2.2.3 Правонарушения против
исполнения доходной части бюджетов.
Поступления средств в бюджеты
зависят не только от выполнения
обязанностей налогоплательщиками. Существуют
и другие лица, которые принимают непосредственное
участие в процессе начисления, сбора
и перечисления в бюджет налогов. Это прежде
всего фискальные агенты, а также лица,
осуществляющие кассовое исполнение доходной
части бюджетов (банки). Как показывает
практика, далеко не всегда эти участники
налоговых отношений строго придерживаются
требований законодательства. Допускаемые
ими правонарушения носят достаточно
серьезный характер и требуют установления
специальных мер ответственности:
- незаконное
использование средств, поступивших в
уплату налога, т.е. неперечисление или
несвоевременное перечисление банком,
другим кредитным учреждением, а также
иным лицом, ответственным за сбор налогов,
сумм налогов, поступивших от налогоплательщиков,
либо лиц, обязанных исчислить и удержать
налог вместо налогоплательщика;
- нарушение
требований о взыскании недоимок по налогам
и штрафов, т.е. неперечисление или несвоевременное
перечисление банком или иным кредитным
учреждением сумм со счета налогоплательщика
на основании надлежащим образом оформленного
требования налогового органа или судебного
решения.
Правонарушения против контрольных
функций налоговых органов.
Наличие действенной системы
контроля за соблюдением налогового
законодательства является непременным
условием функционирования налоговой
системы в целом. Поэтому любые незаконные
противодействия налоговым органам, осуществляющим
контроль за соблюдением налогового законодательства,
представляют достаточно серьезную угрозу
для налоговой системы и требуют соответствующей
реакции. Субъектами данных правонарушений
выступают непосредственно налогоплательщики.
Поэтому составы, имеющие отношение к
контролю, но адресованные другим лицам
(например, несвоевременное представление
информации о налогоплательщике) помещены
в другие разделы:
- несвоевременная
регистрация в налоговом органе, т.е. пропуск
срока, установленного для обращения в
налоговый орган для регистрации в качестве
налогоплательщика, если эти действия
не могут быть квалифицированы как уклонение
от уплаты налога;
- уклонение
от регистрации в налоговом органе, т.е.
умышленное, с целью уклонения от уплаты
налогов, длительное невыполнение обязанности
обратиться в налоговый орган для регистрации
в качестве налогоплательщика;
- воспрепятствование
осуществлению контрольных действий,
т.е. умышленное создание условий, препятствующих
осуществлению мер документального или
фактического контроля;
- неповиновение
законному требованию или распоряжению
должностного лица налогового органа,
т.е. длительное невыполнение или ненадлежащие
выполнение законного требования или
распоряжения должностного лица налогового
органа об устранении или предотвращении
нарушений налогового законодательства,
если эти действия не могут быть квалифицированы
как иные нарушения налогового законодательства;
- оскорбление
должностного лица налогового органа,
т.е. публичное оскорбление должностного
лица налогового органа в связи с его деятельностью
по исполнению служебных обязанностей,
если эти действия не влекут уголовной
ответственности;
- насилие
или угроза применением насилия, или повреждением
имущества в отношении должностного лица
налогового органа, т.е. насилие или угроза
применением насилия, повреждением (уничтожением)
имущества в отношении должностного лица
налогового органа, а равно его близких,
выполняющего возложенные на него законом
обязанности, в целях воспрепятствования
его законной деятельности, а также принуждение
к изменению её характера либо из мести
за выполнение служебного долга, если
эти действия не влекут уголовной ответственности;
- незаконное
воздействие или вмешательство, т.е. неправомерное
воздействие в какой бы то ни было форме
на должностное лицо налогового органа
с целью воспрепятствовать выполнению
им контрольных действий либо повлиять
на принимаемое им решение, если эти действия
не могут квалифицироваться как иное правонарушение
и/или не влекут уголовной ответственности.
2.2.4 Правонарушения против порядка
ведения бухгалтерского учета,
составления и представления бухгалтерской
и налоговой отчетности.
В соответствии с законом “О
бухгалтерском учете”, бухгалтерский
(финансовый учет) является основой налогового
учета, в результате которого определяются
необходимые показатели и данные для составления
деклараций, расчетов и других документов.
Налоговый учет носит расчетный характер,
так как использует данные бухгалтерского
учета, но не связан с операциями на его
счетах.
