Финансовая система современной России, характеристика ее структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью представленной работы является анализ состояния финансовой системы РФ, ее структуры и рассмотрение направлений развития.

Оглавление

Введение 3
Понятие финансовой системы 5
Структура финансовой системы РФ 7
Современное состояние финансовой системы РФ 13
Заключение 19
Список литературы 21
Приложение. Таблица показателей
финансового состояния РФ (из доклада Минфина РФ)

Файлы: 1 файл

Финансовая система современной России характеристика ее структуры.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


Введение                                                                                             3

Понятие финансовой системы                                                       5

Структура финансовой системы РФ                                              7

Современное состояние финансовой системы РФ                 13

Заключение                                                                                        19

Список литературы                                                                           21

Приложение. Таблица показателей

финансового состояния РФ (из доклада Минфина РФ)

Введение

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Даже наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ, ее структуры и рассмотрение направлений развития.


Понятие финансовой системы

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.[1]

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Говоря о финансовой системе государства мы, прежде всего, подразумеваем динамическое единство, взаимообусловленность и взаимодействие всех элементов в процессе функционирования. [2]

Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:

- финансовое обеспечение (государственный бюджет);

- финансовое регулирование (система налогов).

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.

Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

- распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;

- обеспечение взаимодействия между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

При этом имеется в виду, что предназначенность финансовой системы заключается в установлении такого количественного и качественного взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы.

Часть экономистов считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Другие считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.[3]

 

Структура финансовой системы РФ

Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку. [4]

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1) Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

2) Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации).

3) Фонды страхования.

4) Государственный кредит.

5) Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).

6) Фондовый рынок.

Структура финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Основные звенья финансовой системы РФ.[5]

 

 

 

Сначала рассмотрим общегосударственные финансы.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Российская Федерация является федеративным государством и имеет трехуровневую бюджетную систему, соответствующую административно-территориальному делению государства, которая включает в себя:

-         федеральный бюджет

-         бюджеты субъектов РФ

-         местные бюджеты

Федеральный бюджет разрабатывается Минфином России, рассматривается и утверждается в трех чтениях Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, подписывается Президентом РФ и публикуется в печати как Федеральный закон «О федеральном бюджете на … год». До 2007 г. Утверждался только бюджет на финансовый год, который совпадал с календарным. Начиная с 2007г.  Стал рассматриватся и приниматся трехлетний бюджет государства, в котором закладываются основные показатели на среднесрочную перспективу, приоритетные направления развития и планируемые бюджетные ассигнования по бюджетной классификации расходов.

Доходы федерального бюджета состоят из трех групп:

-         доходы налоговые и неналоговые

-         безвозмездные перечисления

-         доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности государства

Бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.

Местные бюджеты делятся на два уровня:

-         бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

-         бюджеты городских и сельских поселений

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В России действуют три обязательных внебюджетных фонда:

-         Пенсионный фонд (создан в целях государственного управления финансами системы пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.)

-         Фонд социального страхования (создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств в этой сфере.)

-         Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (предназначен для аккумулирования денежных средств на обязательное медицинское страхование граждан, обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов его проведения.)

Государственный кредит – это экономические отношения государства с юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и управления, а также иными субъектами международного права, при которых государство может выступать в роли кредитора, заемщика и гаранта.

Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно в сфере материального производства формируется большая часть ресурсов страны. [6]

Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

Общегосударственные финансы органически связаны с другими звеньями финансовой системы. [7]

С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального производства (далее через налогообложение формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).

С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счёт собственных средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

Финансы предприятий связаны также с кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.

Для решения своих финансово-экономических проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих субъектов (предприятий, страховых компаний, банков и т.д.).Это может осуществляться разными методами: для того чтобы увеличить свои собственные финансовые ресурсы, прибегают к акционированию, для осуществления займов выпускают облигации, векселя и.т.д.

Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены их единой сущностью.

Информация о работе Финансовая система современной России, характеристика ее структуры