Рабочий
план ревизии
содержит перечень объектов ревизии, объём
работ, способы проверки, список исполнителей
и сроки выполнения работ. Подписывается
руководителем ревизионной группы и согласовывается
с руководителем ревизуемой организации.
содержание рабочего плана ревизии может
уточняться и корректироваться в связи
с обстоятельствами, открывающимися в
ходе ревизии.
В необходимых случаях ревизии
проводятся по постановлениям
органов предварительного следствия или
определениям судов (постановлением судей).
По
прибытии в ревизуемую
организацию: руководитель ревизионной
группы либо работник, производящий проверку
(ревизию):
- предъявляет
руководителю проверяемой организации,
а при его отсутствии – уполномоченному
заместителю руководителя, документ, подтверждающий
его полномочия,
- предписание
на проведение проверки (ревизии)
- знакомит
его с задачами предстоящей проверки (ревизии)
- вносит необходимые
сведения в книгу учета проверок (ревизий).
ПРИЁМЫ
И СПОСОБЫ РЕВИЗИОННОЙ
ПРОВЕРКИ: |
- изучение
внутрихозяйственного учета, контроля
и экономического анализа;
|
- проверка
документов;
|
- сопоставление
:
|
- бухгалтерских
записей по учету с оправдательными документами,
|
данных
бухгалтерского учета с данными отчетности, |
данных
учета и отчетности с плановыми данными
(сметой, балансом доходов и расходов и
другими); |
записей,
документов и фактических данных по одним
операциям с записями, документами и фактическими
данными по связанным с ними другим операциям |
- встречные
проверки
|
- сличение:
|
- выписок
банка по расчетным, валютным и другим
счетам с подлинными записями по этим
счетам в банке
|
-
документов, послужившими основанием
для учётных записей, с копиями;
|
- сличения
копий документов, имеющихся в ревизуемой
организации, с оригиналами;
|
- контрольные
обмеры объемов выполненных работ;
|
- взвешивание
и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов
и готовых изделий;
|
- контрольные
запуски сырья и материалов в производство,
контрольные анализов сырья, материалов
и готовой продукции
|
- проверка
полноты оприходования готовой продукции,
|
- проверка
соблюдения норм естественной убыли при
хранении и транспортировке материальных
ценностей;
|
- проверка
бухгалтерского учета денежных средств
и материальных ценностей
|
- проверка
организации их охраны, состояния пропускной
системы;
|
|
Поверка
может проводиться с использованием
следующих контрольных приёмов:
- изучения
действующей на проверяемом объекте системы
внутрихозяйственного учета, контроля
и экономического анализа;
- проверки
документов;
- сопоставления
бухгалтерских записей по учету с оправдательными
документами, данных бухгалтерского учета
с данными отчетности, данных учета и отчетности
с соответствующими плановыми данными
(сметой, балансом доходов и расходов и
другими);
- сопоставления
записей, документов и фактических данных
по одним операциям с записями, документами
и фактическими данными по связанным с
ними другим операциям
- проведения
встречных проверок
- сличения
на ревизуемом объекте выписок банка по
расчетным, валютным и другим счетам с
подлинными записями по этим счетам в
банке, а также путем ознакомления с документами,
послужившими основанием для производства
указанных записей, для сопоставления
их с копиями;
- сличения
копий платежных документов, имеющихся
в ревизуемой организации, с платежными
документами, хранящимися в банке;
- контрольных
обмеров объемов выполненных работ; взвешивания
и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов
и готовых изделий; контрольных запусков
сырья и материалов в производство, контрольных
анализов сырья, материалов и готовой
продукции для установления действительных
расходов сырья и материалов и соответствия
продукции государственным стандартам,
правильности списания на производство
сырья и материалов, а также установления
норм их расходов;
- проверки
полноты оприходования готовой продукции,
соблюдения норм естественной убыли при
хранении и транспортировке материальных
ценностей;
- проверки
соблюдения установленного порядка ведения
бухгалтерского учета денежных средств
и материальных ценностей организации
их охраны, состояния пропускной системы;
Применение
приёмов экономического анализа
в процессе проведения проверок:
Ряд
контрольных задач решается с
применением методов и приёмов
экономического анализа (например, ведомости
и группировки вскрытых фактов однородных
нарушений, аналитические расчёты и таблицы,
подсчёт резервов повышения эффективности
работы).
Аналитическая
процедура представляет собой анализ
и оценку полученной информации, исследование
важнейших финансовых и экономических
показателей проверяемого субъекта
предпринимательской деятельности с
целью выявления необычных или неверно
отраженных в бухгалтерском
учете фактов хозяйственной
деятельности, а также выяснение их причин.
Основными
целями аналитических процедур являются:
- изучение
деятельности ревизуемой организации;
- оценка финансового
положения и перспектив развития субъекта;
- выявление
наличия или отсутствия необычных
или неверно отраженных в бухгалтерском
учете фактов хозяйственной деятельности;
- сокращение
числа контрольных процедур;
- выявление
причин ошибок и искажений
в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Могут
применяться следующие аналитические
процедуры:
- сопоставление
показателей бухгалтерской (финансовой)
отчетности с плановыми (сметными) показателями
субъекта;
- сопоставление
фактических показателей
бухгалтерской (финансовой) отчетности
за различные периоды;
- сопоставление
показателей бухгалтерской (финансовой)
отчетности со среднеотраслевыми данными;
- сопоставление
финансовой и нефинансовой информации;
- сопоставление
показателей бухгалтерской отчетности
и связанных с ними относительных коэффициентов
отчетного периода с нормативными значениями,
устанавливаемыми действующим законодательством
и самим субъектом;
- другие
виды аналитических процедур,
в том числе учитывающие особенности организационной
структуры проверяемого субъекта.