Цели бухгалтерского учета шире,
нежели формирование данных для
составления налоговой отчетности. Но
в законе отсутствуют конкретные составы
правонарушений в области бухгалтерского
учета. Этот пробел должен быть ликвидирован
в налоговом кодексе:
- нарушение
порядка организации бухгалтерского учета,
т.е. отсутствие системы отражения на счетах
бухгалтерского учета осуществляемых
налогоплательщиком хозяйственных операций
в соответствии с общими методологическими
принципами бухгалтерского учета, если
такие действия не могут квалифицироваться
как уклонение от уплаты налога;
- нарушение
порядка ведения бухгалтерского учета,
т.е. нарушения правил документирования
хозяйственных операций и отражения их
в бухгалтерских регистрах, если такие
действия не могут квалифицироваться
как уклонение от уплаты налога;
- необеспечение
достоверности данных бухгалтерского
учета, т.е. невыполнение или ненадлежащие
выполнение обязанностей по проведению
инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, хранению бухгалтерских
документов, если такие действия не могут
квалифицироваться как уклонение от уплаты
налогов;
- нарушение
порядка составления бухгалтерской и
налоговой отчетности, т.е. представление
в налоговый орган документов бухгалтерской
и/или налоговой отчетности, не соответствующих
установленной форме и не отражающих всех
установленных нормативными актами данных;
- нарушение
порядка представления бухгалтерской
и налоговой отчетности, т.е. представление
комплекса или части документов бухгалтерской
и налоговой отчетности позже установленного
срока, если такие действия не могут квалифицироваться
как уклонение от уплаты налога;
- уклонение
от представления бухгалтерской и налоговой
отчетности, т.е. умышленное неоднократное
непредставление в установленные сроки
или непредставленные по требованию налогового
органа комплекса или части документов
бухгалтерской и/или налоговой отчетности,
если такие действия не могут квалифицироваться
как уклонение от регистрации в налоговом
органе или уклонение от уплаты налога.
2.2.5
Правонарушения против обязанности по
уплате налога.
Основная обязанность налогоплательщика
- полная и своевременная уплата
налогов. Способы уклонения от
уплаты налогов различны. Эти
способы специфичны в отношении каждого
конкретного налога и будут рассмотрены
отдельно. Наиболее общие составы:
- незаконное
использование льгот по налогу, т.е. уклонение
от уплаты налога путем представления
налогоплательщиком в налоговый орган
документов, содержащих заведомо необоснованные
сведения, дающие прямо или косвенно основание
для уменьшения размера налога, равно
как и для возврата (зачета в счет будущих
платежей) ранее уплаченного или взысканного
налога;
- неуплата
или несвоевременная уплата налога, т.е.
неуплата к установленному законом сроку
налога или уплата налога позже установленного
срока налогоплательщиком либо лицом,
обязанным в силу закона исчислить и уплатить
налог вместо налогоплательщика.
Уклонение от уплаты налогов
тем или иным способом самая
распространенная группа налоговых правонарушений.
Основная причина уклонения от уплаты
налогов является чисто экономической
и заключается в явном несоответствии
последствий для налогоплательщика от
уплаты налогов и от санкций за уклонение
от них. Чем выше ставки налогов и ниже
размер санкций, тем ощутимее экономический
эффект от уклонений.[6]
2.3 Финансовые санкции за нарушение
налогового законодательства.
Финансовые
санкции за нарушение налогового
законодательства применяются исключительно
к налогоплательщику и взыскиваются только
по результатам документальных проверок.
Основанием для применения таких санкций
являются следующие правонарушения:
- сокрытие
(занижение) прибыли (дохода) или иного
объекта налогообложения влечет за собой
соответственно взыскание всей суммы
сокрытого (заниженного) дохода (прибыли)
и штраф в размере той же суммы или взыскание
суммы налога и штрафа в такой же сумме.
Ошибочное исчисление льгот по
налогу на прибыль правонарушением,
влекущим санкции, не является.
Повторное сокрытие (занижение) дохода
(прибыли) или иного объекта
налогообложения, совершенное в течение
года с момента применения санкций за
аналогичное нарушение, связано с взысканием
суммы сокрытого (заниженного) дохода
(прибыли) либо суммы налога за иной объект
налогообложения и штрафа в двухкратном
размере этих сумм.
В случае умышленного сокрытия
или занижения дохода (прибыли), если
это установлено судом по искам налогового
органа или прокурора, взыскивается штраф
в пятикратном размере сокрытой (заниженной)
суммы дохода (прибыли).
