Финансовая система России на современном этапе: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование системы управления финансами в РФ.Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические вопросы управления финансами в РФ;
проведен анализ управления финансами в РФ на разных этапах исторического развития страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 5
1.1 Понятие и сущность управления финансами 5
1.2 Механизм управления финансами 12
1.3 Принципы управления финансами 15
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИИ 18
2.1 История становления и развития управления финансами в России 18
2.2 Субъекты управления финансами в России и их функции 24
2.3 Нормативная правовая база управления финансами в России 35
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Файлы: 1 файл

kursovaya_sherstyuk__bd-12_1.docx

— 456.32 Кб (Скачать)

Рисунок 9-Финансово-правовые акты

 Эффективность управления финансами  во многом зависит от качества  действующих финансово-правовых  актов, регулирующих финансовые  отношения во всех сферах финансовой  системы государства. Поэтому во  всех странах правовым вопросам  регулирования экономики государства  уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются  финансовые вопросы — финансовая  конституция. В Российской Федерации  современное финансовое право  проходит новый виток в своем  развитии, не все финансовые отношения  получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к  применению в ряде случаев  директивного управления финансами, а не управления посредством  закона. Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся: противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой — к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);

  • противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;
  • формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;
  • наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;
  • нечеткие формулировки в нормативных документах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;
  • сложный, псевдонаучный язык нормативных документов;
  • несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.[10, c. 16-20]

Рисунок 10-Источники финансового права

Рис. 2.1. Нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности в РФ

 

Решение указанных проблем в области финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение государства.[11, c. 89-92]

 

