Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:41, курсовая работа
В условиях рыночной и переходной экономике огромную роль играют финансовые резервы, которые выступают в качестве стабилизатора экономики.
При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение на мировой арене.
Формирование финансового резерва является обусловленной необходимостью, проблемой которой является выбор правильной стратегии.
Следует признать, что человечество давно озабочено взятой на рассмотрение проблемой и успело выработать достаточное количество форм и принципов формирования финансовых резервов.
За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас.
Введение…………………………………………………………….…………..3
1. Теоретические основы финансовых резервов России………….…………5
1.1. Сущность финансовых резервов России………………………….5
1.2. Особенности финансовых резервов в современной России……11
1.3. Задачи и проблемы развития финансовых резервов……………14
2. Анализ финансовых резервов и пути их совершенствования…………..20
2.1. Анализ финансовых резервов России……………………………20
2.2. Проблемы и особенности финансовых резервов……………….25
2.3. Основные направления совершенствования финансовых резервов………………………………………………………………….……28
Выводы и предложения………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………………...35
Цитируя Премьер-министра России, отметим, «мы сознательно идем на масштабное использование имеющихся резервов, чтобы, несмотря на снижение бюджетных доходов, в полном объеме выполнить социальные обязательства, взятые государством ранее, и профинансировать антикризисные мероприятия».
Таким образом, руководство страны подчеркивает важность исполнения социальных обязательств перед гражданами, а резервы послужили инструментом реализации данных обязательств.
Таким образом, сущность финансовых резервов в стабилизации финансовой ситуации в стране в периоды острой нехватки бюджетных средств и выполнении всех социальных обязательств перед гражданами страны.
1.2. Особенности финансовых резервов в современной России
Одной из главных особенностей финансовых резервов в современной России является их основной источник поступления – сверхдоходы от нефтегазовых доходов.
Однако в число особенностей финансовых резервов любой страны можно отнести принцип их формирования.
Из-за последствий финансового кризиса сейчас в России продолжается девальвация рубля. Центральный банк расширяет валютный коридор. Доллар растет несмотря на собственную девальвацию. Евро на продажу в некоторых банках стоит больше 40 рублей.
Бивалютная корзина - ориентир центрального банка при определении политики по установлению курса рубля в период девальвации.
Изначальным ориентиром был доллар, но с появлением евро и последующим увеличении мировых резервов этой валюты Центральный банк России стал устанавливать курс рубля ориентируясь на две валюты.
Вначале объем евро в корзине составлял 0,1, доллара - 0,9, но по постепенно Центробанк довел долю евро до 0,45. До девальвации равновесным положением корзины считался уровень 30 рублей за единицу бивалютной корзины.
Центральный банк России придерживается следующих целей при выборе резервных валют:
- устойчивость;
- ликвидность;
- диверсификация.
Теоретически структура международных резервов должна отражать структуру экспортно-импортных операций страны. Таким образом, Банк России вырабатывает оптимальную структуру финансовых резервов страны.
Итак, финансовые резервы не хранятся на складе просто в виде золота и наличных денег.
Резервы инвестируются в различные активы, которые можно разделить на 3 вида: золото, специальные активы МВФ и валютные резервы.
В свою очередь, валютные резервы делятся на валюту в прямом смысле, различные ценные бумаги, депозиты и сделки РЕПО. Любой из валютных активов может быть выражен в евро, долларах США, японских йенах, фунтах стерлингах или швейцарских франках.
При решении о том, в какие виды активов вкладывать средства резервов, ЦБ руководствуется целями финансовой и экономической политики, а также законами, которые ограничивают его выбор только надежными активами.
Несмотря на все разнообразие активов, в которых могут храниться резервы, при подведении статистических итогов их переоценивают по рыночным ценам в долларах США. Рыночные цены имеют свойство колебаться, а вместе с ними может колебаться и объем золотовалютных резервов.
Вполне нормально, что колебания могут достигать нескольких процентов в течение недели или месяца, что при объемах резервов более 400 млрд. долларов США приведет к двузначной цифре изменений в долларах.
