Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 05:41, курсовая работа
В условиях рыночной и переходной экономике огромную роль играют финансовые резервы, которые выступают в качестве стабилизатора экономики.
При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение на мировой арене.
Формирование финансового резерва является обусловленной необходимостью, проблемой которой является выбор правильной стратегии.
Следует признать, что человечество давно озабочено взятой на рассмотрение проблемой и успело выработать достаточное количество форм и принципов формирования финансовых резервов.
За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас.
Введение…………………………………………………………….…………..3
1. Теоретические основы финансовых резервов России………….…………5
1.1. Сущность финансовых резервов России………………………….5
1.2. Особенности финансовых резервов в современной России……11
1.3. Задачи и проблемы развития финансовых резервов……………14
2. Анализ финансовых резервов и пути их совершенствования…………..20
2.1. Анализ финансовых резервов России……………………………20
2.2. Проблемы и особенности финансовых резервов……………….25
2.3. Основные направления совершенствования финансовых резервов………………………………………………………………….……28
Выводы и предложения………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………………...35
этой связи органу, занимающемуся управлением резервами, как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками.
2. Анализ финансовых резервов и пути их совершенствования
2.1. Анализ финансовых резервов России
Финансовые резервы Российской Федерации представлены международными (ранее – золотовалютными) резервами и средствами двух фондов, образуемых в составе федерального бюджета – Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Международные резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату, рассмотрим их динамику, представленную на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика международных резервов Российской Федерации в 2009-2011 годах (по состоянию на 1 января), млн. долларов США
Данные рисунка 1 отражают стабильную положительную динамику международных резервов: если по состоянию на 1 января 2009 года международные резервы составляли 426 281 млн. долларов США, то в 2010 году уже на 13 169 млн. долларов США больше, а в 2011 году резервы увеличились еще на 39 929 млн. долларов США.
Помимо роста объемов международных резервов в абсолютном выражении, увеличиваются и темпы роста резервов (таблица 1).
Таблица 1
Темпы роста международных резервов Российской Федерации
в 2008-2010 годах
| 2008 | 2009 | 2010 |
Международные резервы, млн. долларов США | 426281 | 439450 | 479379 |
В % к предыдущему году | - | 103,1 | 109,1 |
Если в 2009 году международные резервы выросли на 3,1% к аналогичному периоду 2008 года, то в 2010 году уже на 9,1% к аналогичному периоду 2009 года.
Таким образом, Российская Федерация увеличила за три года международные резервы на 53 098 млн. долларов США (12,2%).
Рассмотрим структуру международных резервов Российской Федерации в 2008-2010 годах (таблица 2).
Таблица 2
Структура международных резервов Российской Федерации в 2008-2010 годах, млн. долларов США
| 2008 | 2009 | 2010 |
Международные резервы, в том числе: | 426281 | 439450 | 479379 |
Валютные резервы, в том числе: | 411748 | 416653 | 443591 |
- иностранная валюта | 410695 | 405825 | 432948 |
- счет в СДР | 1 | 8901 | 8749 |
- резервная позиция в МВФ | 1051 | 1927 | 1893 |
Монетарное золото | 14533 | 22798 | 35788 |
Исходя из данных таблицы 2 рост международных резервов обеспечили все составляющие: как валютные резервы, которые возросли на 31 843 млн. долларов США: с 411748 млн. долларов США до 443591 млн. долларов США в 2010 году. Также увеличились запасы монетарного золота на 21 255 млн. долларов США: с 14533 млн. долларов США до 35788 млн. долларов США.
Следует отметить, что структура международных резервов изменяется в сторону увеличения запасов монетарного золота (рисунок 2).
Рис. 2. Структура международных резервов Российской Федерации в 2008-2010 годах, %
Прослеживается стабильное снижение доли валютных ресурсов с 96,6% в 2008 году до 92,5% в 2010 году и, соотвественно, увеличение доли монетарного золота в международных резервах с 3,4% в 2008 году до 7,5% в 2010 году.
Активная политика по накапливанию золота привела к тому, что в 2010 году Россия обогнала Японию и поднялась на одну строчку вверх - с 9-го на 8-е место - в мировом рейтинге стран и международных финансовых институтов с крупнейшими официальными золотыми резервами.
Первое место в этом списке по-прежнему занимают США с резервами в размере 8 133,5 тонны золота, а ближайший наш конкурент, Швейцария, обладает резервами золота на уровне 1 040,1 тонны.
Физический объем золота в международных резервах в последние годы неуклонно растет: на 1 января 2009 года он составил - 519 тонн, на 1 января 2010 года - 637,6 тонны, на 1 января 2011 года - 789,9 тонны.
Масштабы покупок золота Банком России особенно впечатляют, если учитывать, что объем производства (добыча, а также из вторсырья) золота в России в 2009 году (данные за 2010 год пока не опубликованы) составил 205,2 тонны. То есть львиная доля (около 70%) производимого золота в России оседает сейчас в хранилищах Центрального банка.
Данный факт можно объяснить тем, что золото является более надежным источником для инвестирования в условиях экономической нестабильности, чем иностранная валюта.
Мировой финансовый кризис 2008 – 2009 гг. показал, что в условиях кризиса ликвидности, роль золота как финансового резерва и актива в мировой финансовой системе сохраняется.
