Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель обуславливает постановку следующих основных задач исследования:
- раскрыть сущность понятия «финансовый риск» и определить место финансовых рисков в системе классификации рисков;
- рассмотреть основные методы управления риском и оценить их с точки зрения эффективности использования;
- определить сущность страхования финансовых рисков как метода возмещения убытков и систематизировать основные условия страхования финансовых рисков.
Введение 1
1.Финансовые риски 5
2.Сущность и характеристики финансовых рисков 5
3.Классификация предпринимательских и финансовых рисков 9
2.Страхование финансовых рисков 20
3.Страхование в системе риск-менеджера 22
4. Особенности и условия страхования финансовых рисков 30
3 Страхование финансовых рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры 38
Заключение 44
Список литературы 46
9)
транспортные расходы.
Таким образом, страхование финансовых
рисков характеризуется существенными
отличительными признаками и особенностями
формирования страховых отношений, вызывающих
потребность разработки специального
механизма страхового покрытия финансовых
юридических и физических лиц.
Тарифные ставки характеризуются более высоким уровнем в сравнении с тарифами по страхованию имущества. Их расчеты базируются в основном на индивидуальном подходе к каждому объекту и страхователю исходя из специфики, состава, структуры дохода, профиля деятельности, истории функционирования и положения на рынке, деловой репутации, продолжительности стабильной финансово-экономической работы и т.п.
В большинстве стран применяется паушальный подход расчета тарифных ставок, который является единственно обоснованным в современных условиях вследствие отсутствия специальной статистики по финансовым потерям, убыткам экономических субъектов, в целом по рынку и отдельным сферам бизнеса.
3 Страхование финансовых рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры бизнеса
Решающая роль в функционировании любой организации принадлежит ведущим специалистам, особо значимым сотрудникам, т. е. ключевым фигурам, которые вносят огромный вклад в получение прибыли, обеспечение стабильности, прогрессивном развитии компании. Страхование финансовых рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры представляет собой форму страховой защиты бизнеса за счет страхового покрытия жизни тех сотрудников компании, смерть или заболевание которых может привести к остановке работы, замораживанию ее деловой активности, потере прибыли, ухудшению имиджа, возникновению непредвиденных расходов и потерь.
Как известно, многие компании, определяя конкретных специалистов на ключевые должности организации — руководителей, представителей исполнительного органа власти и т. п., — руководствуются в первую очередь их компетентностью, специальными знаниями, которые они реализуют в деятельности фирмы, организации. В процессе активного вклада в бизнес они завоевывают авторитет, доверие не только коллектива предприятия, но и клиентов, поставщиков, кредиторов, инвесторов и других партнеров бизнеса. Тем самым они обеспечивают успех компании (особенно для малого бизнеса) и олицетворяют собой некое «лицо бизнеса». В случае потери бизнесом таких ключевых фигур наиболее вероятным результатом являются ощутимые финансовые потери и перебои в работе организации.
Ключевая фигура бизнеса (застрахованное лицо) — это человек, чья смерть или недееспособность могут значительно повлиять на уровень будущей прибыли организации.
Целью страхования ключевых сотрудников фирмы является финансовая защита предпринимательской деятельности от негативных последствий, которые возникают при наступлении неожиданной смерти, недееспособности или болезни ключевых фигур бизнеса. После страхового случая производятся выплаты страховой суммы, которые предназначены для:
компенсации прибыли, которую могла бы получить компания в случае ненаступления страхового случая;
финансирования поиска, найма, обучения и подготовки нового сотрудника;
укрепления рабочего капитала и баланса предприятия для того, чтобы заверить кредиторов и поставщиков о продолжении деятельности бизнеса.
В случае если ключевая фигура организации является ее владельцем, то данный вид страхования также может быть применен в отношении этого лица. Страхование позволяет решать многие проблемы индивидуальному предпринимателю и владельцу бизнеса, которые отражают не только финансовые, но и деловые, имущественные интересы субъектов рынка.
Страхование ключевой фигуры является особым комбинированным страховым продуктом, который объединяет различные виды страхования, такие как страхование финансовых рисков, прибыли, страхование имиджа организации, страхование жизни, страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, страхование профессиональной ответственности. В связи с этим вопрос отнесения данного вида страхования к какой-либо отрасли решается неоднозначно. Так, застрахованным лицом является личность, а именно ключевая фигура бизнеса, а именно его жизнь и дееспособность, что является отличительным признаком личного страхования. Однако организация, компания является как страхователем, так и выгодоприобретателем, т. е. она уплачивает страховые премии и является непосредственным получателем страхового возмещения в случае смерти ключевой фигуры. Как известно, в западных странах страхование жизни является неотъемлемой частью жизни каждого человека и как необходимая потребность в ряду обычных повседневных потребностей граждан. В связи с этим семье ключевой фигуры при наступлении страхового случая выплачивается страховое обеспечение вне зависимости от данного вида страхования.
