МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Общая теория финансов
На тему: Финансовая система
России на современном этапе: проблемы
и
перспективы развития
Департамент Финансов и права |
Исполнитель: Шерстюк.Я.Н |
Направление (Специальность) |
(ФИО, подпись) |
Банковское дело |
Группа: БД - 12 |
Специализация |
Руководитель: Карпова Е.В.,
старший преподаватель |
Кафедра Государственных
и муниципальных финансов |
(ФИО, должность, звание, подпись) |
|
Дата защиты |
Оценка |
Екатеринбург
2014 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Финансы объективная экономическая
категория, связанная с закономерностями
развития материального производства
в определенных условиях, при этом в роли
организатора конкретных финансовых отношений
выступает государство. Государство активно
воздействует на финансы в зависимости
от политического устройства, основных
задач, текущих условий и других причин.
Через свою финансовую политику государство
может влиять на экономику, оказывая на
нее как положительное, так и отрицательное
действие. И хотя государство своей деятельностью
может активно влиять на развитие финансовых
отношений, оно не в состоянии ни создавать
финансовые отношения, ни отменять их,
если отсутствуют соответствующие объективные
предпосылки. Вся система управления финансами
базируется на финансовой политике государства.
Финансовая политика это самостоятельная
сфера деятельности государства в области
финансовых отношений. Главное назначение
финансовой политики состоит в том, чтобы
обеспечить финансовыми ресурсами реализацию
государственных программ экономического
и социального развития, т.е. выполнение
государством своих основных функций.
В разработке финансовой политики участвуют
законодательная и исполнительная ветви
власти. В положении о Министерстве финансов
отмечается, что этот федеральный орган
исполнительной власти осуществляет проведение
единой финансовой политики и общее руководство
организацией финансов в стране. Основные
направления финансовой политики на текущий
год и перспективу представляются в ежегодных
посланиях Президента Федеральному Собранию,
в законах, например о федеральном бюджете,
в прогнозах социально-экономического
развития страны, в конкретных программах.На
уровне субъектов Федерации финансовая
политика ограничивается бюджетом и местными
налогами. Руководители субъектов Федерации
принимают участие в выработке финансовой
политики государства как члены Совета
Федерации. Хорошо разработанная финансовая
политика должна быть направлена на формирование
максимально возможного объема финансовых
ресурсов, так как они материальная база
любых преобразований. Финансовая политика
напрямую связана с реформированием экономики,
становлением и развитием в ней рыночных
отношений. И здесь важна достоверность
информации о величине финансовых ресурсов
страны, ее финансовом потенциале. Целью
курсовой работы является комплексное
исследование системы управления финансами
в РФ.Для достижения поставленной цели
решены следующие задачи:
- исследованы теоретические
вопросы управления финансами в РФ;
- проведен анализ управления
финансами в РФ на разных этапах исторического
развития страны.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Понятие и сущность управления финансами
Началом финансовых отношений
является создание прибавочного продукта
в сфере материального производства и
его последующее распределение. Исторически
именно прибавочный продукт является
объектом финансовых отношений. Первичное
распределение стоимости совокупного
общественного продукта заключается в
возмещении стоимости израсходованных
средств производства (с), выплате работникам
заработной платы (v) и получении прибавочного
продукта (m) - чистого дохода предприятия,
общества. Это часто служит источником
образования доходов, накоплений денежных
фондов. Через с+v обеспечивается процесс
простого воспроизводства средств производства
и рабочей силы. Через m посредством создания
денежных фондов обеспечивается процесс
расширенного воспроизводства этих же
элементов воспроизводственного процесса
и формирование централизованных ресурсов
государства. В стоимости созданного общественного
продукта c+v хотя имеют денежную оценку,
но не являются финансовыми. К финансам
относится (m) чистый доход общества. Финансовые
отношения проявляются через денежные,
но не все денежные отношения являются
финансами. Финансы - это часть производственных,
часть денежных отношений, но экономическая
сущность категорий «финансы» и «деньги»
различна, различны и функции, выполняемые
ими. Отождествление же этих экономических
категорий в практическом обиходе происходит
прежде всего по той причине, что финансы
в системе экономических отношений функционируют
посредством денег, выступают как часть
денежных отношений, т.е. материальной
основой существования и функционирования
финансов выступают деньги. Чем же все-таки
различаются деньги как таковые и финансы?
