Финансовая система страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Оглавление

1.Понятие финансовой системы………………………………..3
2.Сферы и звенья финансовой системы………………………..5
2.1.Государственные и муниципальные финансы………..5
2.2.Финансы экономических субъектов………………….15
2.3.Взаимосвязь сфер, звеньев и уровней финансовой системы…………………………………………………19
3.Особенности финансовых систем зарубежных государств..22
4.Становление и развитие финансовой системы РФ…………47
Заключение……………………………………………………53
Список используемой литературы…………………………..55

Файлы: 1 файл

Тема 6.docx

— 72.40 Кб (Скачать)

Сегментированные  финансовые системы

Из развитых стран наиболее типичными представителями сегментированных систем, являются США, Великобритания и Япония. При этом первоначально в данной работе будет дана краткая историческая справка о развитии финансовых систем стран, с целью более полного отражения формирования современной финансовой системы страны. Поскольку ядром финансовой системы является банковская, основное внимание будет уделено ей. Так, как через различия банковских систем проявляется и различие национальных финансовых систем. Что касается функций специализированных финансовых посредников, то они в большинстве стран однотипны (например, если речь идет о фондовых биржах, факторинговых, лизинговых компаниях и т. п.).

Финансовая система  США

Первые частные акционерные  банки «The Bank of New York», «The Bank of Bostons»  в США были основаны в 1784 г. В 1791 г. возник «First Bank of the United States», который  открыл филиалы во всех важных портовых городах.

Неудовлетворительная ситуация на валютном рынке, а также потребность в финансовых ресурсах в период Гражданской войны 1863 г. привели к изданию в этом же году Национального банковского акта (National Banking Act). В соответствии с ним было основано Ведомство валютного контроля, которое осуществляло надзор за банками, получившими сразу право эмиссии банкнот. Кроме того, банкам не разрешалось иметь филиальные отделения. Благодаря указанному акту возник дуализм в банковской системе: общенациональные банки и банки отдельных штатов. Наряду с этим появлялись и частные банки, принадлежавшие отдельным лицам, на создание которых требовалось разрешение либо федеральных органов, либо органов отдельных штатов. Среди банков отдельных штатов различают государственные банки, трастовые компании и сберегательные банки.

Однако банки всех типов  были аналогичны по кругу осуществлявшихся ими операций, т. е. фактически выступали как универсальные банки. Кроме того, они оперировали вынужденно как локальные банки. Однако благодаря многосторонним межбанковским депозитам банки США были тесно переплетены.

В результате банковского  кризиса в период 1907-1913 гг. была создана  Федеральная резервная система (ФРС) США и американская система центральных банков, не претерпевшая до сегодняшнего времени практически никаких серьезных изменений.

До 1927 г. банкам запрещалось  содержать филиалы вне своего месторасположения (исключение составляла Калифорния). С изданием Акта Макфэддена (McFadden Act) в 1927 г. создание филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой головной офис.

Время великой депрессии  заставило значительно ужесточить законодательные акты, регулирующие финансовые отношения. В 1933 г. был издан  Акт Гласса — Стигала (Glass-Steagall Act). Он существенно расширил полномочия ФРС, в частности в отношении регулирования резервных позиций банков и запрета на определенные виды кредитов. Кроме того, было введено страхование вкладов. Именно указанным Актом финансовая система США преобразовывалась в сегментированную. С 1935 г. депозитным банкам запрещалось совершать какие-либо сделки с ценными бумагами. Частные банки по большей части превратились в инвестиционные; крупные банки, такие, как J. P. Morgan, остались депозитными, а инвестиционное дело передали дружественным фирмам. Тем самым они сохранили частичный контроль за этой сферой.

Сегментированный характер финансовой системы США был усилен Законом о банковских холдинговых компаниях (1956 г.), согласно которому небанковским компаниям было запрещено владеть банками.

На данный момент Финансовая система США является одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Наиболее существенную роль в регулировании деятельности банков играют три органа: ФРС США, Контролер денежного обращения и Федеральная корпорация по страхованию депозитов.

Контролер денежного обращения - лицо, назначаемое Президентом США и ответственное за регулирование деятельности национальных банков и контроль за ней путем ревизий.

ФРС США — уникальная система двенадцати центральных  банков. Они называются федеральными резервными банками (ФРБ) и имеют  ряд филиалов в важнейших промышленных и деловых центрах США. Основы кредитно-денежной политики разрабатывает Совет управляющих ФРС. Основные функции ФРБ заключаются в хранении и управлении резервными средствами (валюта, золото), осуществлении клиринговых операций по платежным балансам депозитных учреждений и вкладам Государственного казначейства США, выпуске в обращение федеральных банкнот, контроле за процессами создания депозитов и кредитования депозитных учреждений. ФРБ контролируют и инспектируют деятельность банков, банковских холдингов, филиалов и иностранных представительств банков в США. Они предоставляют коммерческим банкам кредиты как кредиторы последней инстанции. Наконец, ФРБ оказывают целый ряд финансовых услуг, в частности выпуск в обращение и прием наличных денег, переводы денежных средств и др.

