Финансовая система страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею. Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Оглавление

1.Понятие финансовой системы………………………………..3
2.Сферы и звенья финансовой системы………………………..5
2.1.Государственные и муниципальные финансы………..5
2.2.Финансы экономических субъектов………………….15
2.3.Взаимосвязь сфер, звеньев и уровней финансовой системы…………………………………………………19
3.Особенности финансовых систем зарубежных государств..22
4.Становление и развитие финансовой системы РФ…………47
Заключение……………………………………………………53
Список используемой литературы…………………………..55

Файлы: 1 файл

Тема 6.docx

— 72.40 Кб (Скачать)

Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы — это денежные средства, направляемые органами государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных на них задач и функций.

Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

Муниципальные расходы  — это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения.

Государственные расходы  предназначены для удовлетворения потребностей общества в области  развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.

В свою очередь, необходимость  в муниципальных расходах обусловлена  удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного  проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Финансы экономических  субъектов.

Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения  и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения  социально-экономических задач субъектов  РФ.

Эти отношения складываются между органами государственной  власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают:

- средства бюджета субъекта РФ;

- государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

- другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

 

В широком понимании финансы  субъекта РФ включают также консолидированный  бюджет субъекта РФ.

Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:

- самостоятельность;

- бюджетный федерализм;

- государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);

- прозрачность;

- гласность.

 

Права собственника в отношении  финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ.

Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной  власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся  в государственной собственности  и переданным в управление органам  государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ.

Средства бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды  входят в состав собственности субъекта РФ. Управляют собственностью субъекта РФ органы государственной власти субъекта РФ. Права собственника в отношении  имущества, входящего в состав собственности  субъекта РФ, от имени субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ.

Органы государственной  власти субъекта РФ имеют право передавать объекты собственности субъекта РФ во временное ли постоянное пользование  физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации государственной собственности  субъекта РФ определяются органами государственной  власти субъекта РФ самостоятельно.

Особое значение для финансов субъектов РФ имеет принцип бюджетного федерализма.

Органы государственной  власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами государственной  власти РФ могут передавать им осуществление  части своих полномочий.

Органы государственной  власти субъектов РФ не могут принимать  правовые акты по финансовым и денежно-кредитным  вопросам, отнесенным к ведению федеральных  органов государственной власти РФ, также как и федеральные  органы государственной власти РФ не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ.

В целях реализации своих  полномочий органы государственной  власти субъекта РФ:

- участвуют в разработке органами государственной власти РФ проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ;

- осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным в соответствии с федеральным законодательством;

- участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории субъектов РФ;

- создают условия для привлечения иностранных инвестиций в субъект РФ в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством.

Органы исполнительной власти субъекта РФ могут быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений  органов исполнительной власти РФ в  области финансовых отношений в  соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.

Территориальные структурные  подразделения органов исполнительной власти РФ могут быть наделены полномочиями органов исполнительной власти субъектов  РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.

Субъект РФ самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы в  соответствии с общими принципами налогообложения  и сборов, установленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.

 

Состав и размеры доходов, поступающих в государственный  бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных  образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных  налогов и сборов (трансферты, целевые  поступления, субсидии, субвенции, дотации  и др.), определяются соглашением  между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъекта РФ, если они прямо  не установлены федеральным законодательством.

Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через  территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых  на территории субъекта РФ и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.

В целях разграничения  полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного  ведения органы исполнительной власти субъекта РФ заключают соответствующие  соглашения с Правительством РФ.

Разграничение государственной  собственности на территории субъекта РФ, включая разграничение собственности  на земельные, водные и другие природные  ресурсы, на федеральную собственность  и собственность субъекта РФ, а  также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной  собственности на территории субъекта РФ производится, как правило, отдельными соглашениями.

 

 

 

 

 

2.3.Взаимосвязь сфер, звеньев и уровней финансовой системы.

Одним из ярких проявлений денежных отношений в финансовой системе может служить комплекс финансовых потоков, обслуживающих  современное рыночное хозяйство. К  числу их специфических черт можно  отнести:

- наличие развитой банковской системы, через которую эти по-. токи осуществляются, ставшей мощным финансовым институтом;

- межнациональный, международный, а в перспективе всемирный характер переплетения, переливания этих финансовых потоков, концентрация финансовых ресурсов в распоряжении ведущих стран мировой экономики;

- переплетение вертикальных финансовых потоков с горизонтальными, причем последние становятся все более мощными, :; вовлекающими в оборот все большую долю финансовых ресурсов;

- чрезвычайную гибкость и быстроту переливания финансовых \ потоков с помощью новейших достижений НТР.

Финансовые потоки относятся  к числу базисных категорий, выражающих реальные социально-экономические  процессы общественной жизни.

Финансовые потоки служат проявлением в стоимостном форме  постоянных, устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных  органов, домашних хозяйств и обществен-- ных организаций по поводу производства, распределения, обмена и потребления  ресурсов, товаров и услуг.

Финансовые потоки все  шире обслуживают финансовый рынок, деятельность банковских и страховых  структур, в которых функционирование капитала вместо традиционной производственной схемы (Д — Т...П...Т1—Д') происходит по спекулятивной схеме (Д — финансовый рынок—Д1).

 

В процессе финансового обслуживания потребности народного хозяйства  и населения образуются и функционируют  устойчивые

и вместе с тем динамичные финансовые потоки. С одной стороны, они отражают источники формирования денежных ресурсов государства, хозяйствующих  субъектов, граждан, с другой стороны  — использование этих ресурсов. Между этими финансовыми потоками существуют неразрывные связи. На практике балансирование доходов и расходов — сложный процесс, на который  воздействуют факторы внутреннего  и внешнего характера. Существуют неразрывные  связи между финансами граждан  и хозяйственных структур разного  профиля, финансами государственных  и негосударственных организаций, федеральными и региональными финансами.

  Группировку финансовых потоков РФ целесообразно провести по ряду следующих признаков.

1.         По основному назначению, выполнению  народно-хозяйственных функций.  С этих позиций можно выделить  постоянно действующие финансовые  потоки между звеньями финансовой  системы.

2.         В территориальном разрезе:

 

- финансовые потоки, обслуживающие федеральные органы (централизация — сбор финансовых ресурсов и их распределение между органами федерального управления, региональными органами, отраслевыми структурами, зарубежными государствами);

- финансовые потоки, обслуживающие субъекты РФ (внутрирегиональные финансовые взаимосвязи, движение финансовых ресурсов местного самоуправления);

- межрегиональные финансовые потоки, отражающие взаимосвязи между регионами РФ;

 

- финансовые взаимосвязи между различными хозяйствующими субъектами в одном или нескольких регионах страны;

-международные финансовые потоки.

3.         По движению межотраслевых финансовых  потоков.

На практике реализуются  постоянно действующие взаимосвязи  по поставкам товаров и услуг  между предприятиями разных отраслей, принимающих денежное выражение. Например, угольные шахты и разрезы поставляют уголь для электростанций и в  свою очередь потребляют в значительных размерах электроэнергию, производимую этими станциями.

Нарушение сроков взаимных поставок товар но-материальных ценностей  между предприятиями разных отраслей приводит к нарушению про- _ изводственного ритма, сокращению производства. За этими  процессами стоят обычно несвоевременные  платежи, нарушения нормального  движения финансовых потоков.

В условиях российской экономики  жизненно необходимы мобилизация и  наиболее эффективное использование  резко сократившихся финансовых ресурсов, а для достижения этой цели — реализация определенных мер  по их регулированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности финансовых систем зарубежных государств.

Информация о работе Финансовая система страны