РАЗДЕЛ 3.  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИИ

  Современный этап  развития России характеризуется  повышением роли государства  в управлении экономикой, усилением  борьбы с коррупцией и ростом  правонарушений в бюджетной сфере. В связи с этим все более  актуальным становится вопрос  об эффективном управлении государственными  и муниципальными финансами. Одним  из эффективных инструментов  такого управления является муниципальный  финансовый контроль. Отсутствие  целостной системы государственного и муниципального финансового контроля снижает эффективность контрольных мероприятий и результативность бюджетирования. Особую  значимость государственный и муниципальный финансовый контроль приобретает в период проведения социально-экономических реформ. Принятие Федерального закона от 06.10.2008 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стимулировало процесс реформирования местного самоуправления.Финансовым  взаимоотношениям государственных органов и органов местного самоуправления присуща повышенная конфликтность. Наполнение бюджетов муниципальных образований финансовыми ресурсами напрямую зависит от действий и решений органов государственной власти. Так как у органов государственной власти прямые административные рычаги воздействия на местное самоуправление отсутствуют, возрастает роль и значение финансовых механизмов. Без достаточной финансовой основы невозможно развитие местного самоуправления. Предоставляя средства местному самоуправлению, государство приобретает и право контроля за их расходованием. Отсюда взаимоотношение государственных органов и органов местного самоуправления приобретает особую актуальность в сфере финансового контроля. Контроль  за эффективным использованием средств местных бюджетов является в настоящее время одной из основных задач совершенствования государственного и муниципального управления. Это, прежде всего, связано со значительным увеличением объемов и разнообразием форм использования бюджетного финансирования и укреплением демократических основ местного самоуправления. Муниципальный финансовый контроль базируется на реализации контрольной функции финансов и функции управления на основе единства государственных финансов и единства бюджетной системы Российской Федерации; имеет общие цели, задачи, функции и принципы организации, свойственные государственному финансовому контролю (ГФК).     Отсутствие  единой для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации правовой, организационной и методической базы государственного (муниципального) финансового контроля сдерживает его развитие, препятствует эффективному выполнению задач и функций органом внешнего финансового контроля. Реформирование  системы государственного и муниципального финансового контроля требует: организации  действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований; приведения в соответствие действующих норм Бюджетного кодекса новым принципам организации бюджетного процесса; уточнения полномочий государственных органов (органов местного самоуправления) по осуществлению финансового контроля; включения комплексных мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; введения определений, форм, методов и объектов государственного (муниципального) финансового контроля, а также установление критериев эффективности использования бюджетных ассигнований; приведения в соответствие системы государственного (муниципального) финансового контроля принципам и стандартам ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ; снижения административного давления на бизнес.   В целях обеспечения действенности  и эффективности предложенной системы государственного (муниципального) финансового контроля необходима реформа системы правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. В частности, необходимо увязать все основания применения мер принуждения с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер принуждения, уточнить перечень мер принуждения, применяемых к  нарушителям бюджетного законодательства и установить административные наказания за все нарушения бюджетного законодательства.[12, c. 130-134]Можно обозначить следующие проблемы финансовой политики России на современном этапе .Финансовая политика государства занимает значительное место в государственной деятельности и является основополагающим элементом в системе управления финансами. Для правильного функционирования экономики государства необходимо проведение сбалансированной финансовой политики в рамках экономики страны. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Поэтому важным и актуальным направлением является определение, анализ и исследование проблем финансовой политики, а также поиск оптимальных путей решения данных проблем. Можно обозначить следующие проблемы финансовой политики России на современном этапе. 1)Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов (по мнению Президента РФ - «Целесообразно закрепить за субъектами Российской Федерации право самостоятельно определять объемы расходов, осуществляемых за счет соответствующих субвенций, по каждому из установленных направлений их расходования» ). 2)Большие расходы по обслуживанию государственного долга(согласно бюджетного послания Президента РФ - увеличение государственного долга, в основном за счет роста государственного внутреннего долга, с 3 726,7 млрд р. в 2010 г. до 8 826,3 млрд р. (14,2% ВВП) в 2013 г.; бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 г. по сравнению с 2010 г. увеличатся в 2,5 раза . Данные по росту объема государственного долга представлены на рисунке в млрд. руб. Динамика объема и структуры государственного долга РФ в 2008-2013 гг. 3)Местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами (по мнению Президента РФ - «В последующем целесообразно увеличить нормативы долей налогов, направляемых на формирование местных бюджетов, а также повысить требования к порядку определения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и пропорции соотношения дотаций и субсидий, предоставляемых местным бюджетам из региональных бюджетов »).    4)Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами. 5)Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей.6)Несбалансированность Пенсионного фонда РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2010 г. по доходам превысил 4,6 трлн р. (10,4% ВВП страны), а по расходам - 4,2 трлн р. Несбалансированность бюджета Пенсионного фонда РФ проявляется через следующие проблемы: превышение расходов на выплату страховой части трудовой пенсии над поступлениями страховых взносов и других закрепленных источников (объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 7)9 трлн р., расходы на выплату пенсий - 3,7 трлн р.); несвоевременное и неполное поступление средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Пенсионного фонда РФ для финансирования базовой части трудовой пенсии и обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, несвязанных с выплатой страховой части трудовой пенсии ; 8)Значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и остаются в зарубежных банках. 9)Значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики. 10) Недопоступление налоговых платежей . Ряд этих и многих других проблем существуют на сегодняшний день в финансовой политике России. В соответствии с этими проблемами и стратегическим развитием Российской Федерации определяются следующие цели и задачи: 1)снижение государственного долга; 2)стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции (целевые параметры инфляции определены на 2012 г. на уровне 5-7% ); 3)переход к среднесрочному планированию 4) сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; 5)совершенствование модели бюджетного федерализма; 6)повышение достоверности и надежности экономического прогнозирования; 7)увеличение объема субвенций регионам из федерального бюджета на осуществление переданных им федеральных полномочий (с 1 января 2012 г. планируется введение изменений, касающихся разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области охраны здоровья, которые предусматривают передачу вопросов оказания медицинской помощи населению в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это требует соответствующего перераспределения источников доходов между региональными и местными бюджетами ; 8)необходимость пересмотрения фискальной политики. Таким образом, посредством этих целей и задач необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, усилить ее роль в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Несомненно политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений. Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики. Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере ориентированы на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры .

Таблица 2 - анализ финансовой ситуации в России 2010-2013гг

 

Год:

2010

2011

2012

2013

доходы

6 950,0 млрд руб.

14 106,0 млрд руб.(  3 380,0 млрд руб.)

9 503,5 млрд руб.

12 865,9 млрд руб.

расходы

9 886,9 млрд руб.

11 022,5 млрд руб.

11 237,9 млрд руб.

13 387,3 млрд руб.