ФРС функционирует как  независимый от федерального правительства США орган, подотчетный только Конгрессу США.

Банки — члены ФРС обязаны  приобретать в ФРБ определенное количество акций, зависящее от их собственного акционерного капитала. На эти акции начисляются дивиденды, но размер их ограничен. Основная часть прибыли от деятельности ФРБ перечисляется в Государственное казначейство США, поскольку коммерческая деятельность не является ключевой для ФРС. Банками членами ФРС являются все общенациональные банки, а также по желанию и при соответствии требованиям ФРС банки штатов.

В период с 50—80-х годов XX в. многие банки вышли из-под юрисдикции ФРС, поскольку ФРС предъявляла  весьма жесткие требования к своим  членам, особенно в сфере установления резервных норм, а также установления потолка депозитных и ссудных ставок процента. Для устранения этого положения в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением. Основные положения этого Закона предусматривали введение единых норм резервирования для коммерческих банков, взаимно-сберегательных банков, сберегательных и ссудных ассоциаций и других кредитных организаций, а также смягчение или снятие некоторых резервных требований.

Группа коммерческих банков наиболее многочисленная и занимает ведущее место на финансовых рынках США. В основном это депозитные банки, источниками ресурсов которых являются в основном депозитные вклады (срочные и до востребования). Коммерческие банки осуществляют краткосрочное финансирование торговли, платежный оборот, включая операции с чеками и кредитными картами, трастовые услуги. Кроме того, им разрешается выполнять сделки с ценными бумагами, но за счет клиентов и по их поручениям, что отражает тенденцию к размыванию границ отдельных видов финансовых институтов. Наблюдается также тенденция к увеличению долгосрочных кредитов.

Деятельность инвестиционных банков в США распространяется на три сферы: торговля обращающимися ценными бумагами всех видов в качестве брокеров и дилеров; эмиссионная функция для лиц, которые ищут источники капитала; консультации по вопросам слияний, поглощений, выгодных вложений капитала и т. д.

Инвестиционные банки  в США не выполняют основные родовые  банковские функции банковские функции: принятие вкладов и кредитование. Это подчеркивается и тем, что  контроль деятельности инвестиционных банков США осуществляется Комиссией  по ценным бумагам и фондовому рынку (Securities and Exchange Commission, SEC), а не Советом ФРС.

Инвестиционные банки  обслуживают либо исключительно  мелких вкладчиков капитала, либо институциональных, а в некоторых случаях — и тех, и других. Инвестиционные банки стремятся к присутствию на всех наиболее популярных финансовых торговых площадках мира, в основном для удовлетворения запросов институциональных инвесторов.

Ссудо-сберегательные ассоциации — разновидность кредитных учреждений, осуществляющих аккумуляцию сбережений населения и долгосрочное кредитование строительства и покупки жилых  домов. Ссудо-сберегательные ассоциации получают разрешение на осуществление своей деятельности либо на федеральном уровне, либо на уровне штата. В первом случае они организованы на кооперативных началах, во втором — возможна и акционерная форма. В основном их пассивы представлены сберегательными и срочными вкладами. Активные сделки ограничиваются предоставлением ипотечных кредитов.

Взаимно-сберегательные банки  — разновидность банковских учреждений, не имеющих акционерного капитала, первоначальный капитал которых  возвращается учредителям через  определенное время1, характеризуются основными признаками: разрешение на создание осуществляется на уровне штатов; кооперативный характер;  специализация на сберегательной форме вкладов и финансировании сделок с недвижимостью; относительно широкие возможности для вложения капитала;  являются должниками по отношению к вкладчикам капитала (в отличие от ссудо-сберегательных ассоциаций, которые принадлежат вкладчикам).

Кредитные союзы (товарищества) — ассоциация, объединяющая лиц  с общими интересами, продающая своим  членам акции, принимающая от них  вклады и предоставляющая им ссуды. Кредитные союзы могут создаваться  как на федеральном уровне, так и уровне штата. В 80-х годах XX в. наблюдался бум создания кредитных союзов, которые так расширили свои операции, что во многих сферах (например, по сделкам с чеками, кредитными картами, предоставлению потребительских и ипотечных кредитов).

