Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью работы является анализ финансовой деятельности страховых организаций в РФ и выявление проблем, связанных с формированием и использованием фондов СО.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Обобщить организационные основы страховой деятельности;
Введение 3
I. Организационные основы страховой деятельности в РФ 5
1.1. Сущность и содержание страхования 5
1.2. Отрасли страхования 11
1.3. Виды страховых компаний 23
1.4. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ 25
II. Особенности финансов страховых организаций 30
2.1. Состав и структура финансовых ресурсов страховой организации 30
2.2. Формирование и использование фондов страховых организаций 40
2.3. Анализ развития страхового рынка в РФ 43
2.4. Проблемы формирования и использования фондов страховых организаций 49
Заключение 55
Список литературы 57
Источник: “Страховое дело”, №2, 2000. «Эксперт», №12, 2006
В 1992г. страховые фирмы России охватывали примерно 10-12% ее страхового поля. За период 1992 - 1996 г.г. число страховых фирм, имеющих государственные лицензии, возросло более чем в 4,3 раза. Другие показатели также свидетельствуют о том, что становление страхового рынка в России до 1997 г. осуществлялось высокими темпами.
Экстенсивный рост не может быть бесконечным, особенно в условиях экономического кризиса, политической нестабильности и выхода из строя, вследствие этого, различных макроэкономических систем, например, типа банковской. Статистические и прогностические данные подтверждают сказанное.
Показатели таблицы 1.1 свидетельствуют: на страховом рынке РФ уже в 1997 г. - первой половине 1998 г. наметилась тенденция снижения числа страховых фирм, в т.ч. негосударственных (хотя по страховым взносом и выплатам соотношение и динамика были положительными).
Отметим две (из многих) основных причины, вызывавших снижение числа страховщиков на рынке РФ после 1997г.
Первая - это закономерный процесс концентрации и централизации капитала, в т.ч. страхового, по мере эволюционного исчерпания возможностей экстенсивного типа его первоначального накопления. Уже в 1996 г. 1195 страховых фирм (58% от общего числа отчитавшихся) получили 99,2% годового сбора страховых взносов, оставшиеся 0,8% собранных премий пришлись на долю 848 (или 42%) отчитавшихся страховщиков. В 1997г. такое соотношение сохранилось. Эти 848 страховщиков были, видимо, главными кандидатами на уход со страхового рынка страны.
Другой причиной, подстегнувшей концентрацию и централизацию страхового капитала, явилось крушение пирамиды ГКО в августе 1998г. Страховому рынку РФ был нанесен по некоторым оценкам ощутимый удар - более 8 млрд. руб. (свыше 60%) активов страховых фирм, размещенных в ГКО, считаются потерянными ими, хотя имевшихся страховых резервов до этого едва хватало на покрытие обязательств перед страхователями по текущим выплатам.
Напряженность возникла уже до августа 1998г., когда страхование выплаты превысили объем собранных премий на 0,53 млрд. руб. В результате крушения рынка ГКО еще более ускоряются процессы вымывания слабых по размерам уставного капитала и другим финансовым показателям страховщиков (и даже некоторых крупных фирм, например АСО “Защита”, СК “Ивма”).
Оставшиеся страховщики контролировали в 2000 г. примерно 80% страхового рынка РФ; сбор ими страховых взносов и их емкость возрос в 2-2,5 раза; отношение объема собираемых премий к ВПП увеличилось с 1,3% (1997г.) до 2,4% (2000г.); добровольное, а также имущественное и страхование ответственности развивалось быстрее обязательного и личного страхования.
Если говорить о государственном страховании, то его организация перестраивалась и совершенствовалась в соответствии с теми экономическими и социальными задачами, которые решала страна на каждом этапе развития.