Курс доллара США к российскому рублю

30,4

29,8

30,3

32,8

Темпы инфляции в России по годам

8.5

6

6.4

5.8

государственного внешнего долга России

37,6

36,0

50,8

50,8

 

Общий внешний долг (частного и федерального сектора) России

467,2

488,9

545,3

623,963


 

 

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что проведение рациональной и ответственной финансовой политики - необходимое условие правильного функционирования экономики России и, следовательно, реализации стратегических приоритетов развития страны. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат. Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления. В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности. Место государства в рыночной экономике не является раз и навсегда заданным. От того, какую часть ВВП расходует государство, во многом зависит процветание и развитие страны. Но и здесь среди экономистов нет единства. Одни убеждены: чем больше эта часть, тем лучше. Другие придерживаются противоположного мнения.Между тем даже то, что бюджетные средства распределяют государственные чиновники (которые не рискуют своими деньгами, как частные владельцы), неизбежно снижает эффективность производства (не говоря уже о том, что деньги имеют обыкновение "прилипать" к рукам). А при низкой эффективности производства сокращаются инвестиции в дальнейшее развитие - следовательно, ограничиваются возможности экономического роста.Увеличение налоговых изъятий, государственных расходов, бюджетного дефицита на 1% ВВП при прочих равных условиях приводит к снижению экономического роста (или увеличению экономического спада) и снижению уровня потребления также примерно на 1%, - утверждают одни эксперты. Другие им возражают: поскольку часть государственных расходов (на мирную науку, образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры) способствует экономическому росту, значит - чем "больше" государство в этой части, тем лучше.Однако есть исторический прецедент. Стремясь догнать развитые страны, Япония по настоянию победивших в войне и по своей воле резко сократила государственные расходы - с 30% в 1938 г. до 19,8% в 1950 г. (ограничение военных расходов было даже записано в конституции). Результат известен всему миру: если в 1950 г. ВВП на душу населения в Японии был в 3 раза меньше, чем во Франции, в 4 раза меньше, чем в Великобритании, в 6 раз меньше, чем в США, то к 80-м годам эти показатели примерно сравнялись. И лишь после этого Япония увеличила государственные расходы: в 1980 г. - до 32,0%, в 1990 г. - до 32,3%.[14, c. 145-146]Сокращение роли государства означает не его ослабление, а освобождение экономики из-под государственной опеки (отсюда и термин "либеральные реформы"). Но не правы те, кто считает, что при сокращении роли государства "невидимая рука" рынка все сделает сама. "Невидимую руку" рынка необходимо подкрепить сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют действию рыночных отношений.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: Издательство
  2. «Астрель», 2006 г. – 64
  3. Бюджетный кодекс РФ.
  1. Белая В.В. Развитие взглядов на государственные финансы в экономической науке [Текст] // Финансы и кредит. 2008. № 27. с. 19-27.

  1. Завьялов Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы [Текст]  // Финансы. 2008. №6. с. 15-19.

  1. Кузнецов В.М. Анализ привлечения и использования Российской Федерацией средств займов международных финансовых организаций и перспективы дальнейшего сотрудничества  [Текст]  // Финансы и кредит. 2008. №16. с. 13-15

  1. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст] // Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 135 с.

  1. Нешитой А.С. Финансы. [Текст]  Учебник. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2006.

  1. Нешитой А.С. Финансы. Денежное обращение. Кредит. [Текст] Учебник. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2009.17-105 с.

  1. Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы. [Текст] Учебник. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2010. 60-63 с.

  1. Финансы и кредит. [Текст]. Журнал № 13,34 2012г.

  1. Финансы. [Текст]. Журнал № 7,12 2012г.

  1. Финансы, денежное обращение, кредит [Текст]  / Под ред. Л.А. Дробозиной – М.: Изд-во «Юнити», 2007. Х с.

  1. Финансы [Текст] / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова – М.: Изд-во «Экономистъ», 2003. 682 с.

  1. Финансы [Текст] / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2008. 703 с.

  1. Финансы [Текст] / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М.Сабанти. – М.: Изд-во «Юрайт-Издат», 2007. 462 С.

  1. Финансы [Текст] / Под ред. В.П. Литовченко – М.: Изд-во «Дашков – К0», 2007. 588 с.

  1. Финансы, денежное обращение и кредит: уч.пособие [Текст] / Под ред. А.Ю.Казака. – Екатеринбург: Изд-во РИФ «Солярис», 2001. 200 с.

  1. Росстат: расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

  1. Отчет об исполнении Консолидированного бюджета Российской Федерации за январь-август 2013 года

  1. Центр управления финансами: [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.center-yf.ru

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая система России на современном этапе: проблемы и перспективы развития