Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:41, курсовая работа
В условиях рыночной и переходной экономике огромную роль играют финансовые резервы, которые выступают в качестве стабилизатора экономики.
При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение на мировой арене.
Формирование финансового резерва является обусловленной необходимостью, проблемой которой является выбор правильной стратегии.
Следует признать, что человечество давно озабочено взятой на рассмотрение проблемой и успело выработать достаточное количество форм и принципов формирования финансовых резервов.
За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас.
Введение…………………………………………………………….…………..3
1. Теоретические основы финансовых резервов России………….…………5
1.1. Сущность финансовых резервов России………………………….5
1.2. Особенности финансовых резервов в современной России……11
1.3. Задачи и проблемы развития финансовых резервов……………14
2. Анализ финансовых резервов и пути их совершенствования…………..20
2.1. Анализ финансовых резервов России……………………………20
2.2. Проблемы и особенности финансовых резервов……………….25
2.3. Основные направления совершенствования финансовых резервов………………………………………………………………….……28
Выводы и предложения………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………………...35
Однако кредиты, ставшие основой роста, наслаивались на все новые и новые дефициты бюджетов, на все новые и новые кредиты.
В какой-то момент стало понятно, что страны сами не в состоянии расплатиться по своим обязательствам.
Фактически, это все имело вид стандартной пирамиды. Когда разразился кризис, стало понятно: что-то было упущено. И решение, найденное на тот момент, было классическим: залить пожар кризиса государственными деньгами.
А это дальнейшие заимствования: будь то печатный станок, займы или «заливание» этого «костра» дополнительными бюджетными дефицитами.
Возникшие проблемы были как-то решены, но породили такое новое явление, как огромные суверенные долги и невероятные бюджетные дефициты.
Долгосрочность предоставленных кредитов зависит от кредитного рейтинга страны. США в этом списке на первом месте. Тем не менее, вопрос о том, насколько это хорошо, очень тонкий.
Однако большая часть золотовалютных резервов, накопленных странами БРИК, номинирована именно в долларах и евро. И любой кризис США или стран Европы, несомненно, обесценит имеющиеся резервы.
2.3. Основные направления совершенствования финансовых резервов
Многие страны стремятся накапливать как можно больший объем золотовалютных резервов. Однако, как показывает практика, накопление огромных резервов делает их избыточными и неэффективными, кроме того, в критических условиях их расходование стремительно.
В основе политики Банка России по управлению резервными активами, как других национальных центральных банков, лежат три важных принципа: сохранность активов, их ликвидность и доходность.
Банк России придерживается весьма консервативного подхода к принятию на себя основных видов финансовых рисков (рыночного риска, то есть валютного и процентного рисков, стировании резервных активов. Уровень принимаемых рисков, соответственно, определяет потенциальную доходность от инвестирования, которая весьма скромна.
Для этого Банк России применяет комплексную систему управления рисками, строящуюся на использовании только высоконадежных инструментов финансового рынка, предъявлении высоких требований к своим иностранным контр-агентам и ограничении рисков на каждого из них в зависимости от оценок его кредитоспособности.
Банк России проводит эти операции на основании соглашений, заключенных с иностранными контрагентами.
Безусловно, золотовалютные резервы можно рассматривать как страховой фонд государства на случай дестабилизирующей ситуации на финансовом, в частности, валютном рынке (что и было реализовано).
Однако нельзя забывать и о том, что это также потенциальный инвестиционный фонд страны в целях экономического развития.
Экономический эффект от золотовалютных резервов - чрезмерное их сокращение чревато опасностью, что страна не сможет обеспечить свои жизненно важные потребности за счет импорта и обслуживать внешние долговые обязательства.
В то же время непомерное увеличение резервов содействует расширению денежной массы, стимулирует инфляцию, приводит к неоправданному переливу ресурсов из производственной сферы в денежную.
Бюджетный эффект от пользы сокращения доли золотого запаса является то, что золото, в отличие от валютных активов, не приносит дохода в виде процентов; напротив, его хранение требует расходов.
Однако золото - высоколиквидный актив, который может быть в любое время реализован на мировом рынке.
Социальный и общеэкономический эффект в том, что отечественная экономика достаточно сильно зависит от конъюнктуры внешних рынков, накопленные золото и валюта помогут отечественной экономике относительно безболезненно пережить любые неблагоприятные для России изменения внешнеэкономической ситуации.
Для повышения эффективности управления международными резервами в условиях кризиса органам денежно-кредитного и валютного регулирования страны необходимо всесторонне анализировать динамику золотовалютных резервов и вырабатывать управленческие решения по
следующим направлениям:
1. Необходимо внедрение в Банке России в сфере управления золотовалютными резервами надежного институционального и управленческого механизма, поддерживаемого соответствующей правовой базой, а также распределение ролей и ответственности в рамках операций по управлению резервами.
2. Для повышения эффективности размещения международных резервов необходимо опре- делить набор и структуру финансовых инстру-
ментов для формирования каждого из моновалютных портфелей. При этом необходимо находить баланс между критериями надежности, прибыльности и ликвидности.
Мировая практика показывает, что достижение стабильных результатов при управлении золотовалютными резервами возможно лишь при использовании разработанных процедур, методик, технологий, алгоритмов для построения портфеля ценных бумаг и эффективного реагирования на самые разнообразные рыночные ситуации.