По итогам 2005 года наблюдаются тенденции к сокращению сегмента добровольного медицинского страхования (уменьшился на 17% по сравнению с 2005г.), но одновременно значительно увеличилось страхование от несчастных случаев и болезней (24,6%), а также страхование выезжающих за рубеж(5,6%). В имущественных видах значительный прирост показало автострахование: подъем за год на 48%. Сегмент имущества физлиц также показал хороший резултат – 16,6%. Сельскохозяйцственное страхование благодаря бюджетной поддержке выросло на 34,9%. Значительно поднялись взносы по страхованию финансовых рисков(214%), лидирует ипотечное страхование(374,5%). В страховании ответственности хорошую динамику показала добровольная автогражданка – 303,4%.
В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль, т.к. оно является не только частью финансового механизма, но и частью социальной сферы, непосредственно затрагивающей самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния людей, сбалансированности их денежных доходов и расходов, устранению негативных явлений в распределительных отношениях.
Проведенное исследование проблемы несовершенства российского страхового бизнеса показывает, что на страховом рынке России имеется много нерешенных проблем, требующих особого внимания, а именно:
- сложное экономическое положение страны, нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации, российский менталитет, не позволяют подняться страховому делу на должный уровень;
- неадекватное юридическое обеспечение страхового дела;
- узкий ассортимент страховых услуг (не более 80 видов, причем, в основном, классических, для сравнения в США, действуют более 3 тыс. видов страхования, в Европе 400-500);
- преобладание обязательного страхования, в то время, как определяющими в развитии страхования должны быть добровольные виды. К примеру, обязательное медицинское страхование по своей экономической сущности является более вопросом социального обеспечения граждан, нежели страхования;
- несовершенство налогообложения страховой деятельности, что приводит к сокращению числа страховых организаций;
- низкая платежеспособность населения не дает возможности увеличить страховой портфель страховщиков при весьма значительном страховом поле;
- диспропорция в развитии страхового рынка по регионам (страховой бизнес сконцентрирован в Москве);
- довольно большое число компаний с «дутыми» капиталами и так называемых «карманных» страховщиков.
- отсутствие четкой государственной поддержки в области страхования. Оценивая количественные и качественные параметры страховой отрасли и роль государства в ее развитии, можно сделать вывод: страховой рынок России не до конца освоен, находится на этапе развития и имеет громадные возможности для совершенствования. В то же время государство не использует в полной мере весь потенциал страхования для решения экономических и социальных проблем общества. Хотя развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки.
Задача состоит в развертывании страховой пропаганды, воспитании в обществе страховой культуры как важного элемента рыночного сознания. Для решения этой проблемы и требуется объединение усилий страховщиков, их союзов и ассоциаций, государства. Поскольку же принятие “идеологических” документов не может быстро улучшить положение дел в страховой сфере, необходимо предпринять ряд практических шагов с целью развития страхования. Речь идет, во-первых, о создании благоприятных макроэкономических и правовых условий для формирования цивилизованного страхового рынка. Во-вторых, о решении кадровой проблемы в отрасли. В третьих, необходимо обеспечить финансовую устойчивость страховых операций.
Прогнозируя будущее страхового дела, следует заметить, что несмотря на нестабильное состояние, российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития
В условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности должна проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций. [3]
Итак, тенденции, определяющие развитие страхового рынка можно расценивать как благоприятные. Выполнение требований Минфина приведет рынок в соответствие международным требованиям, а уменьшение числа страховщиков при одновременном повышении требований к их капитализации обеспечит ему большую финансовую устойчивость.
2.4. Проблемы формирования и использования фондов СО.
В современных условиях страховые организации занимаются не только страховой деятельностью, но и инвестиционно - финансовой используя для этого временно свободные средства из страховых резервов и других накоплений. Вследствие этого денежный оборот страховой организации более сложен, чем у других коммерческих структур.
Денежный оборот страховой организации включает два денежных потока, относительно самостоятельных друг от друга:
1. страховые выплаты – оборот средств, обеспечивающих страховую защиту страхователей; При этом,
на первом этапе формируются страховые резервы и фонды страховщиков
на втором - часть свободных средств на данный период времени инве-
стируется в нестраховые рентабельные проекты и финансовые организации
- в банки (депозитные вклады) и ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.) с целью получения дополнительной прибыли (дивидендов).
