Финансово-промышленные группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 18:18, реферат

Краткое описание

В настоящее время в развитых рыночных странах активно происходит слияние финансового капитала с промышленным. На этой основе происходит образование финансово-промышленных групп (ФПГ). Этот процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики. Взаимосвязь основных видов капиталов достигла такой степени, что их отдельное существование невозможно.

Оглавление

Введение
1. Причины появления финансово-промышленных групп.
2. Проблемы, решаемые финансово-промышленными группами.
3. Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп.
4. Участники финансово-промышленных групп.
5. Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп.
6. Классификация финансово-промышленных групп.
7. Финансово-промышленные группы и государственная поддержка.
8. Слабые стороны финансово-промышленных групп.

Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФПГ (реферат).doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Обосновывая обязательность ФПГ нужно отправляться от особенностей российского производства и от мирового опыта. Мировая практика ФПГ показала: финансово-промышленные группы экономически целесообразны. Они обеспечивают своим членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.

     Однако  применительно к сегодняшней  России к формированию ФПГ следует  отнестись осторожно. Неразвитость рыночных отношений и конкуренции  в результате создания таких групп  может усугубиться. На Западе они формировались для того, чтобы ослабить негативные последствия рыночной стихии и ограничить конкуренцию; в Японии, плюс к тому, - еще и для предотвращения захвата корпораций иностранным капиталом. У нас такую мотивацию считать решающей явно нет оснований.

     Но  в то же время формирование ФПГ  в России целесообразно. Они служат обеспечению надежных, отвечающих требованиям  качества поставок и сбыта, то есть  решению проблемы, очень болезненной  и важной для отечественной экономики. Мировая практика свидетельствует, что финансово-промышленные группы имеют большие возможности в решении не только этой проблемы, но и в оздоровлении экономики в целом.  
 

     4. Участники финансово-промышленной группы 

     Участники финансово-промышленной группы - юридические  лица, подписавшие договор о создании ФПГ, учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

     В состав ФПГ входят коммерческие и  некоммерческие организации, в том  числе иностранные. Исключение составляют общественные и религиозные организации. Участие более чем в одной ФПГ не допускается.

     Среди участников ФПГ обязательно наличие  организаций, действующих в сфере  производства товаров и услуг, а  также банков и иных кредитных  организаций.

     В состав участников ФПГ могут входить также инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

     Финансово-промышленные группы обладают одной характерной особенностью - это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной организационной структуры. Исследуя связи и зависимости корпораций по составу пайщиков и их долям в акционерном капитале, по составу членов правлений, советов директоров и т.д., по характеру и условиям кредитных сделок, по систематическим контрактным соглашениям, можно приблизительно очертить границы той или иной ФПГ. Но нельзя, например, вчинить иск какой-нибудь ФПГ, такого ответчика не существует. Можно лишь иметь дело с отдельными фирмами, входящими в группу, но не с группой как таковой.

     Крайняя запутанность и разветвленность  внутренней структуры ФПГ вызвана  стремлением максимально запутать учет и минимизировать на этой основе налоговые платежи, а также обойти существующие требования государственного регулирования, в том числе ограничения на инвестиционную деятельность.

     Следует также подчеркнуть, что образование  ФПГ - это не просто организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и промышленных компаний, это складывающиеся в течение  длительного времени связи промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций. Эти связи складываются посредством системы участия (в том числе перекрестного владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных форм зависимости.  
 

       5. Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп. 

     В настоящее время основным структурообразующим элементом ФПГ является, как это уже отмечалось выше, финансово-кредитный институт.

     Существует  даже мнение, что по-настоящему эффективными и прочными могут стать лишь те ФПГ, которые инициированы именно банками, а не группами промышленных предприятий. Попытки таких предприятий учреждать собственные банки малопродуктивны. В связи с этим необходимо преодолеть как можно скорее отчужденность и недоверие между банками и предприятиями.

     К числу основных предпосылок и  условий активного участия банка в процессе формирования и развития ФПГ относятся:

     1. Непосредственное и активное  участие специалистов банка в  разработке концепции и подготовке  проектов нормативных актов, направленных  на формирование ФПГ.

     2. Активное взаимодействие представителей банка и головной организации в формируемой компании с руководителями предприятий, включаемыми в ее состав, уже на этапе подготовки создания ФПГ.

     3. Организация в рамках комплекса  полного цикла расширенного воспроизводства  и наличие оптимальной производственной структуры с учетом заинтересованности банков в инвестировании предприятий, имеющих определенные производственно-технические и организационно-экономические взаимосвязи.

     4. Закрепление за банком функций  финансово-расчетного центра ФПГ.

     5. Формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций компании и входящих в ее состав акционерных обществ.

     6. Непосредственное участие специалистов  банка в разработке проектов  инвестиционных программ.

     7. Участие банковских специалистов в проектировании и внедрении системы управления ФПГ, наличие представителей банка в составе органов управления компанией (в качестве членов совета директоров, наблюдательного совета).

