Финансовая система современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы в экономике;
- проследить эволюцию структуры финансовой системы;
- проанализировать современную структуру финансовой системы РФ и ее состояние;
- выявить проблемы и перспективы развития финансовой системы РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...……..3
1 глава. Финансовая система: сущность и эволюция...……….……….....5
1.1 Сущность финансовой системы………………………………………………………….....5
1.2 Эволюция финансовой системы………………………………….………………………....8
1.3 Современная структура финансовой системы……………..……………………………..10
2 глава. Анализ финансовой системы России……………………………....17
2.1 Дореволюционная финансовая система России…………………………………...……..17
2.2 Финансовая система советского периода………………………………………………....20
2.3 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время…………………………24
3 глава. Направления развития финансовой системы России……….32
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России.……………………….....32
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России………………………...37
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Список использованных источников информации…………………………….....………….43

Файлы: 1 файл

ФС РФ.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Колхозы, хотя и являлись по своему содержанию организациями социалистическими, но были основаны на групповой собственности, собственности данного коллектива. Это и предопределяло уплату ими в бюджет не отчислений от прибыли, а подоходного налога.

Имелись особенности финансовых отношений, складывающихся и в процессе расширения колхозного производства. Государство оказывало колхозам финансовую поддержку. Особенность состояла в том, что оказание финансовой помощи государством производилось в форме предоставления краткосрочных и долгосрочных ссуд.

3) Финансы потребительской кооперации - относятся к колхозно-кооперативному звену советских финансов.

Советы и союзы потребителей кооперации занимались торгово-заготовительной и производственной деятельностью.

Финансовая деятельность потребительской  кооперации отражалась в финансовом плане, который составлялся по упрощенной форме. В плане находили отражение  прибыль, объемы паевых и вступительных взносов, капитальные вложения, платежи по долгосрочным ссудам и прочее, а также взаимоотношения с бюджетом по платежам налога с оборота и подоходного налога, который взимался в размере 35% чистой прибыли.

б) Государственный бюджет СССР.

Государственный бюджет СССР являлся  центральным и ведущим звеном финансовой системы СССР. Он обеспечивал  сбалансированность всех других финансовых планов, составляемых в народном хозяйстве  СССР, и играл важную роль в формировании (и сбалансированности) денежно-кредитных планов и балансов кредитной системы. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования.

Ежегодно на основе заданий народнохозяйственного  плана министерства финансов союзных республик и Министерство финансов СССР разрабатывали проекты соответствующих бюджетов, которые в конечном итоге сводились в единый государственный бюджет СССР. После его рассмотрения и утверждения Верховным Советом СССР он становился законом. Оперативное исполнение государственного бюджета осуществляли в основном Министерство финансов СССР и его республиканские и местные органы. Кассовое исполнение государственного бюджета осуществлял в основном Государственный банк СССР. По поручениям финансовых органов учреждения банка принимали, учитывали и выдавали средства государственного бюджета.

1) Доходы государственного бюджета СССР. Прибыль - главная хозрасчетная форма чистого дохода предприятия - распределялась между хозяйством и бюджетом в определенных пропорциях (в последние годы примерно 40 и 60% соответственно). Отчисления прибыли в бюджет осуществлялись предприятиями в виде платы за фонды; в виде фиксированных и рентных платежей и в виде отчислений от прибыли.

После прибыли шли в бюджет налог с оборота, отчисления предприятий органам социального страхования (около 14%) подоходный налог с колхозов и предприятий потребительской кооперации (примерно 25%), а также доходы от населения (подоходный, сельскохозяйственный, местные налоги). Все эти платежи аккумулировался государственным бюджетом.

2) Расходы государственного бюджета прямо и непосредственно выражали экономические отношения по распределению (целевому направлению) основного централизованного денежного фонда государства. При этом достигалось планомерное обеспечение финансовыми ресурсами потребностей народного хозяйства.

Затраты на развитие народного хозяйства  составляли более половины государственного бюджета. В условиях социалистической системы хозяйства они носили производительный характер и выражали использование на практике той части национального дохода, которая шла на накопление. Затраты на социально-культурные мероприятия составляли примерно 1/3 общей суммы расходов государственного бюджета. Расходы на оборону трактовались, как не вытекающие из внутренней природы советского государства, но необходимые для борьбы с империалистическими странами - противниками социализма и коммунизма во всем мире. Затраты на управление - затраты по содержанию органов власти и государственного управления.

