Финансовая система региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Теоретические аспекты финансовой системы региона . Практические аспекты финансовой системы региона

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы региона
1.1. Сущность понятия «финансовая система»…………………………….5
1.2. Структура финансовой системы региона……………………….……..6
1.3. Исторический характер финансов……………………………………...8
1.4. Финансы региональных органов власти……………………………….9
1.5. Региональный бюджет.…………………………………………….…..10
1.6. Доходы бюджета……………………………………………………….12
1.7. Расходы бюджета………………………………………………………14
Глава 2. Практические аспекты финансовой системы региона
2.1. Анализ состояния доходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики…………………………………………………...16
2.2. Анализ состояния расходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики…………………………………………………...18
2.3. Приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2012г.……………………………… ………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников……………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать)


2

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Кафедра « Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Региональная экономика»

на тему:

«Финансовая система региона»

 

 

 

 

 

 

                      Выполнил: студент гр.

 

                                               Проверил: д. э. н., профессор

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….………..3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы региона

1.1. Сущность понятия «финансовая система»…………………………….5

1.2. Структура финансовой системы региона……………………….……..6

1.3. Исторический характер финансов……………………………………...8

1.4. Финансы региональных органов власти……………………………….9

1.5. Региональный бюджет.…………………………………………….…..10

1.6. Доходы бюджета……………………………………………………….12

1.7. Расходы бюджета………………………………………………………14

Глава 2. Практические аспекты финансовой системы региона

2.1. Анализ состояния доходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики…………………………………………………...16

2.2. Анализ состояния расходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики…………………………………………………...18

2.3. Приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2012г.……………………………… ………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемых источников……………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под финансовой системой понимается совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

Финансовая система региона является неотъемлемой частью финансовой системы страны. Функции и характерные черты у этих финансовых систем совпадают. Отличие состоит лишь в том, что их роли реализуются на разных уровнях.

Финансовая система страны (региона) является одной из основных характеристик, которая определяет темп развития, благосостояние общества и место государства (региона) на макроэкономическом уровне мира. Все страны (регионы) имеют свою исторически сложившуюся финансовую систему и идеальной экономической модели на сегодняшний день не существует.

Актуальность темы моей курсовой работы объясняется тем, что финансовая система региона оказывает большое влияние на рост ВВП (валового внутреннего продукта). Из этого следует, что необходимо повышение эффективности функционирования финансовой системы.

В качестве объекта исследования выступает Удмуртская республика.

Предметом исследования является финансовая система республики.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и показать значение финансовой системы региона.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

-    раскрыть сущность понятия «финансовая система»;

-    охарактеризовать структуру финансовой системы региона;

-    рассмотреть исторический характер финансов;

- показать сущность финансов региональных органов власти и регионального бюджета;

-  определить порядок формирования расходов и доходов бюджета;

-   обосновать значение и определить функции местного бюджета

-   рассмотреть структуру местного бюджета: доходы и расходы

- проанализировать состояние доходной и расходной  частей консолидированного бюджета Удмуртской республики;

-  оценить приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2012г.

Поставленная цель и сформулированные задачи определяют структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлена цель,  определены задачи, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема.

Первая глава работы посвящена общетеоретическим аспектам изучения финансовой системы региона.

Вторая глава посвящена прикладным аспектам данной проблемы.

Каждая из глав разделена на три параграфа, которые совпадают с поставленными задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы региона

 

1.1 . Сущность понятия «финансовая система»

 

Существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Возможно, это связано с тем, что само понятие «система» имеет множество значений. В словаре Ожегова, например, под системой понимается и «форма организации чего-нибудь» и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений организационно-объединенных в одно целое» и т.д.

Из этого и финансовая система преимущественно рассматривается как совокупность организации. Так, например, Джеймс Ван Хорн определил финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам и правительствам. У Л. А. Дробозиной, финансовая система трактуется как совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

По моему мнению, наиболее четким является определение финансовой системы как системы форм и методов формирования, распределения и использования фонов денежных средств.