Если международные резервы являются общепризнанной формой финансовых резервов государства, то вопрос существования резервных фондов относится к числу дискуссионных.
Предшественником Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являлся Стабилизационный фонд РФ, основанный 1 января 2004 г. как часть федерального бюджета и ликвидированный в 2008 г.
Все проблемы, которые были характерны для Стабилизационного фонда, перешли «по наследству» «новым» фондам.
Механизм Стабилизационного фонда был введен для страховки бюджета от краткосрочных колебаний цен на нефть, подобных тому, который вызвал финансовый кризис в 1998 г.
Фонд был призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой; стабилизировать экономическое развитие страны и, являясь одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Иными словами, Стабилизационный фонд РФ был направлен на обеспечение финансовой устойчивости России к негативным воздействиям внутренней и внешнеэкономической конъюнктуры.
Однако ожидаемое постепенное снижение мировых цен на газ и нефть, замедление роста добычи и экспорта углеводородов, повышение курса рубля послужили основанием (в целях обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен) для принятия поправок в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым Стабилизационный фонд прекратил свое существование.
В настоящее время в особом режиме управляются все нефтегазовые доходы, а не только дополнительные (по сравнению с базовой ценой) доходы от добычи и экспорта нефти.
Согласно ст. 96.6 Бюджетного кодекса РФ нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Думается, что причиной повышенного внимания экономистов, финансистов, юристов, социологов, политологов, широкой общественности не только к механизму управления Фондами, но и к самой идее их создания являются существенные расхождения в теории и практике их функционирования.
Несмотря на большой, накопленный в научном мире опыт дискуссий по вопросам существования Фондов, возможно еще рассмотрение некоторых проблем, которые, на наш взгляд, можно отнести к основным, связанным с реформированием Фондов.
Наряду с положительным позиционированием Фондов, на формирование благоприятного имиджа отрицательно влияют несколько факторов:
а) неэффективное правовое обеспечение;
б) сомнительная экономическая целесообразность;
в) организационные проблемы;
г) высокий рост недовольства налогоплательщиков и психоэмоциональной напряженности в обществе.
Таким образом, в числе особенностей финансовых резервов в основном является их форма образования – через фонды, которые финансируются из доходов от экспорта нефтегазового сырья.
1.3. Задачи и проблемы развития финансовых резервов
Размер золотовалютного запаса является одним из важнейших макроэкономических показателей развития экономики, а его постоянный рост - показателем стабильности не только экономики, но и других сфер государства, в том числе и государственного развития.
За последние годы в России осуществляется стабильный процесс повышения уровня золотовалютных резервов. Объем и структура, методы и инструменты размещения международных резервов должны быть направлены на достижение законодательно установленных целей деятельности Банка России: защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы России, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Россия с объемом внешнего долга 483 млрд. USD, заняла 3 место с объемом золотовалютных резервов в 427 млрд. USD. Но золотовалютные резервы, которые наша страна вкладывает в государственные облигации США под низкий процент, могли бы обеспечить России больший экономический эффект, если бы были вложены в развитие промышленности и сельского хозяйства.
Прибыль бы вернулась государству в виде налоговых отчислений в бюджет и стала бы поддержкой для населения по снижению безработицы.
Эти инвестиции в виде золотовалютных резервов страны в своих граждан и предприятий, могли бы повысить и улучшить качество жизни россиян по сравнению с прошлыми периодами: снизить расслоение общества на богатых и бедных, увеличение в стране населения со средним доходом среди бедного населения.
За счет инвестиций в предприятия и повышения зарплаты бюджетным и коммерческим организациям, которые могли принести вклад в развитие России и создавали бы инновации для всего человечества. Улучшения качества медицины, увеличила бы среднюю продолжительность россиян: бы среднюю продолжительность россиян: с 67 до 80 лет и пенсионерам легче стало бы жить, как и в других развитых странах.
Золотовалютные резервы можно использовать еще и на инновации, стимулирования развитие науки в России, путем введение новых технологий в учебные заведения, обновление оборудования на предприятиях и в вузах, для обучения специалистов, по новым технологиям.