Об умышленном характере этого
правонарушения свидетельствуют, как
правило, целенаправленность и периодичность
(два и более отчетных периода) действий
по уклонению от уплаты налогов при наличии
денежных средств на счете, а также их
активность (отказ предъявить документы
или их уничтожение, наличие в местах реализации
неучтенной продукции и т.п.).
Применительно к рассматриваемому
правонарушению нужно иметь в
виду одно обстоятельство - сокрытие
(занижение) прибыли (дохода) или
иного объекта налогообложения имеет
место лишь тогда, когда оно происходит
в налоговых документах (расчет налога,
декларация о доходах), но не в документах
бухгалтерского учета (баланс и т.п.), поскольку
последние не отражают непосредственно
объекта налогообложения, а фиксируют
объекты бухгалтерского учета.
Несвоевременное предоставление налоговых
расчетов и деклараций сокрытием или занижением
объекта налогообложения не является;
- отсутствие
учета объектов налогообложения и нарушение
установленного порядка ведения такого
учета, повлекшее за собой сокрытие или
занижение дохода за проверяемый период,
штрафуются десятью процентами доначисленных
сумм налога.
Неучет объекта налогообложения
имеет место тогда, когда невозможно
на основании учетной документации
налогоплательщика определить величину
объекта налогообложения без привлечения
других источников информации.
Если же учетная информация
налогоплательщика достаточна для
анализа отчетности и внесения в неё
необходимых изменений, налицо ведение
учета объекта налогообложения с нарушением
действующего порядка.
Указанная норма ответственности применима
также за отсутствие учета прибыли, если
не сформированы конечный финансовый
результат деятельности предприятия за
отчетный период и сумма прибыли, подлежащая
налогообложению, с учетом фактических
затрат и расходов при исчислении льгот
по налогу на прибыль.
При нарушении порядка ведения
учета объекта налогообложения
(прибыли) имеются в виду:
- отсутствие
установленных нормативными документами
по ведению учета регистров, книг, журналов
и т.п.;
- отнесение
на себестоимость продукции (работ, услуг)
затрат, не связанных с её производством
и реализацией, а также расходов, не связанных
с извлечением внереализационных доходов;
- другие нарушения
порядка ведения учета объекта налогообложения
(прибыли), установленного действующими
нормативными актами, повлекшие искажение
отчетности и финансовых результатов
деятельности налогоплательщика.
В случае отсутствия учета
прибыли (дохода) или ведения его
с нарушением установленного
порядка налогоплательщик по
предложению контрольного органа
обязан незамедлительно привести учет
и отчетность в требуемое состояние, в
противном случае к нему применяются указанные
санкции;
3) непредставление или несвоевременное
представление в налоговый орган
документов, необходимых для исчисления
и уплаты налога (отчетов, балансов, деклараций
и др.) штрафуются 10 % причитающихся к уплате
сумм налога по очередному сроку платежа.
Эта санкция применяется в
отношении тех платежей, по которым
в соответствии с законодательством
должны представляться требуемые документы
по каждому в отдельности виду налога
или другому обязательному платежу в бюджет.
Уважительные причины несвоевременного
представления в налоговый орган
документов могут быть признаны
руководителем налогового органа
основанием для освобождения плательщика
от применения к нему санкций. Такое решение
оформляется соответствующим документом,
в котором отражаются оправдательные
мотивы задержки представления отчетов
и расчетов;
4) задержка уплаты налога независимо
от причин влечет начисление
пени в размере 0,3 % неуплаченной
суммы за каждый день просрочки, начиная
с установленного срока уплаты выявленной
задержанной суммы налога.
Взыскание пени не освобождает
налогоплательщика от других
видов ответственности.
Взыскание недоимки по налогам
и другим обязательным платежам, а также
сумм штрафов и других санкций производится:
- с юридических
лиц - в бесспорном порядке в течение 6
лет с момента образования недоимки;
- с физических
лиц - в судебном порядке путем обращения
взыскания на полученные ими доходы, а
в случае отсутствия таковых - на имущество
этих лиц с соблюдением общего срока исковой
давности (3 года).
Помимо применения финансовых
санкций налоговый орган вправе
приостанавливать операции налогоплательщика
по счетам в банках и иных кредитных учреждениях
в случае непредставления документов,
связанных с исчислением или уплатой налогов.
Исполнение налогоплательщиком
своих обязанностей обеспечивается
не только финансовыми санкциями,
но и мерами административной и уголовной
ответственности, а также залогом денежных
и товарно-материальных ценностей, поручительством
или гарантией кредиторов плательщика.