Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:01, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.
Введение…………………………………………………………………………………...……..3
1 глава. Финансовая система: сущность и эволюция...……….……….....5
1.1 Сущность финансовой системы………………………………………………………….....5
1.2 Эволюция финансовой системы………………………………….………………………....8
1.3 Современная структура финансовой системы……………..……………………………..10
2 глава. Анализ финансовой системы России……………………………....17
2.1 Дореволюционная финансовая система России…………………………………...……..17
2.2 Финансовая система советского периода………………………………………………....20
2.3 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время…………………………24
3 глава. Направления развития финансовой системы России……….32
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России.……………………….....32
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России………………………...37
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Список использованных источников информации…………………………….....………….43
По прогнозам
По оценке Министерства финансов, дефицит российского бюджета в 2009 году может составить до 4 триллионов рублей, если стоимость нефти снизится до 32 долларов за баррель. Кроме того, на величину дефицита окажут влияние и антикризисные меры, предпринимаемые правительством. Приемлемым дефицит стал только в 2010 году и составил около 5% ВВП, а в 2011-м – 3% ВВП. В 2009 г. дефицит бюджета по оценкам составит чуть больше 6 %.
Также реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:
- общие требования к прогнозам социально-экономического развития; требования к содержанию среднесрочного финансового плана;
- условия прогнозирования доходов и планирования расходов бюджета, в том числе раздельного планирования расходов на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств;
- состав показателей, утверждаемых в проекте закона (решения) о бюджете, и требования к прилагаемым к нему материалам и документам (в том числе исключение из их состава материалов, реально не используемых при составлении бюджетов);
- порядок утверждения и реализации долгосрочных целевых программ;
- общие требования к составлению проектов бюджетов.
- четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства (публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти). Это обеспечивает прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.
- переход от составления трехлетнего перспективного финансового плана к трехлетнему «скользящему» бюджету. Таким образом, первый год сегодняшнего перспективного финансового плана является проектом бюджета на очередной год, а остальные проектировки задают предсказуемые параметры расходов и доходов на следующие два года. На данном этапе необходимо определиться и со степенью детализации трехлетнего бюджета на второй и третий годы, а также с принципами и предельными объемами изменения бюджета при их наступлении.
- изменения в части процедур утверждения федерального бюджета, упорядочение требований к проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов, рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях не более чем за три месяца.
- единую методологию и порядок составления, проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Вместе с тем российская финансовая система в ее современном виде не справляется в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.
При этом рассматриваются следующие ключевые проблемы, которые требуют решения:
- чрезмерная «зарегулированность» рынка;
- высокие издержки участников рынка, в основном связываемые с избыточным государственным регулированием;
- отсутствие единообразия норм регулирования, контроля и надзора, налогообложения различных институтов и инструментов рынка и их несоответствия;
- неравные условия конкуренции на финансовом рынке, обусловленные в первую очередь присутствием на нем государства, в том числе через государственные финансовые институты.
Естественно, что немаловажное влияние на текущее состояние финансовой системы России оказывает разразившийся мировой финансовый кризис. Многие эксперты и аналитики прогнозируют его долгосрочный характер. Тем самым, задача стабилизации ухудшающегося положения в сфере финансов лежит на госорганах, регулирующих данную сферу – Министерство Финансов, ЦБ РФ, и подчиненные им ведомства и подразделения.
Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта тенденция продолжается – впервые за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы.
Правительство недавно предложило ряд новых мер по стабилизации финансового сектора, в их числе - повышение капитализации банков, в частности, путем использования гособлигаций.
По мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических проблем России – это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.
Тем не менее, наша страна находится на пути серьезных экономических реформ, призванных сгладить сложившееся трудное положение в финансово-экономической сфере. Для преодоления последствий кризиса Правительством и Минфином уже задействованы средства из Резервного Фонда, который накапливался за счет существовавшего вплоть до 2008 года профицита. По оценкам экспертов, средств Фонда хватит России как минимум на два года в текущих условиях, для финансирования необходимых расходов государства.
3 ГЛАВА. Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России
Нестабильная ситуация в российской экономике, сложившаяся в силу многих обстоятельств, таких как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с промышленным развитием страны и многие другие, а также в последнее время влияние мирового финансового кризиса, оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство.
Тем не менее, сегодняшняя бюджетная
система России все еще достаточно
противоречива и требует
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:
- устранить неясности в Бюджетном кодексе;
- предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);
- создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;
- просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам.
- увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
Эти проблемы решаются путем:
Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.
При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.
Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.
В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.
В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.
В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.
В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.
Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.