2. средства, предназначенные для функционирования страховой организации.
Основной доход страховых организаций образуется за счет страховых платежей (взносов страхователей). Помимо основных статей получения доходов от страховых платежей, инвестиционных и банковских вложений страховая организация может иметь доходы от спонсорства, менеджмента (по рисковым операциям), за счет консультаций, обучения кадров и др.
Страховые резервы по личному, имущественному страхованию и страхованию ответственности образуются из полученных страховых взносов и предназначаются для обеспечения выполнения принятых страховщиком страховых обязательств в виде страховых выплат при наступлении страховых случаев.
Страховщики вправе также инвестировать или иным образом размещать страховые резервы. Например, выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам.
Деятельность страховой организации в условиях рынка предполагает не только возмещение страховых ущербов и своих издержек на ведение дела, но и получение прибыли. В страховании термин "прибыль" применяется условно, так как страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении.
Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат страховой деятельности, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты страхователей. Основным источником получения прибыли для страховой организации большинства цивилизованных стран является не сбор страховых платежей, а инвестиционная деятельность, которая проводится путем вложения части временно свободных средств резервного страхового фонда в прибыльные научно-технические проекты, коммерческие сделки, ценные бумаги, государственные краткосрочные облигации, на депозиты и др.
Средства от инвестиционной деятельности направляются, как правило, на финансирование страховых операций, на дотации убыточным видам страхования, разработку новых видов страхования (экология и т. д.), подготовку кадров и др.
В отличие от оборота средств по оказанию страховой защиты, оборот средств, связанных с организацией страхового дела и развитием страховой организации, регулируется действующим законодательством, уставом страховой организации и другими факторами.
Особенности раскладки возможного ущерба в рисковом (как правило, краткосрочном) и накопительном (сберегательном или долгосрочном) страховании породили два типа страховых фондов:
1. страховые резервные фонды по рисковым видам страхования;
2. страховые резервные фонды по накопительным видам страхования (страхование на дожитие, пенсии и др.).
В тех видах страхования, где ущерб может достигать катастрофических размеров (стихийные бедствия, космические, морские и авиакатастрофы, смерть (гибель) туристов и путешественников), могут также формироваться резервные фонды перестраховочного характера.
Поскольку страховые организации являются хозяйствующими субъектами и находятся на хозрасчете, самофинансировании и самоокупаемости, то они формируют, помимо специфических страховых резервов, и другие фонды, необходимые им для обеспечения хозяйственной деятельности. В ст. 26 (п. 2) Закона "О страховании" сказано, что "из доходов, остающихся после уплаты налогов и поступающих в распоряжение страховщиков, они могут образовывать резервы и фонды, необходимые для обеспечения их деятельности". Например, создавать резервы и фонды для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, транспортных аварий, утраты или повреждения застрахованного имущества. Так, акционерные страховые общества (АСО), являющиеся владельцами уставного капитала (имущество, переданное обществу учредителями, включая доходы от реализации акций), должны создавать помимо страховых резервов и другие фонды в размере не ниже 15 % от уставного капитала путем ежегодных отчислений в размере не ниже 5 % от чистой прибыли.
Резервы и фонды образуются путем ежеквартальных отчислений от страховых платежей, поступивших по договорам страхования и перестрахования в течение данного квартала.
Размер отчислений определяется решением исполнительного органа страховщика - советом директоров, исходя из количества заключенных договоров страхования и перестрахования, сроков их действия, размера поступивших страховых премий, объема страховых обязательств, характера страховых рисков, размеров выплат, произведенных по ранее заключенным договорам, и иных особенностей складывающейся ситуации в страховании.
Информация о работе Финансовые аспекты страховой деятельности в РФ