Финансовые аспекты страховой деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ финансовой деятельности страховых организаций в РФ и выявление проблем, связанных с формированием и использованием фондов СО.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 Обобщить организационные основы страховой деятельности;

Оглавление

Введение 3
I. Организационные основы страховой деятельности в РФ 5
1.1. Сущность и содержание страхования 5
1.2. Отрасли страхования 11
1.3. Виды страховых компаний 23
1.4. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ 25
II. Особенности финансов страховых организаций 30
2.1. Состав и структура финансовых ресурсов страховой организации 30
2.2. Формирование и использование фондов страховых организаций 40
2.3. Анализ развития страхового рынка в РФ 43
2.4. Проблемы формирования и использования фондов страховых организаций 49
Заключение 55
Список литературы 57

Файлы: 1 файл

Курсовая ГОТОВАЯ!.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

Страховые компании подразделяют:

I. По принадлежности:

1.                       частные и публично-правовые

2.                       акционерные

3.                       взаимные

4.                       государственные

5.                       правительственные

II. По характеру выполняемых операций:

1.                       специализированные

2.                       универсальные

3.                       перестраховочные;

III. По зоне обслуживания:

1.                       местные                        3.     национальные

2.                       региональные               4.     международные;

IV. По величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей, а также другим технико-экономическим показателям, определяющим их место на страховом рынке:

1.                       крупные

2.                       средние

3.                       мелкие.

Акционерное страховое общество – форма организации страхового фонда на основе централизации денежных средств посредством продажи акций. Существуют закрытые акционерные страховые общества, акции которых распространяются среди их учредителей, и открытые акционерные страховые общества, акции которых свободно продаются и покупаются.

Акционерное страховое общество – юридическое лицо, имеющее свой устав, в котором определены цели общества, размер капитала, порядок управления делами.

Общество взаимного страхования – форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхования одновременно выступает в качестве страховщика и страхователя.

Правительственные страховые организации – некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании. В большинстве ПСО освобождены от уплаты государственных, федеральных и местных налогов.

Государственная страховая компания – публично-правовая форма организации страхового фонда, основанная государством. Организация государственных страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компаний и обращения их имущества в государственную собственность. Создание государственных страховых компаний является формой вмешательства государства в деятельность страхового рынка.

Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье.

Негосударственный пенсионный фонд – особая форма организации личного страхования, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного возраста.

1.4. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ

В современных условиях все большее значение приобретают методы косвенного стимулирования государством развития страхования. Их суть состоит в различных способах государственного регулирования страховой деятельности:

- Создание стабильной законодательной базы, определяющей единые «правила игры» для всех субъектов рынка страховой деятельности.

- Формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг.

- Формирование системы государственного надзора за деятельностью страховщиков.

- Формирование системы гарантий выполнения страховщиками своих обязательств перед потребителями страховых услуг.

- Организация и защита конкуренции на страховом рынке.

- Создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки квалифицированных кадров в области страхования.

- Регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом рынке.

- Проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг.

- Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности страховщиков.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

б) законодательное обеспечение становления и защиты нацио­нального страхового рынка:

в) государственный надзор за страховой деятельностью;

г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, пре­дупреждение и пресечение монополизма.

Прямое участие государства в становлении страховой систе­мы защиты имущественных интересов.

Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью: во-первых, предоставления гарантий социальной за­щиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании не­коммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иност­ранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставле­нием дополнительных гарантии тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государствен­ных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, создани­ем целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по догово­рам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Законодательное обеспечение становления и защиты на­ционального страхового рынка.

Структура законодательства по страхованию в России многоступенчата и определяется существующей правовой системой. Взаимоотношения субъектов страхового рынка регламентируются главой 48 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ", затем следуют ряд федеральных законов по конкретным видам страхования, в частности "О медицинском страховании граждан в РФ", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (первый рыночный закон о массовом виде страхования), "Об обязательном страховании военнослужащих". Завершают систему законодательства подзаконные акты Министерства финансов РФ как надзорного за страховым рынком органа, а также нормативные документы других министерств и ведомств.

Государственный надзор за страховой деятельностью.

Говоря о формировании государственного надзора, нужно помнить, что в нашей стране на первом этапе этого процесса, внимание государственного надзора было сосредоточено на организации системы допуска к страховой деятельности. В настоящее время большее внимание следует уделять уже функционирующим страховщикам (анализу их финансового состояния, соблюдению ими законодательства и других правовых норм) с тем, чтобы своевременно реагировать на возможные сбои в их работе. Это будет способствовать повышению устойчивости отечественной страховой системы и росту авторитета страховщиков в глазах потенциальных потребителей. Для этого необходимо расширить объем полномочий органа государственного страхового надзора в сфере контроля над финансовой деятельностью страховых организаций и возможности применения мер воздействия к страховщикам, чья платежеспособность вызывает сомнения. Также необходимо разработать процедуры финансового оздоровления страховщиков, в случае возникновения угрозы невыполнения ими своих обязательств.

Систему государственного страхового надзора следует дополнить системой гарантий выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования.

Система государственного надзора за страховой деятель­ностью должна предполагать:

1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой дея­тельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

2) создание нормативных актов надзора за страховой деятель­ностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

3) определение специальных требований к страховым организаци­ям, установление лицензирования и сертификации страховой деятель­ности;

4)установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций аварийными комиссарами и т.п.

Пресечение монополистической деятельности и недобросо­вестной конкуренции на страховом рынке

Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке являются одним из средств государственного регулирования страховой деятельности. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в дальнейшем — МАП).

Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке и пресечение монополистической деятельности должны протекать в рамках единого, регулируемого государством, процесса, предполагающе­го следующие формы.

1) пресечение злоупотребления страховыми организациями доминирующим положением;

2) определение на конкурсной основе тех страховых организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных средств;

3) запрещение действий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;

4) осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;

5) контроль за созданием объединений страховых организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых организаций:

6) пресечение установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.

 

 

 

 

Глава 2. Особенности финансов страховых организаций

 

2.1. Состав и структура финансовых ресурсов страховой организации.

 

Мощность финансового потенциала страховой организации является предпосылкой ее успешной деятельности на рынке. Размеры финансового потенциала страховщика определяются объемом и качеством финансовых ресурсов, находящихся в его распоряжении. Эти фин. Ресурсы представляют собой денежные доходы и поступления, используемые страховой организацией дляосуще5ствленпя операций страхования, перестрахования от момента заключения договоров страхования до выполнения обязательств по ним в виде страховых выплат, а также для осуществления инвестиций и прочих затрат, обеспечивающих ведение договоров страхования, экономическое стимулирование сотрудников, совершенствование и повышение качества страховых продуктов.

Лежащий в основе страховых операций риск объективно обуславливает требования к объемам и к качеству финансовых ресурсов страховой организации, которые должны соответствовать величине и структуре принятых на страхование рисков.

Состав финансовых ресурсов представлен на схеме 1.

Финансовый потенциал страховой организации складывается из двух частей – собственного и привлеченного капитала, причем привлеченная часть капитала в значительной степени преобладает над собственной. Это обусловлено спецификой страховой деятельности. Страхование основано на создании денежных фондов, источником которых являются средства страхователей, поступившие в форме страховых премий. Эти средства не принадлежат страховщику, они лишь временно, на период действия договоров страхования, находятся в распоряжении страховой компании и предназначены для осуществления страховых выплат. При условии безубыточного

 

Финансовые ресурсы

 

Собственный капитал

Заемные средства

Резервный капитал

Страховые резервы

кредит

Информация о работе Финансовые аспекты страховой деятельности в РФ