Выяснить это различие поможет рассмотрение
финансов в системе производственных
отношений. Система экономических отношений
включает в себя четыре стадии: производство,
распределение, обмен и потребление. Деньги
опосредствуют все стадии движения общественного
продукта. Движение денег всегда сопровождается
параллельным движением продукта. Деньги
опосредствуют эквивалентный обмен. Сущность
денег познается и с помощью функций, выполняемых
ими. Обычно выделяют пять функций денег:
мера стоимости, средство платежа, средство
обращения, средство накопления, мировые
деньги. Общественный продукт в своем
движении проходит следующие стадии: производство,
распределение, обмен и потребление. Финансы
- особая сфера денежных отношений. Такой
специфической сферой денежных отношений
(финансов) является вторая стадия движения
общественного продукта - распределение.
Финансы участвуют в распределении новой
стоимости и ее использовании, выполняя
при этом свои функции: распределительную
и контрольную. Денежные отношения возникают
при использовании необходимого продукта,
финансы связаны с прибавочным продуктом,
чистым доходом общества. Распределение
и расходование прибавочного продукта
осуществляется посредством образования
фондов, фондов денежных средств. Распределение
прибавочного продукта осуществляется
с целью повторения производства не в
прежних, а в возрастающих масштабах. Сказанное
можно проиллюстрировать схемой распределения
созданного общественного продукта (с
+ v + m), где с - фонд возмещения израсходованных
средств производства; v - затраты на рабочую
силу; m - прибавочный продукт. Общественный
продукт делится на две части (с + m) - необходимый
продукт и m - прибавочный продукт, чистый
доход общества. Необходимый продукт предназначен
для повторения процесса производства
в прежних масштабах (простого воспроизводства),
за его счет происходит возмещение потребленных
средств производства (с) и рабочей силы
(v). Сферой функционирования необходимого
продукта являются денежные отношения.
Обособившаяся от производственного натурально-вещественного
продукта стоимостная часть (m) предназначена
для обеспечения расширенного воспроизводства
средств производства (с) и рабочей силы
(m). Кроме того, часть прибавочного продукта
поступает в распоряжение государства
на содержание властных структур, армии,
правоохранительных органов и другие
общегосударственные нужды. Это осуществляется
через налоги посредством создания децентрализованных
и централизованных фондов денежных средств.
Сфера функционирования прибавочного
продукта - финансовые отношения. Деньги
опосредствуют движение всех частей общественного
продукта. Но там, где они опосредствуют
движение реальных материально-вещественных
элементов они являются денежными отношениями,
но не все финансовыми. Отрыв денежных
отношений от их материально-вещественных
элементов, которые они опосредствуют
и проявление их в новом качестве прибавочном
продукте (чистом доходе хозяйствующих
субъектов и общества) превращает эти
денежные отношения в финансовые. Финансовыми
являются денежные отношения, которые
опосредствуют отношения распределения
и перераспределения части совокупного
общественного продукта - прибавочного
продукта. В результате распределения
прибавочного продукта образуются целевые
фонды денежных средств предприятий (децентрализованные)
и государства (централизованные). Совокупность
этих целевых фондов денежных средств
образует финансовые ресурсы государства
и субъектов хозяйствования. Финансовые
ресурсы являются материальной основой
деятельности отдельных предприятий,
организаций, учреждений и государства
в целом. Исходя из вышесказанного, финансы
- экономические (производственные) отношения
по поводу формирования и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств, используемых
на расширенное воспроизводство и общегосударственные
нужды. Использование прибавочного продукта
посредством образования целевых фондов
денежных средств является наиболее эффективной
формой его расходования. Основным материальным
источником денежных ресурсов и фондов
является национальный доход страны или
стоимость валового внутреннего продукта
за вычетом потребленных в процессе производства
средств производства.
С помощью финансов происходит создание
и использование национального дохода.
