Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью работы является анализ финансовой деятельности страховых организаций в РФ и выявление проблем, связанных с формированием и использованием фондов СО.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Обобщить организационные основы страховой деятельности;
Введение 3
I. Организационные основы страховой деятельности в РФ 5
1.1. Сущность и содержание страхования 5
1.2. Отрасли страхования 11
1.3. Виды страховых компаний 23
1.4. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ 25
II. Особенности финансов страховых организаций 30
2.1. Состав и структура финансовых ресурсов страховой организации 30
2.2. Формирование и использование фондов страховых организаций 40
2.3. Анализ развития страхового рынка в РФ 43
2.4. Проблемы формирования и использования фондов страховых организаций 49
Заключение 55
Список литературы 57
Страховые компании подразделяют:
I. По принадлежности:
1. частные и публично-правовые
2. акционерные
3. взаимные
4. государственные
5. правительственные
II. По характеру выполняемых операций:
1. специализированные
2. универсальные
3. перестраховочные;
III. По зоне обслуживания:
1. местные 3. национальные
2. региональные 4. международные;
IV. По величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей, а также другим технико-экономическим показателям, определяющим их место на страховом рынке:
1. крупные
2. средние
3. мелкие.
Акционерное страховое общество – форма организации страхового фонда на основе централизации денежных средств посредством продажи акций. Существуют закрытые акционерные страховые общества, акции которых распространяются среди их учредителей, и открытые акционерные страховые общества, акции которых свободно продаются и покупаются.
Акционерное страховое общество – юридическое лицо, имеющее свой устав, в котором определены цели общества, размер капитала, порядок управления делами.
Общество взаимного страхования – форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхования одновременно выступает в качестве страховщика и страхователя.
Правительственные страховые организации – некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании. В большинстве ПСО освобождены от уплаты государственных, федеральных и местных налогов.
Государственная страховая компания – публично-правовая форма организации страхового фонда, основанная государством. Организация государственных страховых компаний осуществляется путем их учреждения со стороны государства или национализации акционерных страховых компаний и обращения их имущества в государственную собственность. Создание государственных страховых компаний является формой вмешательства государства в деятельность страхового рынка.
Частные страховые компании принадлежат одному владельцу или его семье.
Негосударственный пенсионный фонд – особая форма организации личного страхования, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного возраста.
1.4. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ
В современных условиях все большее значение приобретают методы косвенного стимулирования государством развития страхования. Их суть состоит в различных способах государственного регулирования страховой деятельности:
- Создание стабильной законодательной базы, определяющей единые «правила игры» для всех субъектов рынка страховой деятельности.
- Формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг.
- Формирование системы государственного надзора за деятельностью страховщиков.
- Формирование системы гарантий выполнения страховщиками своих обязательств перед потребителями страховых услуг.
- Организация и защита конкуренции на страховом рынке.
- Создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки квалифицированных кадров в области страхования.
- Регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом рынке.
- Проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг.
- Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности страховщиков.
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:
а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка:
в) государственный надзор за страховой деятельностью;
г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов.
Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью: во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантии тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.
Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка.
Структура законодательства по страхованию в России многоступенчата и определяется существующей правовой системой. Взаимоотношения субъектов страхового рынка регламентируются главой 48 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ", затем следуют ряд федеральных законов по конкретным видам страхования, в частности "О медицинском страховании граждан в РФ", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (первый рыночный закон о массовом виде страхования), "Об обязательном страховании военнослужащих". Завершают систему законодательства подзаконные акты Министерства финансов РФ как надзорного за страховым рынком органа, а также нормативные документы других министерств и ведомств.
Государственный надзор за страховой деятельностью.
Говоря о формировании государственного надзора, нужно помнить, что в нашей стране на первом этапе этого процесса, внимание государственного надзора было сосредоточено на организации системы допуска к страховой деятельности. В настоящее время большее внимание следует уделять уже функционирующим страховщикам (анализу их финансового состояния, соблюдению ими законодательства и других правовых норм) с тем, чтобы своевременно реагировать на возможные сбои в их работе. Это будет способствовать повышению устойчивости отечественной страховой системы и росту авторитета страховщиков в глазах потенциальных потребителей. Для этого необходимо расширить объем полномочий органа государственного страхового надзора в сфере контроля над финансовой деятельностью страховых организаций и возможности применения мер воздействия к страховщикам, чья платежеспособность вызывает сомнения. Также необходимо разработать процедуры финансового оздоровления страховщиков, в случае возникновения угрозы невыполнения ими своих обязательств.
Систему государственного страхового надзора следует дополнить системой гарантий выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования.
Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
2) создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
4)установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций аварийными комиссарами и т.п.
Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке
Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке являются одним из средств государственного регулирования страховой деятельности. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в дальнейшем — МАП).
Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке и пресечение монополистической деятельности должны протекать в рамках единого, регулируемого государством, процесса, предполагающего следующие формы.
1) пресечение злоупотребления страховыми организациями доминирующим положением;
2) определение на конкурсной основе тех страховых организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных средств;
3) запрещение действий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;
4) осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;
5) контроль за созданием объединений страховых организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых организаций:
6) пресечение установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.
Глава 2. Особенности финансов страховых организаций
2.1. Состав и структура финансовых ресурсов страховой организации.
Мощность финансового потенциала страховой организации является предпосылкой ее успешной деятельности на рынке. Размеры финансового потенциала страховщика определяются объемом и качеством финансовых ресурсов, находящихся в его распоряжении. Эти фин. Ресурсы представляют собой денежные доходы и поступления, используемые страховой организацией дляосуще5ствленпя операций страхования, перестрахования от момента заключения договоров страхования до выполнения обязательств по ним в виде страховых выплат, а также для осуществления инвестиций и прочих затрат, обеспечивающих ведение договоров страхования, экономическое стимулирование сотрудников, совершенствование и повышение качества страховых продуктов.
Лежащий в основе страховых операций риск объективно обуславливает требования к объемам и к качеству финансовых ресурсов страховой организации, которые должны соответствовать величине и структуре принятых на страхование рисков.
Состав финансовых ресурсов представлен на схеме 1.
Финансовый потенциал страховой организации складывается из двух частей – собственного и привлеченного капитала, причем привлеченная часть капитала в значительной степени преобладает над собственной. Это обусловлено спецификой страховой деятельности. Страхование основано на создании денежных фондов, источником которых являются средства страхователей, поступившие в форме страховых премий. Эти средства не принадлежат страховщику, они лишь временно, на период действия договоров страхования, находятся в распоряжении страховой компании и предназначены для осуществления страховых выплат. При условии безубыточного
Финансовые ресурсы |
Собственный капитал |
Заемные средства |
Резервный капитал |
Страховые резервы |
кредит |
Информация о работе Финансовые аспекты страховой деятельности в РФ