Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 12:55, контрольная работа
Выбор темы «Финансовые бюджеты, виды, модели формирования» обусловливается мной тем, что финансовый бюджет является главной частью основного бюджета, и играет важную роль в планировании и прогнозировании финансового плана любого предприятия. Цель данной работы является раскрытие темы: Финансовый бюджет, виды и модели формирования. Виды и модели формирования финансового бюджета описывается в первой части работы, финансовое планирование в системе бюджетирования и теоретическая часть во второй части работы, пример расчета финансового бюджета и его особенности в третей части работы.
Введение ………………………………………………………………...
2
1.Финансовые бюджеты – три сводных бюджета…………
1.1. Финансовые бюджеты: виды, модели формирования
3
7
2. Финансовое планирование в системе бюджетирования…………..
12
2.1. Краткий пример расчета финансового бюджета и его особенности………………………………….……………………….....
18
Заключение ……………………………………………………………..
22
Список использованной литературы ………………………………….
24
Различают следующие разновидности построения бюджетных моделей применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.
Бюджеты
Гибкие
Фиксированные
От достигнутого ("приростные")
С анализом дополнительных вариантов
"С нуля"
К двум основным, "идеологически" различающимся типам бюджета эксперты относят бюджеты, построенные по принципам "снизу вверх" и "сверху вниз".
Бюджет, составленный "снизу вверх",
предусматривает сбор и фильтрацию
бюджетной информации от исполнителей
к руководителям нижнего уровня
и далее к руководству
Этот вид бюджетирования широко распространен в России из-за неопределенности перспектив развития рынка в целом.
Бюджет, составляемый по принципу "сверху вниз", требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период. Такой подход обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности. На практике применяются смешанные варианты составления бюджетов, содержащие в себе черты обоих подходов - вопрос лишь в том, какой подход преобладает.
Долгосрочные и краткосрочные бюджеты (Short- & Long-term budgets). В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года. По разным оценкам, "горизонт прогнозирования" в России сейчас составляет от полугода до полутора-двух лет.
Определение срочности планирования трактуется отечественными авторами по-разному. Так, Лихачева О.Н. определяет сроки стратегического планирования 3-5 лет, а конкретные планы сроком до 1 года. Другой автор многих изданий по вопросам бюджетирования Щиборщ К.В. [127] дает определение срокам краткосрочного и стратегического (долгосрочного плана).
Краткосрочный план
Краткосрочный бюджет
Стратегический (долгосрочный план)
Бюджет развития месяца\b3MiJ 1 год
Индикативный (скользящий) бюджет -1 год
Постатейные бюджеты (Line-item budgets). Они предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. В западной практике такой подход широко используется в правительственных учреждениях, однако нередко применяется и в коммерческих организациях для обеспечения более жесткого контроля и ограничения полномочий руководителей нижнего и среднего звена.
Бюджеты с временным периодом (Lapsing
budgets). Термин "бюджет с временным
периодом" означает систему бюджетирования,
в которой не израсходованный
на конец периода остаток средств
не переносится на следующий период.
Эта разновидность бюджета
Гибкие и статичные бюджеты. В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства, в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж. Преимущества гибкого бюджета заключаются в том, что он позволяет наиболее точно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.
Преемственные бюджеты и бюджеты
с нулевым уровнем (Incremental & Zero-Base
budgets). Бюджет с нулевым уровнем -
это бюджет, который каждый раз
составляется заново, "с нуля".
В противоположность ему
Бюджетирование "с нуля" моделируется в соответствии со следующими этапами:
• определение целей для всех видов деятельности, за которые отвечает менеджер каждого центра ответственности (цели могут быть не только финансовыми: например, повышение качества продукции, достижение высоких технических характеристик, снижение текучести кадров и т.п.);
• установление критериев достижения целей;
• исследование альтернативных вариантов ведения каждого из видов деятельности;
• оценка эффекта (степени достижения цели) от каждого из вариантов по установленным критериям (размер прибыли, процент изделий, отвечающих требованиям к качеству, технические характеристики изделий и др.);
• оценка затрат для каждого из вариантов;
• оценка возможных уровней ассигнований (показывает возможный уровень затрат предприятия, соответствующий его финансовым возможностям, в этом случае указывается несколько возможных уровней: максимальный, минимальный и наиболее вероятный);
• определение факторов, ограничивающих объем деятельностицентра ответственности (такими факторами, помимо размера ассигнований,могут быть мощность, трудоемкость работы, дефицитные ресурсы и др.);
• формирование оптимального набора видов деятельности для каждого возможного уровня ассигнований (оптимальный набор формируется путем сопоставления эффекта и затрат с использованием математического аппарата - линейного программирования, теории массового обслуживания и др.);
• утверждение руководством предприятия сформированного пакета заказов (пакет заказов является обязательным для исполнения);
• формирование резерва на аварийные ремонтные работы сверх бюджета "с нуля" (этот резерв рассчитывают на основе данных предыдущих периодов).