в) Государственное страхование.

В имущественном страховании различали  объекты и условия страхования. При этом страховались:

- посевы;

- животные и птица; 

- здания, сооружения, машины, инвентарь.

Имущество граждан страховалось в  обязательном порядке в размере 40% его стоимости. Остальная часть стоимости имущества граждан (в пределах до 80%) страховалось ими в добровольном порядке.

В личном страховании различали  следующие виды (добровольное страхование):

- смешанное страхование жизни.  Страховались граждане в возрасте от 16 до 65 лет на различные страховые суммы;

- страхование детей (обычное  и свадебное).

Важным видом личного страхования  являлось также страхование от несчастных случаев (добровольное и обязательное) и обязательное страхование пассажиров в пути.

Госстрах республики и его местные органы находились в ведении министерства финансов республики и свою деятельность организовали на началах хозрасчета. Прибыль Госстраха республики распределялась: 80% - в бюджет, 20% - в фонды Госстраха республики.

Все финансовые отношения в СССР концентрировало на себе государство. Основными источниками финансовых средств были государственные предприятия. Государственные органы решали, какие  объемы продукции будут выпущены на том или ином предприятии, сколько  денежных средств необходимо предприятиям для обновления основных фондов, куда пойдет прибыль предприятий и др. Средствами, поступающими в качестве страховых взносов, государство также распоряжалось по своему усмотрению, и не всегда они шли на страховые выплаты. При такой организации звеньев финансовой системы много денежных средств уходило на развитие неперспективных отраслей, особенно в союзных республиках, которые впоследствии отделились от СССР.

 

2.3 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время

 

Последние пять лет в истории  российской финансовой системы можно  признать успешными. За это время  удалось полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы. И хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические  процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на наш взгляд, важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору в долларовом исчислении по сравнению с предкризисным уровнем - явление весьма позитивное.

За последние несколько лет  российские фондовые индексы достигли рекордных значений, также на рекордный  уровень вышли и международные  финансовые рейтинги России. Разумеется, при этом доля российского финансового рынка в привлечении инвестиций в национальную экономику в несколько раз ниже аналогичных показателей США, Германии и Франции. Но высокие значения индексов и рейтинги способствуют расширению заимствований крупнейших отечественных предприятий, в первую очередь на внешнем рынке, и препятствуют утечке капитала за границу.

Положительная динамика финансового  баланса с внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, а также достаточно последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок. Действительно, последнее обстоятельство коснулось в первую очередь крупных и крупнейших российских предприятий, в то же время внешнее финансирование малого и среднего бизнеса по-прежнему весьма ограничено. Но и посредничество в обеспечении финансовыми ресурсами крупнейших производителей внесло свою лепту в сравнительно высокие темпы экономического роста.

Таким образом, можно говорить о том, что через 10 лет после начала реформ российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей своей функции - финансированию экономического роста в стране.

Следует заметить, что в последние  годы экономические реформы, прежде всего структурные, в нашей стране были практически приостановлены. Не последнюю роль в этом сыграло значительное улучшение мировой конъюнктуры сбыта энергоносителей. Когда есть достаточное количество финансовых ресурсов, у политической элиты нет мотивов для проведения или продолжения конструктивных реформ. В результате расходы федерального бюджета в абсолютном выражении ежегодно значительно увеличивались. При этом рост расходов федерального бюджета происходил не только из года в год (с 1,194 трлн. в 2001 г до 4,270 трлн. руб. в 2006 г.), но и на протяжении года. Например, в 2005 г. в связи с ростом мировых цен на энергоносители потребовалось внести изменения в закон «О федеральном бюджете на 2005 год» с целью увеличения значительно возросшей доходной части бюджета - с 3,326 трлн. до 4,98 трлн. руб. (на 50%), а также расходной - с 3,048 трлн. до 3,54 трлн. руб. (на 16%). Такая тенденция продолжалась в течение 2006-2008 гг., рост расходов федерального бюджета продолжался в среднем на 14-15% ежегодно, при этом доля непроцентных расходов возрастала с 15,4 до 16% ВВП.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен  на уровне 6 500,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7 361,9 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 7 998,7 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году - 113,3%, в 2010 года - 108,6%, в реальном выражении – соответственно, 107,3%, 106,4% и  103,5 процента. 

Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

С 2006 года произошли изменения в одном из основных элементов финансовой системы - бюджетной системе РФ. С 2006 года на уровне местных органов власти появились бюджеты муниципальных образований и городских поселений. Также не так давно были внесены изменения в бюджетный кодекс Российской Федерации федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". В соответствии с данным федеральным законом Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию. В настоящее время госбюджет страны принимается на 3 года – на очередной год, и плановые периоды последующих двух лет.

В новом трехлетнем бюджете Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части  федерального бюджета от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ  и нефтепродукты. Так, доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета должна возрасти с 52,6% в 2008 году до 63,9% в 2011 году, а по отношению к ВВП - с 11,2% до 12,1%. В то же время, снижение доли нефтегазовых доходов планируется до 36,1% в суммарных доходах и до 6,9% ВВП.

Однако, как показывает практика исполнения бюджета, такие темпы роста ненефтегазовых доходов может оказаться трудновыполнимым. Так, при принятии федерального бюджета на 2008 год утвержденная доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составляла 35,9 %, а в настоящее время этот показатель на конец года прогнозируется на уровне 50 %.

Объем расходов в законе предусмотрено  увеличить в 2011 году по сравнению  с 2008 годом на 4,3 трлн. рублей, или  на 61,2% в 2011 году.

Законом предусматривается увеличение непроцентных расходов в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 1,96 трлн. рублей, в 2010 году - на 1 259,7 млрд. рублей, в 2011 году - на 923,2 млрд. рублей.

Во второй половине 2008 года темпы  экономического роста в России значительно  замедлились из-за мирового финансового кризиса. Это привело к тому, что бюджет стал получать меньше налоговых поступлений от бизнеса. Кроме того, на мировом рынке упали цены на нефть, а правительство вынуждено было увеличить траты, чтобы справиться с последствиями кризиса в российской банковской системе и экономике в целом. Влияние мирового кризиса вызывает необходимость пересмотра всех доходных поступлений в бюджет.

Проблемой в области доходов становится снижение дохода от внешнеторговой деятельности. Таможенные пошлины составляют до 40 % бюджета. Но по прогнозам Минфина Россия в 2009 году может сократить доходы от экспорта с $469 млрд. до $269 млрд., доходы от импорта снизятся с $292 млрд. до $245 млрд. Впервые с 1982-1983 годов мировая экономика будет иметь два года подряд снижение спроса на нефтепродукты и нефть. Нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся в 2009 году с планируемых 50% до 36%.

В Бюджетном послании четко обозначены и основные приоритеты бюджетных  расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что «приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок...».

Реализация этого приоритета требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но и бюджетной системы в целом. Однако структура нового трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы в основном остается инерционной.

Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть. Данная зависимость серьезно влияет на федеральный бюджет. Сегодня идет переход к другому тренду цен на нефть. Пик цен, скорее всего, уже пройден, хотя возможны политические и другие спекулятивные события, способные поднять цены на нефть. Долгосрочная цена на нефть в условиях кризиса находится в пределах 40-50 $ за баррель. В наших бюджетных расчетах заложена цена около 90-100$. Сейчас же цена нефти не превышает 50 долл., поэтому предложенные Минфином расчетные цены являются запредельными.

Дефицит бюджета. Одной из главных проблем оценки исполнения бюджета 2008 и формирования бюджета 2009 гг. стало непринятие во внимание влияние финансового кризиса на отечественную экономику.

Первичный дефицит федерального бюджета  России в декабре 2008 года составил 805 миллиардов рублей, или 20,4 процента от месячного ВВП. При этом в целом за год был зафиксирован профицит бюджета: правительство получило 9,26 триллиона рублей, а потратило 7,56 триллиона рублей.

Ранее сообщалось, что дефицит бюджета был зафиксирован и по итогам ноября 2008 года. Тогда государство потратило приблизительно на 270 миллиардов рублей больше, чем получило.

Федеральный бюджет России на 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров, которые, оказалось, невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса. Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новые бюджетные проектировки.

Информация о работе Финансовая система современной России