «Внутренний контроль качества аудита».
Несоблюдение
аудиторами требований по обеспечению
внутреннего контроля качества приводит
к некачественному проведению аудита.
Согласно инспекции МНС, за период,
проверенный аудиторами, только столичными
налоговиками в 2007 году установлены
нарушения налогового и иного
законодательства у более, чем 500 субъектов
предпринимательской
3.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ХАРЕКТЕРИСТИКИ РЕВИЗИИ
И АУДИТА
Общим между аудитом и ревизией прежде всего является то, что они проводятся на основе документально проверенных показателей. Однако между ними есть и существенные отличия, которые можно рассматривать с их сущностью, целями, характером, правовым регулированием, объектами, связями, принципу оплаты работы, практическими задачами и результатами.
Ревизия проводится на основании приказов государственных органов управления. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали) средства из бюджетов всех уровней, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.
Аудит является видом предпринимательской деятельности, тогда как ревизия представляет собой исполнительную деятельность. Контрольно-ревизионный аппарат и аудиторы используют во время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий одинаковые методические приемы, источники информации, в частности, законодательные и нормативно-правовые акты, первичные документы и регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность.
Правовое регулирование
Аудит
как независимая форма
Кредиторы, акционеры,
Аудит отличается от ревизии не только целями, но и организационными формами проведения. Аудит выполняют независимые аудиторские фирмы или лица, осуществляющие частную предпринимательскую деятельность, имеют сертификат и включены в Национальный реестр на проведение аудита, причем на платной основе по договорам с администрацией различных предпринимательских структур. Аудитор и аудиторские фирмы несут ответственность перед внешними потребителями (акционерами, кредиторами) относительно качества сделанного заключения в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством.