Финансовая система страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Оглавление

1.Понятие финансовой системы………………………………..3
2.Сферы и звенья финансовой системы………………………..5
2.1.Государственные и муниципальные финансы………..5
2.2.Финансы экономических субъектов………………….15
2.3.Взаимосвязь сфер, звеньев и уровней финансовой системы…………………………………………………19
3.Особенности финансовых систем зарубежных государств..22
4.Становление и развитие финансовой системы РФ…………47
Заключение……………………………………………………53
Список используемой литературы…………………………..55

Файлы: 1 файл

Тема 6.docx

— 72.40 Кб (Скачать)

Коммерческие банки осуществляют все банковские операции: депозитные вклады, кратко-, средне- и долгосрочное кредитование, платежные операции, прежде всего очень популярный во Франции оборот чеков, эмиссию ценных бумаг, срочные сделки (на национальной бирже MATIF и иностранных биржах) и др. Ипотечные кредиты физическим лицам, лизинговое, венчурное финансирование чаше всего они осуществляют через свои дочерние структуры. Наиболее крупными коммерческими банками Франции являются сейчас Credit National, Societe Generale, Credit Foncier de France, на которые приходится свыше 40% всех операций банков.

Общества финансирования. Эта группа институтов отличается от банков главным образом тем, что  им не разрешено принимать вклады частных лиц, т. е. все кредитные операции они должны осуществлять либо за счет своих средств, либо средств, полученных на денежных рынках или взятых в кредит у дружественных банков и банков, с которыми существуют кооперативные связи. Эти институты ориентированы на финансирование отдельных промышленных секторов, например пивоварен, мукомолен и т. и. Кроме того, они занимаются управлением портфелями пенных бумаг торговых и промышленных предприятий.

Кооперативные банки. Изначально эти банки создавались для  сбережений и кредитных операций для ограниченного круга лиц, прежде всего из сельского хозяйства и мелкорозничной торговли. Однако в последние десятилетия клиентура этих банков существенно расширилась, так что они стали конкурировать с коммерческими банками. Тем не менее, основные свои операции эти банки ведут с прежней клиентурой. Кроме того, представители сельского хозяйства и торговли доминируют в руководящих органах кооперативных банков.

Сберегательные кассы. Сберегательные кассы функционируют как «неприбыльные  организации». Они были созданы по инициативе коммунальных учреждений для  их кредитного обслуживания. Имеется также группа сберегательных касс при почтовых учреждениях, которые предоставляют сберегательные книжки, планы и сертификаты со средним сроком обращения.

Специализированные банковские учреждения. Деятельность этих учреждений регулируется специальным законодательством, и они находятся под жестким контролем государства. Здесь особо следует выделить банк «Национальный кредит» (Credit National), ориентированный на предоставление долгосрочных кредитов промышленным, торговым предприятиям, а также государственным организациям. Кроме того, можно выделить Общество регионального развития (Societe de Developpement Regional), основанное в 1955 г. для содействия политике национального развития, осуществляемого через отдельные регионы. Через эти институты государство осуществляет свою финансовую политику.

В целом банковская система  Франции представляет собой классическую универсальную финансовую систему, в которой можно финансовые институты  можно по форме собственности, а  по типам проведения различных банковских операций они практически равны .

Финансовая система  Германии

Основное место в финансовой системе Германии занимают универсальные банки, на которые приходится свыше 75% всех банковских сделок. Именно они характеризуют финансовую систему Германии как универсальную. Классификация же самих универсальных банков проводится в первую очередь с точки зрения основных целей, которые они преследуют. К универсальным банкам относят следующие группы институтов: коммерческие банки; кооперативные кредитные институты; общественно-правовые кредитные институты, среди которых выделяют сберегательные кассы и жироцентрали.

Коммерческие банки, как  и в других странах, нацелены на максимизацию прибыли. В то же время кооперативные банки ориентированы на содействие своим членам, прежде всего в сфере кредита и сбережений. Сберегательные институты обязаны кредитовать население регионов, в рамках которых они действуют, на более выгодных условиях, чем коммерческие банки.

Важно отметить, что деятельность кредитных институтов, принципы их организации меняются с течением времени. Так, кредитные кооперативы Германии возникли в Европе одними из первых в середине XIX в. (кооперативы Ранффайзена и Шульце — Делича) и послужили прототипом многих учреждений кооперативного кредита в мире, включая Россию. Однако первоначально они не имели права осуществлять большинство банковских операций, а могли лишь кредитовать своих членов, преимущественно из сельской местности (кооперативы Райффайзена) либо из числа торговцев и ремесленников (народные банки Шульце - Делича). Однако в период после Второй мировой войны произошло постепенное превращение кредитных кооперативов в универсальные банки, были сняты ограничения на выполнение ими банковских операций. Более того, им разрешили расширить свою клиентуру, не ограничивая ее только членами кооператива. В результате возникли кооперативные банки, отличием которых от обычных коммерческих банков остается лишь преимущественная ориентация на удовлетворение потребностей своих членов в кредитах и сбережениях, а также то, что в руководстве этих банков преобладают группы лиц, представляющие интересы их членов. Кроме того, кооперативные банки имеют, как правило, существенно меньший размер капитала, чем коммерческие. Последнее обстоятельство во многом обусловило создание, кооперативными банками своего Центрального банка кооперативного кредита, благодаря которому появилась возможность конкурировать с системой коммерческих банков, привлекать капитал с финансовых рынков.