Сберегательные институты  на кооперативных началах имеют  благоприятную тенденцию развития в США и в настоящее время  они составляют серьезную конкуренцию  коммерческим банкам.

Отдельный вид учреждений банковского сектора составляют заграничные банки — банки  других государств, действующие на территории США.

Некоторые подвижки в сторону  универсализации финансовой системы  США начались в конце 80-х годов XX в. В частности, в январе 1989 г. ФРС  предоставила банкам право давать гарантии по выпускам ценных бумаг дочерних компаний банковских холдингов.

В целом банковская система  США долгое время считалась самой  продуманной и эффективной, но реформы  финансовой системы штатов нашего времени  заметно пошатнули её устойчивость и возможно спровоцировали мировой  кризис.

Финансовая система  Великобритании

Первые частные банки  Великобритании появились в XVII в. С 30-х годов XIX в. существуют депозитные банки. В Великобритании к таковым относят банки, ограничивающие круг своих операций депозитными заимствованиями, краткосрочными операциями по предоставлению кредитов под залог ценных бумаг, учету векселей. Таким образом, депозитные банки Великобритании, по сути, являются специализированными организациями и, кроме того, относятся к типу рисковых организаций.

После 1826 г. в предместье Лондона возник ряд банков, которые  принимали депозитные вклады, эмитировали  банкноты и выдавали краткосрочные  торговые кредиты. Первыми из них  в Лондоне в 1834 г. утвердились  Лондонский и Вестминстерский банки. Эти банки начисляли проценты на депозиты в отличие от частных  банкирских домов, получив перед  ними, таким образом, конкурентное преимущество.

До конца XIX в. перевес  акционерных банков стал столь значительным, что многие частные банкиры также  преобразовали свои дома в акционерные  общества. Волна слияний привела  к образованию так называемой «большой четверки», в которую входят Barclays Bank, Midland Bank, Lloyds Bank и National Westminster Bank.

До Первой мировой войны  британская банковская система специализировалась на финансировании различных торговых сегментов, особенно торговли с колониями. Индустриальное развитие поддерживалось банками в меньшей степени  в отличие от континентальной  Европы, где стал ярче проявляться  универсализм банков. Инвестиции в  Великобритании осуществлялись исключительно  через инвестиционные компании, которые  не были тесно связаны с банковской системой. Кроме того, вообще не было кредитных институтов, которые предоставляли бы инвестиционные кредиты сроком более одного года.

После 1918 г. значительно уменьшились  возможности самофинансирования промышленных предприятий, которые стали нуждаться  в новых источниках капитала. Поэтому  постепенно английские банки стали  создавать картели путем участия  банков в капитале промышленных предприятий. Для долгосрочного финансирования малых предприятий в 1934 г. был  основан институт Credit for Industry Ltd., который  представлял собой инвестиционный трест. Страховые компании и строительные общества осуществляли аккумуляцию  сбережений мелких инвесторов для долгосрочного  финансирования промышленности.

Благодаря рациональной структуре  капитала и умелому управлению ликвидностью большинство английских банков сумело выстоять в период мирового экономического кризиса. Лишь некоторые банки были вынуждены нести убытки от продажи  цепных бумаг, чтобы выполнить свои обязательства перед зарубежными  контрагентами.

В 1973—1974 гг. в британской финансовой системе произошел кризис платежей. Это привело к усилению внешнего надзора за банками. В частности, Банковские акты от 1979 и 1987 гг. ужесточили процедуру создания коммерческих банков, принимающих вклады,— необходимо было получить разрешение от Банка  Англии. Кроме того, законодательно установили надзор за деятельностью  кредитных институтов, определили принципы привлечения депозитов и защиты вкладчиков. Актом о финансовых услугах  от 1986 г. был создан Фонд страхования вкладов, что значительно повысило доверие к банковской системе.

Структура банковской системы. Британские кредитные институты  можно разделить на три больших  блока:

  • розничные банки, которые являются национальными и преимущественно работают с конечной клиентурой (фирмами, частными лицами);
  • оптовые банки, которые, являясь также национальными, оперируют преимущественно на межбанковском рынке;
  • заграничные банки.

В группу розничных банков входят депозитные и сберегательные банки. Депозитные банки доминируют в обслуживании частной клиентуры и располагают разветвленной сетью филиалов и отделений. Основной задачей клиринговых банков является осуществление платежного оборота, кроме того, они активно осуществляют депозитные и кредитные операции, действуют на международных финансовых рынках. Первоначально эти банки, как отмечалось, почти исключительно ограничивали свою кредитную политику предоставлением краткосрочных ломбардных и дисконтных кредитов. Однако наблюдается тенденция к росту долгосрочного кредитования.

Информация о работе Финансовая система страны