Поэтому некоторые страховые компании при заключении договора страхования рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры, предусматривают выплаты и ее семье помимо самой организации. Тем самым обеспечивается двойное страхование жизненных интересов ключевых сотрудников и определенное стимулирование их деятельности.
Страхование рисков, связанных с деятельностью ключевой фигуры, включает страховое покрытие вторичных убытков, вызванных риском причинения вреда третьим лицам (страхование прямой ответственности физического лица). Этими третьими лицами могут быть коммерческие банки, поставщики, покупатели и т. д., которые также могут пострадать в случае смерти или недееспособности ключевого лица организации. В результате им предусматриваются по договору страхования выплаты компенсаций и возмещение ущерба. Например, если ключевая фигура выступает в качестве гаранта или поручителя при кредитовании организации в банке, то у банка возникает опасность определенных финансовых потерь в связи со смертью ключевого лица.
Приоритетность
финансовых рисков в деятельности ключевой
фигуры бизнеса и связанные с ними другие
риски обусловливают формирование отдельного
вида страхования в отрасли СФР. Взаимосвязь
финансовых рисков и последующих рисков
в работе организаций,
компании исходя из значимости ключевой
фигуры представлена в таблице 1- Виды
финансовых и сопутствующих рисков, обусловленных
деятельностью ключевой фигуры бизнеса.
Таблица 1
Основные финансовые риски | Деловые риски, риски прямой ответственности и вторичные финансовые риски |
Снижение и потери прибыли | Потеря имиджа организации, выгодных партнеров по бинесу |
Сокращение объемов продаж и доходов | Приостановление деятельности оганизации (проект) в связи с отсутствием подходящей замены (может быть достаточно длительным) |
Возможные компенсационные выплаты, штрафы в связи с невыполнением обязательств | Прямая гражданская ответственность ключевого сотрудника и ухудшение репутации компании («гудвил») |
Затраты, связанные с поиском и подготовкой соответствующей замены ключевого сотрудника | Разрыв деловых контактов, основанных на личном авторитете ключевой фигуры |
Приостановление кредитной линии | Снижение деловой активности и неуверенность в будущей деятельности |
Отток денежных средств из организации по требованию банков, предприятий для погашения задолжностей | Перерывы в деятельности и банкротство организации |
Падение цен на акции компании | Снижение рейтинга, имиджа и капитала организации |
Особенностью данного вида страхования является тот факт, что организация, компания, фирма выступают в роли страхователя, а ключевая фигура — застрахованного лица. В качестве застрахованных лиц могут быть признаны лица в возрасте от 18 до 65 лет, считая с даты обращения за страховым полисом. Ключевые фигуры бизнеса должны дать свое согласие на данный вид страхования и пройти ряд процедур, которые в зависимости от условий страхования могут включать вопросы о здоровье, медицинском обследовании и т. д. К ним относятся следующие лица:
При страховании основным требованием является наличие продолжения деятельности организации в случае неожиданной смерти или недееспособности ключевых лиц организации. Данный план возможность организации в случае возникновения подобной ситуации обеспечить нормальное функционирование организации, быстрое принятие необходимых решений, скоординировать процесс ее деятельности с целью минимизации финансовых потерь.
При
наступлении страхового случая выплата
суммы страхового возмещения позволит
покрыть убытки организации и восстановить
свою деятельность в сжатые сроки с сохранением
деловой активности в будущем.
Функционирование
коммерческих организаций в рыночной
– особенно находящейся в периоде
трансформации – среде
Поскольку сама сущность функции управления рисками имеет не предметный характер, а направлена на сохранение интегральных ценностей коммерческой организации (рыночная позиция, имидж, материальные и нематериальные активы и др.), то реализация этой функции должна осуществляться совместными усилиями службы управления рисками и подразделениями фирмы, курируемыми ею. К подобной координации привычки у наших менеджеров нет. Как известно, регулярное управление не самая сильная их черта. Следовательно, для постановки системы управления рисками необходимо, во-первых, готовить специалистов, а во-вторых, проводить регулярные совместные тренинги.
Осознание все
более заметной роли управления рисками,
перевод его в сферу
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ
2. Бланк И.А. Управление финансовыми рисками. – М.:Ника-Центр, 2006 – 600 с.
3. Гвозденко А.А. Основы страхования : Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005 - 304с.
4. Зубец А.Н.
Маркетинговые исследования