Таким образом, финансы отличаются от
денег и по содержанию и по выполняемым
функциям. Деньги имеют более древнюю
историю. Деньги - это всеобщий эквивалент,
средство измерения затрат сырья, рабочей
силы. Движение денег сопровождается параллельным
движением материально-вещественного
продукта, это акт купли-продажи. Финансы
- средство распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта (ВВП) и
национального дохода (НД), средство контроля
за образованием и использованием денежных
ресурсов. Таким образом, финансы - это
экономические (производственные) отношения,
поскольку они возникают в общественном
производстве. Финансы могут проявляться
в разнообразных формах на поверхности
общественной жизни, но обязательно сопровождаются
движением наличных или безналичных денежных
средств, т.е. финансы - часть денежных
отношений. Финансы как часть производственных,
денежных отношений имеют объективный
характер и выступают как экономическая
категория. Особенность финансов, как
экономической категории заключается
в том, что они всегда имеют денежную форму
выражения. Существование денег является
обязательным условием существования
финансов. Поэтому в условиях натуральных
взаимоотношений финансы не существуют.
Реальное движение денежных средств происходит
на стадии распределения и обмена. Но обмен
обслуживается деньгами как всеобщим
эквивалентом, совершаются акты купли-продажи,
т.е. стадия обмена осуществляется в помощью
денег как таковых. Областью возникновения
и функционирования финансов является
стадия распределения, где происходит
отрыв стоимости от движения товаров и
ее отчуждение, т.е. переходом из рук одних
владельцев в руки других или целевым
обособлением стоимости в рамках одного
владельца.Распределение и перераспределение
стоимости с помощью финансов сопровождается
движением денежных средств, принимающих
форму финансовых ресурсов. Использование
финансовых ресурсов осуществляется в
основном через денежные фонды целевого
назначения. На разных уровнях процесса
воспроизводства и на предприятиях и в
экономике страны в целом образуются и
используются фонды денежных средств.
Причем не имеет значения в какой форме
эти деньги выступают в виде наличных
денежных знаков, кредитных карточках
или в записях на банковских счетах. Система
образования и использования фондов денежных
ресурсов, участвующих в обеспечении процесса
воспроизводства и выполнения функций
государства, и составляет финансы общества.
Финансы, как часть производственных отношений,
относятся к базису и закрепляются правовыми
актами. Управление – это совокупность приемов
и методов целенаправленного воздействия
на объект для достижения определенного
результата.Управление финансами осуществляется
через сложившуюся систему отношений,
обусловленную историческими, экономическими
и политическими условиями, и подчинено
финансовой политике государства.Управление
финансами осуществляет специальный аппарат
с помощью определенных приемов и методов,
в том числе разнообразных стимулов и
санкций.В управлении финансами, как и
в любой другой управляемой системе, выделяются
объекты и субъекты управления.В качестве
объектов выступают разнообразные виды
финансовых отношений; а субъектами являются
те организационные структуры, которые
осуществляют управление.
Рисунок 1-Группы объектов
Выделяют три группы объектов:
- Финансы предприятий;
Финансы организаций
(предприятий) — это относительно самостоятельная
сфера системы финансов государства, охватывающая
широкий круг денежных отношений, связанных
с формированием и использованием капитала,
доходов, денежных фондов в процессе кругооборота
средств предприятия. Именно в этой сфере
финансов формируется основная часть
доходов, которые в последующем по различным
каналам перераспределяются в народно-хозяйственном
комплексе и служат основным источником
экономического роста и социального развития
общества.
2) Страховые отношения; Страховые
отношения — это имущественные отношения,
имеющие стоимостное (денежное) выражение
по защите имущественных интересов юридических,
физических лиц в связи с причинением
ущерба страховыми случаями их имуществу,
наступлением гражданско-правовой ответственности,
защитой предпринимательских рисков,
защитой личных нематериальных благ
3) Государственные финансы. Государственные финансы
— это денежные отношения по поводу распределения
и перераспределения стоимости общественного
продукта и части национального богатства,
связанные с формированием финансовых
ресурсов в распоряжении государства,
необходимых ему для выполнения экономических,
социальных и политических функций.
Рисунок
2-Субъекты управления
Совокупность всех организационных
структур, осуществляющих управление
финансами, называется финансовым аппаратом.