2.Финансовое планирование в системе
бюджетирования
В экономической литературе проводится
достаточно четкое различие между понятиями
«план» и«бюджет». Первый термин понимается
в более широком смысле и включает
в себя весь определенным образом
упорядоченный спектр действий, направленных
на достижение некоторых целей, причем
эти действия могут описываться
не только с помощью формализованных
количественных оценок, но и путем
перечисления ряда процедур, формализация
которых невозможна. Бюджет – более
узкое понятие,подразумевающее
С позиции количественных оценок,
планирование текущей деятельности
предприятия заключается в
Основной бюджет – это финансовое
количественно определенное выражение
маркетинговых и
Основной бюджет (или общий, генеральный – master budget) состоит из трех обязательных финансовых документов:
· прогноза отчета о прибылях и убытках;
· прогноза отчета о движении денежных средств;
· прогноза балансового отчета.
Процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные части:
· подготовка операционного бюджета;
· подготовка финансового бюджета.
Операционный бюджет состоит из:
· бюджет продаж;
· бюджет производства;
· бюджет производственных запасов;
· бюджет прямых затрат на материалы;
· бюджет производственных накладных расходов;
· бюджет прямых затрат на оплату труда;
· бюджет коммерческих расходов;
· бюджет управленческих расходов;
· прогнозный отчет о прибыли.
Финансовый бюджет состоит из:
· Бюджета капитала (инвестиционный бюджет);
· Бюджета потока денежных средств;
· Прогнозного баланса.
Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные цели. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижения целей невыгодны для предприятия.
Для оценки приемлемости и достижимости
бюджетов применяются инструменты
финансового анализа и
При составлении бюджетов рекомендуется применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, что значительно облегчает составление бюджетов и упрощает сравнение плановых и фактических данных. Рекомендуется также составлять бюджет на три года вперед с разбивкой в первый год по месяцам.
Бюджет продаж.
Прогноз объема продаж –это необходимый
предварительный этап работы. Прогноз
объема продаж осуществляется на основании
анализа и обсуждения различных
микро- и макроэкономических факторов,
в том числе описываемых
· объем продаж предшествующих периодов;
· производственные мощности;
· зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и других;
· относительная прибыльность продукции;
· изучение рынка, рекламная компания;
· ценовая политика, качество продукции;
· конкуренция;
· сезонные колебания;
· долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.
Надежность прогноза продаж повышается в результате использования комбинации экспертных и статистических методов:
· функциональный метод – информация
о прогнозах поступает от руководителей
отделов к директору по маркетингу,
который является ответственным
за точность прогноза и составление
бюджета продаж. Недостаток метода
– высокая степень
· статистические методы – трендовый, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа,которые позволяют сделать прогноз на основе существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения;
· групповое принятие решений –
участвует руководство
При прогнозировании продаж в терминах «товар - рынок» могут рассматриваться четыре вида прогнозов (Рисунок2):
Рисунок 2:Четыре вида прогнозов объемов продаж
· базовый прогноз, скорее всего, окажется наиболее надежным, так как на него не влияют погрешности, связанные с освоением новых рынков и выпуском новых продуктов;
· прогноз А менее вероятен, чем базовый, что связано со сложностью получения достоверной оценки поведения потребителей на новых рынках;
· прогнозB менее вероятен, чем А, из-за субъективности оценки потребностей в новых продуктах: мнения торговых агентов, экспертов;
· прогноз С менее вероятен, чем
B, из-за высокой степени
Бюджет продаж – это первый и
самый важный шаг в составлении
основного бюджета. Оценка объема продаж
влияет на все последующие бюджеты.
Бюджет продаж должен отражать месячный
и квартальный объем продаж в
натуральных и стоимостных
Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потока денежных средств. Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц(месяц отгрузки), во второй и так далее, с учетом безнадежных долгов.
Бюджет коммерческих расходов.
Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж.