Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа
Теоретические аспекты финансовой системы региона . Практические аспекты финансовой системы региона
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы региона
1.1. Сущность понятия «финансовая система»…………………………….5
1.2. Структура финансовой системы региона……………………….……..6
1.3. Исторический характер финансов……………………………………...8
1.4. Финансы региональных органов власти……………………………….9
1.5. Региональный бюджет.…………………………………………….…..10
1.6. Доходы бюджета……………………………………………………….12
1.7. Расходы бюджета………………………………………………………14
Глава 2. Практические аспекты финансовой системы региона
2.1. Анализ состояния доходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики…………………………………………………...16
2.2. Анализ состояния расходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики…………………………………………………...18
2.3. Приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2012г.……………………………… ………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников……………………………………………..26
В сравнении с прошлым годом из федерального бюджета получено средств меньше на 40,2%.
2.2. Анализ состояния расходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики
Общий объем расходов бюджета по прогнозированию на 2011 год составляет 36,4 млрд руб., на 2012 год — 33,2 млрд руб., на 2013 год — 33,7 млрд руб. В целях удержания объема государственного долга Удмуртской Республики на экономически безопасном уровне (не более 70 %) в 2012–2013 годах были сокращены расходы инвестиционного характера.
Одна из приоритетных задач на 2011 год — повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия сотрудникам милиции общественной безопасности. В целом расходы консолидированного бюджета республики на оплату труда с начислениями в 2011 году составят 21,5 млрд руб., или 47,5 % общей суммы расходов. Планируемое в 2011 году повышение оплаты труда повлечет увеличение расходов консолидированного бюджета республики на 635 млн руб. Расходы социальной направленности в бюджете на 2011 год составляют 24 млрд руб. Их удельный вес в общей сумме расходов бюджета — 67,5 %. На 2012–2013 годы эта тенденция сохранится (2012 г. — 68,7 %, 2013 г. — 68,6 %).
Бюджетные ассигнования по разделу «Образование» запланированы на 2011 год в сумме 7,1 млрд руб. (на 2012 г. — 7,3 млрд руб., на 2013 г. — 7,4 млрд руб.). В соответствии с изменениями, внесенными бюджетным законодательством Российской Федерации в классификацию расходов бюджета, в раздел «Образование» включены субвенции бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в области образования, переданных для осуществления органам местного самоуправления. На 2011 год эта сумма составляет 4,8 млрд руб. (на 2012 г. — 4,9 млрд руб., на 2013 г. — 4,9 млрд руб.).
Бюджетные ассигнования по разделу «Здравоохранение» предусмотрены на 2011 год в сумме 4,7 млрд руб. (на 2012 г. — 4,7 млрд руб., на 2013 г. — 4,6 млрд руб.). В соответствии с изменениями, внесенными бюджетным законодательством Российской Федерации в классификацию расходов бюджета, в раздел «Здравоохранение» включены субвенции бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в области здравоохранения, переданных для осуществления органам местного самоуправления. На 2011 год эта сумма составляет 199 млн руб. (на 2012 г. — 204 млн руб., на 2013 г. — 207 млн руб.). Расходы, связанные с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе на условиях софинансирования из федерального бюджета, запланированы в размере 170 млн руб. ежегодно. По сравнению с текущим годом они увеличены на 80 млн руб.
Бюджетные ассигнования по разделу «Социальная политика» предусмотрены на 2011 год в сумме 6,7 млрд руб. (на 2012 г. — 7,2 млрд руб., на 2013 г. — 7,6 млрд руб.). В соответствии с изменениями, внесенными бюджетным законодательством Российской Федерации в классификацию расходов бюджета, в раздел «Социальная политика» включены субвенции бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в области социальной политики, переданных для осуществления органам местного самоуправления, на 2011 год в сумме 1,8 млрд руб. (на 2012 г. — 1,9 млрд руб., на 2013 г. — 2 млрд руб.). В бюджете значительное внимание уделено предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и выплатам социального характера. На эти цели в бюджете на 2011 год предусмотрено 4,3 млрд руб., на 2012 год — 4,6 млрд руб., на 2013 год — 4,9 млрд руб.
Расходы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в бюджете на 2011 год предусмотрены в объеме 3,2 млрд руб., на 2012–2013 годы — по 2 млрд руб. ежегодно. В рамках программы «Стимулирование развития жилищного строительства» предполагается направить 330 млн руб. на компенсацию молодым семьям процентной ставки по жилищным кредитам и займам.
Расходные обязательства на финансирование дорожного хозяйства на 2011 год предусмотрены в объеме 1,5 млрд руб., на 2012 и 2013 год — по 1 млрд руб. В республике реализуется республиканская целевая программа «Развитие автомобильных дорог в Удмуртской Республике (2010–2015 годы)», на которую запланировано выделить 226 млн руб. в 2011 году и по 26 млн руб. в 2012–2013 годах.
По фактическим данным Управления федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике расходы бюджета республики в январе 2011 года составили 1 млрд. 962 млн. 50 тыс. рублей, что на 27,4% выше уровня 2010 года.
Бюджетные расходы произведены по следующим направлениям:
-на финансирование общегосударственных вопросов направлено 42 млн. 819 тыс. рублей, или 2,7% к годовому плану. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы по статье уменьшились на 78,4%;
-финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности составило 137 млн. 117 тыс. рублей. Годовой план выполнен на 7,9%. В отчетном периоде финансирование по статье увеличилось относительно уровня 2010 года на 82,8%.
На финансирование отраслей экономики направлено 145 млн. 935 тыс. рублей, что составляет 7,4% всех расходов бюджета. В том числе:
-на «Национальную экономику» произведены выплаты в размере 144 млн. 733 тыс. рублей, или 2,5% к годовому плану;
-по статье «ЖКХ» финансирование составило 1 млн. 202 тыс. рублей – всего 0,1% годовых бюджетных назначений;
-по статье «Охрана окружающей среды» расходы в отчетном периоде не производились.
На социально-культурную сферу выделено 1 млрд. 188 млн. 670 тыс. рублей бюджетных средств, что составляет 60,6% всех расходов. В том числе:
-по статье «Образование» финансирование составило 249 млн. 947 тыс. рублей (3,4% годовых бюджетных назначений);
-на «Здравоохранение» было выделено 386 млн. 550 тыс. рублей (6,0% годовых бюджетных назначений);
-«Культура, кинематография» профинансированы в сумме 24 млн. 327 тыс. рублей (5,2% годовых бюджетных назначений);
-на «Социальную политику» было направлено 294 млн. 374 тыс. рублей (4,4% годовых бюджетных назначений);
-на «Физическую культуру и спорт» выделено 220 млн. 134 тыс. рублей (25,7% годовых бюджетных назначений);
-по статье «Средства массовой информации» финансирование составило 13 млн. 338 тыс. рублей (6,9% годовых бюджетных назначений);
По статье «Обслуживание государственного и муниципального долга» расходы бюджета составили 172 млн. 529 тыс. рублей (20,9% годовых бюджетных назначений), что составляет 8,8% всех бюджетных расходов.
Межбюджетные трансферты в январе 2011 г. определились в сумме 274 млн. 980 тыс. рублей, что составляет 14,0% всех бюджетных расходов. Годовой план выполнен на 7,4%. По сравнению с 2010 годом финансовая помощь муниципальным образованиям республики сократилась почти в 3 раза.
Превышение расходов над доходами бюджета республики за январь составило 346 млн. 804 тыс. рублей.
2.3. Приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2012г.
Приоритеты бюджетной политики республики на 2012 финансовый год остаются неизменными: выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализация мер социальной поддержки населения, финансирование программ занятости и поддержки малого бизнеса, предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов, реализация приоритетных национальных проектов. Главный смысл заключается в том, что бюджетные деньги должны в приоритетном порядке работать на выполнение социальных обязательств перед гражданами и обеспечивать условия для поддержания работоспособности хозяйствующих субъектов экономики Удмуртской Республики.