Оперативное управление представляет
собой комплекс мер, принимаемых на основе
данных оперативного анализа финансовой
ситуации, которые преследуют цель получения
максимального эффекта при минимуме затрат
с помощью перераспределения финансовых
ресурсов. Кроме оперативного управления,
различают стратегическое управление,
которое выражается в определении финансовых
ресурсов через прогнозирование на перспективу,
установлении объема финансовых ресурсов
на реализацию целевых программ. Управление
финансами регулируется высшими законодательными
органами через принятие финансового
законодательства, утверждение государственного
бюджета и отчета о его исполнении, введение
или отмену отдельных видов налогов, утверждение
предельного размера государственного
долга и других финансовых параметров.
Частью общего управления финансами являются
автоматизированные системы управления
(АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических
методов и электронно-вычислительной
техники. Компетентно управлять финансами
работники финансовых органов не могут
без информационного обслуживания.[3, c.
89-94]
1.2 Механизм управления
финансами
Финансы предприятий являются
основой финансовой системы государства,
поскольку предприятия являются основным
звеном народнохозяйственного комплекса.
Состояние финансов предприятия оказывает
влияние на обеспеченность общегосударственных
и региональных денежных фондов финансовыми
ресурсами. Зависимость здесь прямая:
чем крепче и устойчивее финансовое положение
предприятий, тем обеспеченнее общегосударственные
и региональные денежные фонды, более
полно удовлетворяются социально-культурные
и другие потребности. Именно поэтому
в условиях рыночной экономики необходимо
научиться сочетать полную самостоятельность
предприятий с государственным регулированием
экономики и финансов. Эти задачи должен
решать функционирующий на том или ином
этапе развития общества финансовый механизм.
Процесс управления деятельностью предприятия
базируется на определенном финансовом
механизме - системе организации, планирования
и использования финансовых ресурсов.
Финансовый механизм - система основных
элементов, регулирующих процесс разработки
и реализации управленческих решений
в области финансовой, то есть система
управления финансами предприятия. Финансовый
механизм должен способствовать наиболее
полной эффективной реализации финансами
своих функций, их взаимодействию. Таким
образом, если финансы - объективная экономическая
категория, отражающая объективно существующие
денежные отношения по поводу формирования
и распределения денежных фондов, то финансовый
механизм, - это система управления финансами.
Финансовый механизм держится на трех
фундаментальных блоках. Организация
финансового механизма - это система мер,
направленных на рациональное сочетание
труда, средств производства и технологии
в процессе управления финансами.
Рисунок
3-Организационные процедуры
Организация финансового механизма отражает
также тесную взаимосвязь между системой
финансовых рычагов и финансовыми ресурсами.
Эта взаимосвязь выражается через координацию
и регулирование. Координация означает
согласованность работ всех звеньев системы
механизма, аппарата управления и специалистов.
Регулирование означает воздействие механизма
на финансовые ресурсы, посредством которого
достигается состояние устойчивости финансовой
системы при возникновении отклонений
от заданных параметров. Регулирование
охватывает текущие мероприятия по устранению
возникших отклонений от установленных
норм и нормативов, от графиков, от плановых
заданий. [6]Планирование представляет
собой процесс выработки плановых заданий
составления графика их выполнения, разработку
финансовых планов и программ, обеспечение
их необходимыми ресурсами и рабочей силой,
контроль за исполнением. Планирование
- это прежде всего процесс администрирования,
т.е. оно носит директивный характер. Стимулирование
выражается в использовании финансовых
стимулов для повышения эффективности
производственного и торгового процессов.
[5]К финансовым стимулам относятся цены,
кредит, использование прибыли и амортизации
для самофинансирования, налоги, процентные
ставки, дивиденды, премии, финансовые
санкции и т.п.В составе финансового механизма
важная роль отводится системам и методам
внутреннего финансового контроля. Внутренний
финансовый контроль представляет собой
организуемый предприятием процесс проверки
исполнения и обеспечения реализации
всех управленческих решений в области
финансовой стратегии и предупреждения
кризисных ситуаций, приводящих к его
банкротству. Создание систем внутреннего
контроля является неотъемлемой составной
частью построения всей системы управления
предприятием с целью обеспечения его
эффективности. Системы внутреннего контроля
создаются на предприятии по линейному
и функциональному принципу или одновременно
сочетают в себе оба эти принципа. В основе
этих систем лежит разделение контрольных
обязанностей отдельных служб и их менеджеров.