Наконец, в текущих условиях мирового кризиса Банку России необходимо быть готовыми к тому, что при определенных обстоятельствах
государственные власти могут решить конвертировать средства государственных фондов и использовать полученную валюту для погашения внешней задолженности ряда отечественных предприятий. Многие, из которых находятся в частичной собственности государства, либо направить часть валютных активов фондов на решение важнейших социально-экономических задач путем импорта иностранного оборудования, технологий или услуг.
Эта возможность накладывает дополнительные ограничения на состав и структуру эффективного резервного портфеля.[5]
В процессе исследования можно сделать вывод, что Центрального банка РФ для эффективного управления золотовалютными резервами должен обеспечить условия:
- обеспеченность денежного предложения - отношение широкой денежной базы к резервам Банка России;
- поддержание стабильности внешней торговли - отношение трех- или шестимесячного объема импорта к резервам Банка России;
- погашения валютных обязательств Правительства - отношение годового объема внешнего долга к резервам Банка России;
- обеспечение стабильного платежного баланса в краткосрочном периоде – отношение шестимесячного объема импорта плюс годовых выплат по государственному и частному внешнему долгу к резервам Банка России.[1]
В современных условиях характерен ряд мероприятий, необходимых ЦБ для управления золотовалютными резервами:
1) устойчивый профицит торгового баланса, обусловленный благоприятной конъюнктурой на мировых рынках основных товаров российского экспорта, который компенсирует отрицательное сальдо по всем остальным статьям платежного баланса и способствует притоку в страну значи- тельных объёмов иностранной валюты;
2) стабильный профицит государственного бюджета, позволивший досрочно погасить большую часть своего долга, а также сформировать Резервный фонд в целях нейтрализации последствий ухудшения конъюнктуры мировых сырьевых рынков для государственного бюджета. 30-50 процентный объем золотовалютных резервов, может помочь государству в рассчитываться по своим по долгам, а также обеспечит развитие экономики страны и повысит качество жизни ее граждан.
Министерство финансов заявляет о том, что мы имеем самый минимальный внешний государственный долг - 10% ВВП, что благотворно
влияет на политику государства и ее экономику, позволяя досрочно погасить большую часть своего долга, что помогает также сформировать Резервный фонд в целях нейтрализации ухудшения экономики страны в мире.
Вместе с тем, природную ренту необходимо использовать для системных решений и изменений в экономике, изменения ее структуры, поддержки среднего и малого предпринимательства во всех областях производства, для инновационных преобразований, внедрения новых технологий.
Вместо формирования избыточных «нефтяных» резервов необходима инфраструктурная перестройка за счет создания конкурентных предприятий и построения новой экономики.
Выводы и предложения
Финансовые резервы являются важным инструментом финансовой политики любой страны.
Для обеспечения наличия резервов и в рамках задания надлежащих инвестиционных приоритетов органу по управлению резервами необходима оценка достаточного уровня резервов.
Такая оценка может быть произведена самим органом по управлению резервами или в ходе консультаций между органом по управлению резервами и другими ведомствами.
Для оценки достаточности резервов нет универсально пригодных показателей, а определение достаточности резервов выходит за рамки настоящих руководящих принципов.
По традиции к существенным факторам относились денежно-кредитный и валютный режимы страны, а также размер, природа и изменчивость ее платежного баланса и внешнеэкономической позиции.
В последнее время особое внимание уделялось финансовым рискам, связанным с позицией страны по внешнему долгу и нестабильностью потоков капитала, особенно в случае экономики, имеющей доступ к международным рынкам в большом, но нестабильном объеме.
Между тем, обеспечение наличия резервов зависит от режима обменного курса и конкретных задач, для решения которых они хранятся.
Финансовые резервы Банка России выполняют несколько макроэкономических функций:
1) формальное обеспечение национальной валюты.
2) поддержание стабильности внешней торговли.
3) обеспечение выплат по государственному и частному внешнему долгу.
Размер золотовалютных резервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы в обращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгу и гарантировать трехмесячный импорт.
При достижении такого уровня золотовалютных запасов Центробанк получает возможность эффективно контролировать движение курса национальной валюты и процентных ставок в экономике. Соответствие этим показателям предъявляет требование держать резервы.
Таким образом, формирование финансовых резервов в РФ требует выработки новых стратегий и реформации с учетом мирового опыта развитых стран.
В настоящее время главным инвестиционным ресурсом для экономики России остается внутренний национальный ресурс. В этой связи необходимо изменить направления использования финансовых резервов.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст. 3823.
II. Специальная литература:
3. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 486 с.
4. Акиндинова Н.В., Петроневич М.В. Устойчивость бюджетной сферы в 2010-2012 гг. // Форсайт. – 2009. – №12. – с. 34
5. Бюджетная система России: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 550 с.
6. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. – 340 с.
7. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: РАГС, 2008. – 640 с.
8. Грищенко, В.В. Управление средствами Стабилизационного фонда и Фонда национального благосостояния // Вестник ВГУ. – 2010. – С. 229-242.
9. Лавров, А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг. // Бюджет. - 2008. - №11. - С.17-18.
10. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 360 с.
11. Петрова, М.В. Критерии оптимальности и размеров золотовалютного резерва России // Финансы. – 2010. - №6. – С.19-26.
12. Русанова,О.М. Различные подходы к построению структуры финансовой системы России // Финансы и кредит. - 2010.- №48.- С. 24-34.
13. Сухарев, А.Н. Направления размещения государственных финансовых резервов Федерального бюджета // Финансы и кредит.- 2010.- №3.- С.21-30.
14. Финьлблбщ9щззлд\
15. Финансы: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2008. – 504 с.
16. www.minfin.ru
17. www.gks.ru
18. www.cbr.ru
19. www.rg.ru