Эти полученные знания граждан России, могут принести государству больше эффекта в виде новых изобретений или организации крупных предприятий, которые в последующем смогут производить для страны в целом, так и заниматься экспортом товара.
Ведь инвестиции в инновационное и интеллектуальное развитие человека - это следствия высокой интеллектуальной деятельности общества, а, следовательно, и всей страны в целом.
Инвестиции в сельское хозяйство сделало бы цены на продовольственные товары более дешевле для своей страны, по сравнению с нынешними ценами на товары, которые за несколько месяцев увеличились более чем на 30%.
Из-за больших территорий в государстве и золотовалютных резервов, наша страна может занять первое место среди всех стран, не только по производству собственных товаров, но и по реализации товаров в развитые страны, что привело бы не только к повышению качества продукции отечественного производителя, но и принесло прибыль государству от экспорта.
Россия могла бы помогать бедным странам, особенно тем, которые менее всего развитые и нуждается в пище по более низким ценам, что для этих стан было бы выгодно, но взамен могла использовать человеческие ресурсы этих стран, при работе в том же самом сельском хозяйстве.
Проблемы возникающие при управлении международными резервами состоят в обеспечении эффективности их использования.
Это требует от органов валютного регулирования анализа и выработки решений по основным направлениям финансово-экономической политики.
Во-первых, определение оптимально необходимого объема резервов.
Во-вторых, существует проблема выбора между компонентами резервов, установления целесообразного соотношения между ними, в первую очередь между золотом и иностранной валютой.
В-третьих, стоит задача диверсификации валютного резерва, т.е. выбора конкретных валют и установления их долей.
В-четвертых, государственные органы осуществляют выбор финансовых инструментов для размещения резервных валютных средств с учетом их прибыльности и ликвидности.
Увеличение золотовалютных резервов позитивно влияет на инвестиционную привлекательность любой страны: снижает риск дефолта по внешним заимствованиям в случае неблагоприятных изменений мировой конъюнктуры, а также уменьшает вероятность резких колебаний курса национальной валюты.
В то же время рост золотовалютного запаса страны выше оптимального уровня можно рассматривать скорее как недостаток национальной экономики, нежели как позитивное явление.
Необходимый размер золотовалютных резервов страны принято рассчитывать исходя из объема выплат по внешним долгам и объема импорта товаров и услуг.
Размер золотовалютных резервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы в обращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгу и гарантировать трехмесячный импорт.
При достижении такого уровня золотовалютных запасов Центрального банка получает возможность эффективно контролировать движение курса национальной валюты и процентных ставок в экономике.
При управлении золотовалютными резервами Банк России руководствуется целями монетарной политики, установленными на текущий год.
При этом установление ценовой инфляции и обеспечение «управляемого плавания» обменного курса рубля налагают ряд ограничен, по управление резервами
Ограничение первое - нельзя допускать ускорения инфляции даже при росте денежной эмиссии. Снижение инфляции до уровня 7,5-8,5% яв-
ляется главной целью денежно-кредитной политики при базовой инфляции в 7-8%.
Поэтому для монетарных властей неприемлемы предложения использовать золотовалютные резервы для расширения внутреннего кредита, увеличивающего денежную массу.
Ограничение второе - нельзя допускать существенного укрепления рубля в номинальном выражении.
Например, ЦБ России не может потратить резервы на расширение внутреннего кредита, продав их на валютной бирже, поскольку это может привести к ряду негативных последствий.
Ограничение третье - нельзя допускать значительного укрепления реального курса рубля к «корзине валют» основных торговых партнеров России.
Остается актуальной также проблема оптимизации структуры по видам валют, в которых номинированы международные резервы, поскольку часть золотовалютных резервов должна размещаться в иностранные активы. При этом должны быть исключены потери от переоценки валютных активов ЦБ РФ из-за взаимных колебаний курсов доллара и евро.
Управление резервами - это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и под контролем последних для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или союзом. В