В этих традиционных системах внутреннего
контроля органической составной частью
является и система финансового контроля.
В последние годы в практике стран с развитой
рыночной экономикой широкое распространение
получила новая прогрессивная комплексная
система внутреннего контроля, организуемая
в компаниях и фирмах, которая называется
«контроллинг». Финансовый контроль представляет
собой контролирующую систему, обеспечивающую
концентрацию контрольных действий на
наиболее приоритетных направлениях финансовой
деятельности предприятия, своевременное
выявление отклонений фактических ее
результатов от предусмотренных и принятие
оперативных управленческих решений,
обеспечивающих ее нормализацию. Таким
образом, в систему финансового менеджмента
входит как информационное обеспечение,
так и управление финансами на основе
полученной информации. Эффективный механизм
финансового менеджмента позволяет в
полном объеме реализовать стоящие перед
ним цели и задачи, способствует результативному
осуществлению функций финансового управления
предприятием. Таким образом, воздействие
финансов на экономику предприятия осуществляется
через финансовый механизм - составную
честь хозяйственного механизма, совокупность
финансовых стимулов, рычагов, инструментов,
форм и способов регулирования экономических
процессов и отношений.[2, c. 120-126]
1.3 Принципы управления
финансами
Управление финансами - это
вид деятельности, направленный на управление
финансово-хозяйственной стороной работы
фирмы.Управление финансами включает
в себя:
- разработку и воплощение в жизнь
финансовой политики предприятия;
- информационное обеспечение
на основе финансовой отчетности;
- оценку и формирование инвестиционных
проектов, затрат на капитал, финансовое
планирование и контроль;
- организацию структуры управления
финансово-хозяйственной деятельностью
предприятия.
Управление финансами
позволяет оценить риск и выгодность
вложения средств, эффективность
работы фирмы, скорость оборачиваемости
капитала и его производительность.
Управление финансовой системой
направлено на достижение общих
целей управления предприятием
и оказывает значительное влияние
на рыночные преобразования.
Рисунок
4 - Принципы управления финансовой систоемой
Принцип плановости и системности заключается
в необходимости сопоставления процессов
финансирования с развитием деятельности
предприятия по отдельным направлениям,
а также их возможными перспективами.
Принцип целевой направленности состоит
в направлении финансовых средств на достижение
целей предприятия. Принцип диверсификации
управления финансами предполагает расширение
ассортимента производимой продукции,
позволяющее расширить территорию реализации
товара и комплексно обслуживать покупателей.
Диверсификация производства ведет к
общему повышению рентабельности предприятия,
снижению риска банкротства и росту конкурентоспособности.
Стратегическая ориентированность управления
финансами предполагает, что финансирование
деятельности должно осуществляться в
соответствии с миссией и долгосрочными
планами. Если предприятие не разработает
четкой стратегии своего развития и не
будет учитывать ситуацию на рынке, то
оно никогда не сможет занять на нем твердых
позиций, не говоря уже о выходе предприятия
на другие рынки. Стратегическая ориентированность
является ведущим принципом, определяющим
направление капиталовложений предприятия
и организации. Несмотря на длительный
срок возврата вложенных средств, предоставляется
возможность значительных прибылей и
будущего развития. В связи с цикличностью
жизни товара разработаны такие принципы
финансирования, как опережающее управление
и соотношение текущего финансирования
и накопления капитала. Опережающее управление
отдает предпочтение деятельности, направленной
на развитие организации и предоставляющей
возможность получения большей прибыли
в будущем, а также финансирования инновационной
деятельности. Использование данного
принципа невозможно без значительных
капиталовложений, но оно обеспечивает
прогресс и конкурентную устойчивость
предприятия на рынке. Соотношение текущего
финансирования и накопления капитала
является наиболее важным принципом в
управлении финансами, в соответствии
с которым предприятия автономно определяют
размер средств, направляемых на развитие
предприятия, в фонд заработной платы
и др.[3, c. 58-63]