Жироцентрали — разновидность  кредитных учреждений, которые выполняют  функции центральных банков для  коммунальных (муниципальных) сберегательных касс. Они осуществляют межрегиональный  платежный оборот сберегательных касс, управление их ликвидными средствами, ценными бумагами и другие функции.

Еще одну группу институтов представляют специализированные организации, которые ограничены в своих функциях. Их число значительно меньше числа универсальных банков. К тому же длительное время наблюдается уменьшение удельного веса специализированных институтов на финансовом рынке. Основную роль среди них играют институты «реального» кредита. Под последними в Германии понимают кредиты с различными формами реального обеспечения, т. е. залога (включая ипотеку), заклада недвижимости, товаров, ценных бумаг и т. д.

Особую группу институтов составляют кредитные институты, предоставляющие  кредиты в рассрочку (основное «тело» кредита погашается по частям). Они возникли в Германии в 20—30-х годах XX в. В то же время в США такие институты существовали уже до Первой мировой войны. Кредиты с рассрочкой платежа предоставляются в основном населению (потребительские кредиты), часто в наличной форме, а также мелким предприятиям. Кредиты в рассрочку используют в своей деятельности также сберегательные кассы.

Бундесбанк в его современном  виде возник в 1957 г.. С этого момента  Бундесбанк представляет собой единую структуру, в которой центральные  банки земель выполняют роль Главных управлений. Бундесбанк имеет максимально широкие полномочия среди европейских центральных банков и в осуществлении кредитно-денежной политики независим от федеральных органов. Принципы деятельности Бундесбанка были положены в основу модели функционирования Европейского центрального банка. Вместе с тем Бундесбанк обязан проводить кредитно-денежную политику, которая не противоречит экономической политике государства в целом. Независимость Бундесбанка ограничена также тем, что представители федерального правительства входят в его руководящие органы. Наконец, за федеральными органами остается исключительное право принимать законы в кредитно-денежной сфере.

Банковская система Германии представляет собой образец универсальной  финансовой системы, в которой финансовые институты практически не ограничены в ассортименте предоставляемых  банковских услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление и развитие финансовой системы РФ.

 

Преобразования финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур, так  как финансовая система плановой экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к  рынку.

            Эти преобразования коснулись  всех звеньев финансовой системы,  которые были рассмотрены выше.

            Коренная перестройка государственной  бюджетной системы началась в  1991 году. До этого момента государственный  бюджет РСФСР, как и других  союзных республик, включался  в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты  на территории страны, включая  сельские и поселковые.

            В настоящее время бюджетная  система РФ состоит из трех  уровней:

1.      Федеральный  бюджет РФ

2.      Бюджеты  субъектов федерации

3.      Местные  бюджеты

Государственная бюджетная  система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, бюджеты 21 республики, которые входят в РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, 2 городских  бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга), 10 окружных  бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области  и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов  самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих  уровней.

Основными принципами построения современной бюджетной системы  в РФ являются: единство бюджетной  системы, разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы, самостоятельность бюджетов.

Единство бюджетной системы  РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса, единого порядка ведения  бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации  и местных бюджетов.

Разграничение доходов и  расходов означает закрепление соответствующих  видов доходов (частично или полностью) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ. Органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством  РФ. Органы власти самостоятельно принимают  решения о направлениях использования  полученных средств.

Внебюджетные фонды РФ в настоящее время, образуются в  соответствии с Законом РСФСР  “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. Решения об образовании  или ликвидации соответствующих  внебюджетных фондов принимают Федеральное  Собрание РФ, а также государственные  органы представительной власти субъектов  федерации и местного самоуправления

Внебюджетные фонды имеют  строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление  использования средств.

По своему назначению внебюджетные фонды делятся на две группы: социальные фонды и экономические фонды.

В зависимости от правового  статуса различают внебюджетные фонды, находящиеся в собственности  федеральной власти – федеральные  фонды, и фонды, создаваемые по решению  органов власти субъектов федерации  и местных органов самоуправления – региональные фонды, а также  внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий – отраслевые и межотраслевые фонды.

Так, например, к основным социальным федеральным фондам относятся  Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования. Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного  медицинского страхования. К экономическим  фондам относятся федеральные и  региональные дорожные фонды, к региональным социальным фондам -  фонды развития жилищной сферы, к экономическим  отраслевым и межотраслевым фондам - фонды  НИОКР и пр.

В настоящее время средства большинства федеральных и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие  бюджеты.

Денежно-кредитная система  Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась  радикальной перестройке. Фундаментом  новой денежно-кредитной системы  стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял  в соответствии с планом через  свои филиалы все финансовые ресурсы  в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения  – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.

Перестройка банковской сферы  началась в 1987 году. Первый этап включал  создание двух уровней банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный  Банк Советского Союза. Он стал ответственным  за проведение денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками  и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены  на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для  внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства  и промышленности (Промстройбанк  СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР)   сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).

В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй этап. Он характеризовался быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. Которые создавались как  акционерные компании или кооперативы. Коммерческие банки также организовывались общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, группами государственных  предприятий и частными лицами.

Информация о работе Финансовая система страны