     Таким образом, банки являются необходимым элементом финансово-промышленной группы и активно участвуют в их создании и развитии, имея на то объективные предпосылки. 
 

     6. Классификация финансово-промышленных групп. 

     Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим  образом, исходя из того, чего именно хотят учредители ФПГ:

     1. Первый вид ФПГ может формироваться  по инициативе финансовых институтов, заинтересованных в надежном  и достаточно прибыльном вложении  средств. Целенаправленно консолидируя  акции торговых, промышленных, транспортных  предприятий (непосредственно или через создание холдинговых структур), финансовые компании становятся ядром группы.

     ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием  входящих в них предприятий, которые  могут быть совершенно не связанными друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка. В сегодняшних условиях образования ФПГ такого рода сомнительно, т.к. банки избегают долгосрочных вложений в промышленные предприятия, особенно крупные.

     2. Второй вид ФПГ может возникнуть  при необходимости обеспечить  производственно-техническое развитие  группы промышленных предприятий  и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий. В недалеком прошлом для этих целей создавались крупные производственно-хозяйственные комплексы, которые могли быть организационно оформлены в производственные или научно-производственные объединения, а также путем установления устойчивых кооперационных связей, оформленных договорными отношениями на основе фондовых нарядов и разнарядок. Но сегодня государственного финансирования и фондового материально-технического обеспечения нет. К тому же в результате акционирования и приватизации предприятий единственной формой хозяйственных контактов стала система участий, то есть взаимопроникновения акционерной собственности различных предприятий.

     Организаторами  этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но они нуждаются в  инвестициях, которыми располагают  банки, страховые и инвестиционные компании.

     Так как финансово-кредитные институты  особо не желают финансировать промышленность, промышленные предприятия вынуждены создавать свои банки. Сейчас, желая создать ФПГ, многие также собираются учреждать новые банки в составе этих групп. Эти банки, как правило, маломощны. К тому же сейчас Центральный банк РФ установил для коммерческих банков нижний предел уставного капитала, который трудно преодолим.

     Эти типы ФПГ ориентированы на интересы частных предприятий и собственно рыночные условия их работы.

     3. Этот вид ФПГ призван содействовать  формированию государственного  сектора в экономике. Зародыши таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное финансово-кредитное учреждение.

     Эти ФПГ ориентированы на предприятия  либо государственные, либо акционированные, но с высоким удельным весом федеральной собственности.

     К этому виду можно отнести ФПГ, которые намерены создать региональные администрации в своих краях  и областях, желая использовать новую  структурную форму для достижения своих целей.

     4. Этот вид предусмотрено создавать на основе межправительственных соглашений. Предполагается, что эти ФПГ обладают двумя особенностями: во-первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах, во-вторых, перечень российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее 25%.

     Однако  многие не считают создание ФПГ на базе государственных предприятий  перспективным. Наиболее предпочтителен, полагает заведующий отделом организации управления собственностью и предпринимательства Правительства РФ Прохоров В.А., вариант организации ФПГ предприятиями России и стран СНГ. Это поможет восстановить технологические связи, погасить взаимную задолженность, установить тесные контакты, прерванные в последние годы.

     Можно привести следующие типовые варианты формирования финансово-промышленных групп:

     1. “Инкомбанк”. Крупный, быстро растущий банк, имел систему дочерних финансовых, инвестиционных, страховых и других компаний, проводящих согласованную политику на финансовых рынках. С учетом избранных отраслевых приоритетов банк приобретал значительные пакеты акций различных предприятий, причем необязательно своих клиентов. Высокая прибыльность основного банковского бизнеса позволяла финансировать экспансию в промышленность путем покупки ваучеров и прямых приобретений акций.

     2. “Альфабанк”. Сравнительно небольшой  банк, контролирующий один из  самых больших в стране чековых  инвестиционных фондов. Банковские  средства были инвестированы в основном в интенсивную стартовую рекламную компанию по аккумуляции чеков населения и начальную деятельность фонда. Текущая деятельность фонда финансировалась за счет операций на чековом рынке и за счет операций с акциями приватизированных предприятий. Одновременно происходило постепенное инвестирование собственных чеков в приватизируемые объекты.  
 
 

     7. Финансово-промышленные  группы и государственная поддержка. 

     Многие  авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает прежде всего интересам  государства. Последнее получает возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.

     В такой ситуации очевидно, что в  процессе создания ФПГ  государство  должно оказывать поддержку их становления  и развития. При этом речь идет не только о предоставлении дотаций  и субсидий.

     Основной  вопрос взаимодействия государства  и ФПГ - определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим образом:

     1. Погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты.

     2. Отмена для участников ФПГ  авансовых платежей по налогу  на прибыль.

     3. Зачет убытков, понесенных участниками  ФПГ, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия.

Информация о работе Финансово-промышленные группы