При планировании основных параметров бюджета Удмуртской Республики на 2012 год соблюдались следующие условия: обязательное исполнение публичных обязательств перед гражданами независимо от экономической ситуации и переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, с целью достижения социального и экономического эффекта от использования каждого бюджетного рубля.
Ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение образующих бюджет показателей и объем доходов бюджета республики. По данным экономических ведомств Удмуртской Республики, в 2012 году рост валового продукта практически не прогнозируется. Ожидается дальнейшее увеличение доходов от прибыли, зачисляемой в республиканский бюджет, что отразится на показателях доходной части бюджета 2012 года. Для сравнения: в 2008 году доходы республиканского бюджета Удмуртской Республики составили 29,9 млрд. руб., по оценке 2009 года - 34,9 млрд. руб., в 2010 году - 26,9 млрд. руб., в 2011 году - 29,9 млрд. руб., а по прогнозам 2012 года – 30,1 млрд. руб.
Надо сказать, что одна из причин увеличения доходов бюджета Удмуртской Республики в 2012 году связана, на мой взгляд, с изменением политической власти. Так как со сменой политической власти изменятся и подходы к формированию расходной и доходной частей проекта республиканского бюджета. Больше половины бюджетных расходов в 2011 году имеет ярко выраженный социальный характер. В 2012 году бюджетные средства будут направлены на поддержание доходов граждан, предоставление качественных услуг в области медицины, лекарственное обеспечение, поддержку программ жилищного и образовательного содержания.
В связи с усилением социальных выплат будут уточнены данные по количеству льготных категорий граждан. При этом финансирование социальных выплат, таких как ежемесячное пособие на ребенка, на содержание детей, находящихся под опекой и переданных на патронатное воспитание или в приемные семьи, ветеранам труда и труженикам тыла запланировано в полном объеме. Независимо от экономической ситуации в том же объеме будут сохранены обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, закупке медикаментов и расходных материалов медицинского назначения, социальному обеспечению населения.
Заключение
Удмуртская Республика является субъектом Российской Федерации и имеет собственный бюджет. Бюджет Удмуртской Республики относится ко второму уровню бюджетной системы РФ.
В процессе рассмотрения поставленных во введении к данной курсовой работе задач было выяснено, что финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения экономических и социальных функций и задач региона.
Также было установлено, что региональные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее звеном. Сущность финансов региона состоит в том, что они служат инструментом мобилизации финансовых ресурсов всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики региона.
В практической части работы был проведен анализ состояния консолидированного бюджета Удмуртской республики. Были рассмотрены основные экономические показатели, характеризующие финансовое состояние региона, а также были выявлены определенные закономерности в его развитии. Кроме того, был проведен сравнительный анализ бюджетов региона за последние несколько лет и сделаны краткие выводы по доходам и расходам бюджета. Были указаны приоритетные направления развития Удмуртской республики на 2012 год.
Проанализировав бюджет Удмуртской Республики, можно сделать вывод о неустойчивом бюджете региона. Для достижения устойчивого положения бюджета региона необходимо проводить мониторинг и контролинг бюджетных потоков, которые, в свою очередь, являются элементами финансовой тактики и стратегии бюджета субъекта РФ. Необходимо работать над увеличением доходной части республики.
Список используемых источников
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики «Об утверждении республиканской целевой программы «Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011-2013 годы)»
3. Яндиев М. И. Финансы региональных органов власти. - М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 1999. - 360 с.
4. Осипов А. К., Конярова Э. К. Формирование устойчивого бюджета региона - субъекта Российской Федерации. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2003. - 176 с.
5. Конярова Э.К., Осипов А.К. Управление воспроизводством финансового потенциала региона. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2005. - 200с.
6. Евсеев П. И., Ялбулганов А. А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных отношений. // Журнал российского права.. - 2005. - №2. - С. 45-55.
7. http://www.udmgossovet.ru/