Однако в настоящее время расходование средств международных резервов осуществляется прежде всего с целью поддержания курса рубля и укрепления экономической ситуации в стране, что выражается в поддержке крупных российских предприятий.
Ранее большая часть средств международных резервов направлялась на обслуживание внешнего долга России. Однако в связи с мировым финансовым кризисом Правительство России в 2008 году практически прекратило осуществлять выплаты по внешнему долгу.
Помимо международных резервов, финансовые резервы России представлены в двух фондах – Резервном и Фонде национального благосостояния.
Данные фонды были образованы в 2008 году путем разделения Стабилизационного фонда, причем Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет, а Фонд национального благосостояния – обеспечить сбалансированность (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Динамика объемов данных фондов отражена на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в 2008-2010 годах, млрд. рублей
Исходя из данных рисунка 3, можно сделать вывод о стремительном сокращении объема Резервного фонда: если в 2008 году он составлял 4027,64 млрд. рублей, то в 2009 году уже на 2197,13 млрд. рублей меньше (54,6%), а в 2010 году объем фонда снизился еще на 1055,3 млрд. рублей и составил 775,21 млрд. рублей.
Что касается Фонда национального благосостояния, то здесь отмечается нестабильная динамика: если в 2009 году объем фонда увеличился на 184,53 млрд. рублей (7,1%), то в 2010 году наблюдается снижение объемов фонда на 73,5 млрд. рублей (2,7%).
Следует отметить, что задействование этих фондов в период финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов позволило компенсировать выпадающие доходы бюджетов и сократить бюджетный дефицит.
2.2. Проблемы и особенности финансовых резервов
Если в первой главе работы нами были рассмотрены проблемы функционирования Фондов, то здесь мы рассмотрим международные проблемы финансовых резервов
Эксперты рейтингового агентства «Эсперт-РА» провели исследование золотовалютных запасов различных стран.
Анализ был проведен по странам БРИК и странам G7 в соответствии с основными правилами достаточности резервов.
Отметим, что в настоящее время сложилось несколько основных подходов к определению оптимального уровня золотовалютных запасов.
Согласно подходу, рекомендованному МВФ, объем золотовалютных запасов должен составлять объем трехмесячного импорта страны.
Согласно второму подходу, резервы страны должны равняться объему трехмесячного импорта страны плюс выплаты по внешним государственным и всем корпоративным долгам страны.
Третий подход исходит из «правила Гвидотти»: резервы должны покрывать годовой объем внешнего долга.
А четвертый подход состоит в том, что золотовалютный запас должен быть не меньше 8% ВВП, позволять обходиться без внешних заимствований в течение одного года и быть достаточным для предупреждения резких девальваций и ревальвации национальной валюты.
Например, объем годового импорта Бразилии составляет 136 млрд. долларов (трехмесячный объем 34 млрд. долларов США), а отношение золотовалютных резервов к трехмесячному объему импорта - 6,59. Для России эти показатели составляют 197 и 49 млрд, а соотношение 7,49.
Что касается, например, Германии, то она в год импортирует на 1022 млрд. долларов (за три месяца — на 256 млрд. долларов США), а соотношение объема золотовалютных резервов к трехмесячному объему импорта для этой страны всего лишь 0,69.
Лучше ситуация только в Канаде, где это соотношение равно 0,73, в Италии - 1,45 и в Японии - где оно равняется 8,58.
В остальных же ведущих западных экономиках ситуация еще хуже. Для Франции значение соотношения составляет 0,64, для Великобритании — 0,56, и замыкают список самых неблагонадежных по этому показателю США, где значение показателя равно 0,37.
Исследование выявило очень тревожные тенденции: большинство стран G7 не обладают достаточным ресурсом (в виде накопленных золотовалютных резервов), способным хоть на какое-то время быть страховкой для страны.
Так, для всех стран G7 (кроме Италии и Японии) накопленные резервы позволяют осуществлять бесперебойный импорт в существующем объеме сроком от 1 до 2 месяцев (минимальная норма - 3 месяца). А в США, Франции и Великобритании резервов не хватит даже на покрытие годового дефицита бюджета.
При этом практически по всех странах большой семерки объем золотовалютных резервов во много раз меньше долговых обязательств страны.
Так, в Великобритании, внешний долг страны превышает существующие резервы в 138 раз, в США - в 100 раз, во Франции - несколько меньше, чем в 60 раз.
Тогда как в Бразилии соотношение долговые обязательства/ЗВР имеет значение 0,96, в России - 1,16, в Индии - 0,83, в Китае - 0,15.
Конечно, золотовалютные резервы не являются единственным инструментом, позволяющим странам выполнять свои обязательства по внешним займам.
Очевидно, что важнейшие условие для этого - рост экономики. Однако страны могут также уменьшить долги за счет инфляции или, в крайнем случае, объявить дефолт.
Надо учитывать и структуру долгов. Например, для России объем ежегодных выплат составляет практически 30% от общего объема внешнего долга, в Италии около 40%, в Великобритании эта цифра составляет 4%, в США - чуть меньше 2%.
Тем не менее, хорошо виден масштаб диспропорций и вытекающий из этого уровень риска.
Как отмечают эксперты, до введения евро у каждой европейской страны была не только своя валюта, но колоссальная разница в развитии. И это сдерживало потребление.
Португалия, например, не могла потреблять столько же, сколько Германия. С вводом евро они получили реальный рост уровня жизни. Бедные страны получили возможность потреблять больше.