При
выполнении аналитических процедур
могут использоваться разнообразные
методы: от простого сравнения до комплексного
анализа, использующего математические
и статистические методы.
По результатам ревизии финансово-хозяйственной
деятельности, а также в случае
выявления серьезных нарушений
законодательства составляется акт.
Результаты
ревизий, в ходе которых не установлено
указанных нарушений, оформляются
справками.
В
случаях, когда выявленное нарушение
или злоупотребление может быть
скрыто или по выявленным фактам необходимо
принять срочные меры к их устранению
и привлечению к ответственности
виновных лиц, не ожидая окончания ревизии,
составляется отдельный промежуточный
акт, от лиц, причастных к выявленным нарушениям
в обязательном порядке и требуются письменные
объяснения. Одновременно проверяющий
должен предложить руководству ревизуемого
объекта принять меры по устранению нарушений,
недопущению их в дальнейшем и возмещению
причиненного ущерба.
Промежуточные
акты составляются также по результатам
проверки кассы (фактического наличия
ценностей в кассе или у подотчетного
лица), материальных ценностей у материально
ответственных лиц или у экспедирующих
ценности, а также в схожих случаях.
Результаты
ревизии излагаются в акте на основе:
- проверенных
данных и фактов, вытекающих из имеющихся
в ревизуемых организациях документов
и материалов;
- проведенных
встречных проверок;
- фактических
проверок действительности совершенных
операций;
- итогов взвешивания
и обмера сырья и материалов по данным
произведенных в ходе ревизии инвентаризаций;
- проведения
контрольных обмеров, контрольных запусков
сырья и материалов в производство, контрольных
анализов сырья, материалов и готовой
продукции;
- данных проверки
качества продукции, соблюдения технических
условий и технологических режимов производства,
соответствия продукции государственным
стандартам, а также других данных, вытекающих
из заключений специальных экспертиз.
Требования
к составлению актов ревизии:
- В акте проверки
(ревизии) должны быть соблюдены объективность,
ясность, точность, лаконичность,
доступность и системность изложения
выявленных фактов.
- Не допускается
включение в акт проверки (ревизии) различного
рода не подтвержденных
документально выводов, предположений
и данных о деятельности проверяемой организации,
а также ссылок на
показания должностных
лиц, данные ими правоохранительным
органам.
- В актах ревизий
не должна даваться
оценка действиям должностных лиц.
Выявленные
факты нарушений финансовой дисциплины,
недостатков в постановке учета
и отчетности следует сопоставить
с результатами ранее проводившихся
проверок (ревизий).
В
акте ревизии указываются:
1.основание
назначения проверки (ревизии), дата
и номер предписания на ее
проведение, должности, фамилии и
инициалы лиц, проводивших проверку
(ревизию);
2.даты
начала и завершения проверки
или ревизии (в случае перерывов
указывается их период), место
составления акта проверки (ревизии);
3.должности,
фамилии и инициалы работников
проверяемой организации, обязанных
в соответствии с законодательством
и настоящей Инструкцией подписать
акт проверки (ревизии), с обязательным
указанием периода их работы
на занимаемых должностях, а также
иных лиц, привлекаемых к проверке
(ревизии);
4.наименование,
местонахождение и подчиненность
проверяемой организации, ее учетный
номер плательщика, реквизиты
расчетного счета;
5.наличие
книги учета проверок (ревизий), а
также информация о произведенной
в ней записи о данной проверке
(ревизии);
6.кем
и когда были проведены предыдущие
проверки (ревизии) за проверяемый
период по аналогичной тематике,
какие приняты меры по выявленным
фактам нарушения актов законодательства;
7.какие
финансово-хозяйственные операции
(документы), каким методом и за
какой период проверены;
8.место,
время (если оно установлено)
и характер совершенного экономического
правонарушения, акты законодательства,
требования которых нарушены, установленная
законодательством ответственность
за данный вид нарушения;
9.факты
несоблюдения установленного порядка
составления и исполнения смет
и финансовых планов;
10.факты
сокрытия, неполного или несвоевременного
перечисления причитающихся в
бюджет платежей и других сумм;
прочих нарушений финансовой
дисциплины; нарушений правил ведения
бухгалтерского учета и составления
отчетности; невыполнения требований
по осуществлению ведомственного и внутрихозяйственного
учета и контроля;
11.установленные
в ходе проверки (ревизии) недостачи
денежных средств и материальных
ценностей, потери от переплаты
работникам, поставщикам и подрядчикам
по счетам и расчетам, прочим
дебиторам;
12.размеры
причиненного вреда (при его
наличии) и другие последствия
выявленных нарушений;
13.должности,
фамилии и инициалы лиц, действия
(бездействие) которых повлекли
нарушения законодательства, регулирующего
экономические отношения проверяемой
организации;
14.иные
сведения, необходимые для рассмотрения
материалов о совершенных нарушениях.