Финансовая система представляет собой взаимосвязанные звенья. Так же, спорным является вопрос о звеньях. Существует множество разных мнений  по поводу того, что отнести к звеньям финансовой системы. Многие авторы относят к таким звеньям: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы. Развитие финансовой системы невозможно без объединённого синхронного развития всех её звеньев. Основой же финансовой системы регионального уровня выделяют финансы хозяйствующих субъектов, среди которых главную роль играют финансы предприятий реального сектора экономики.

Экономическая сущность финансов проявляется в их функциях: распределительная; контрольная.

Распределительная функция состоит в прямом перераспределении национального дохода с цель эффективного воздействия на результаты хозяйствования. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением совокупного общественного продукта, делением национального дохода на фонды, а также над их целевым назначением и расходом.

Так же, финансы обладают определенными признаками: денежный характер; неэквивалентный характер; императивность; фондовый характер; распределительный характер.

Из этого следует, что социально-экономическая сущность финансов выражается в двух вопросах: 1) За счет кого получать денежные средства? 2) В интересах кого их использовать?

 

1.2. Структура финансовой системы региона

Рис. 1. Структура региональной финансовой системы

Из рисунка 1 можно сделать следующие выводы:

В отличие от внебюджетных фондов федерального уровня, формируемых в принудительном порядке, внебюджетные фонды региона создаются также как добровольные пожертвования и имеют тенденцию к количественному сокращению.

Являясь частью централизованных финансов, региональные финансы обеспечивают решение макроэкономических задач в отличие от децентрализованных финансов, призванных способствовать решению задач на микроуровне.

Задачей федеральных государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Региональные финансы выполняют ту же задачу, но применительно к субъекту Федерации.

Вхождение в состав государственных финансов имеет следствие то, что для региональной системы характерны те же методы формирования и направления использования денежных фондов, что и для федеральной системы. Основным методом формирования денежных фондов на региональном уровне является принудительное изъятие части дохода юридических и физических лиц под контролем государства в соответствии с законом, а методом использования фондов — безвозмездное финансирование.

Звенья региональной финансовой системы аналогичны федеральной системе и имеют тот же источник формирования фондов — национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

И так, финансовая система – это экономическая система, связанная с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и имеющая цель – экономическое и социальное развитие территорий.

 

 

1.3. Исторический характер финансов

 

Финансы – это экономическая категория, она имеет свои исторический характер. Термин «финансы» происходит от латинского «finish», что означает конец или окончание. В денежных отношениях между государством в лице правителя и населением это слово означало окончательный расчет или завершение платежа. Во Франции в XVI в. термин «финансы» употреблялся уже в более широком значении – как совокупность публичных расходов и доходов.

Несколько позднее во всех европейских языках, включая русский, появился термин «публичные финансы» (publicfinance), который обозначал совокупность государственных расходов и доходов.

От латинского «fiscus» произошел термин «fisc» (казна). Этим словом в латинском языке называли платежную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, уплаченные населением государству в качестве налогов. В последствие этот термин получил новое содержание и стал обозначать денежные ценности, которыми располагало государство.

Исторический характер финансов свидетельствует о том, что при любых общественно-экономических формациях их сущность как экономической категории сводится к выработке эффективной системы формирования и использования денежных доходов и фондов. Это обеспечивает выполнение государством своих функций.

Первые финансовые отношения возникли в средневековой Европе в XIV-XV вв. в момент возникновения элементов государственного бюджета. Когда за счет принудительных натуральных сборов происходило формирование его материальной базы. При рабовладельческом и феодальном строях денежных налоги не имели решающего значения в дохода государства, т.к. имел место натуральный характер общественного воспроизводства. Это значит, что доходы и расходы государства были в основном натуральными. В этот период в обществе только зарождаются товарно-денежные отношения, а государство еще не выполняет свои перераспределительные функции.

Несколько позднее доходы государства отделяются от канны монарха, формируется и используется общегосударственный денежный фонд, который берется правительством под строгий контроль. Финансы становятся с этого момента выразителями денежных отношений, а решающим источником доходов государства начинают выступать налоги, займы и т.п.

В эпоху государственно-монополистического капитализма (XVIII-XIX вв) расширяется сфера перераспределительных отношений через государственный бюджет. Это централизует финансирование различных мероприятий.

Таким образом, финансы становятся основным рычагом воздействия государства на общественное производство.

Особенность экономической системы после 1917 г. состояла в усилении централизации финансовых ресурсов в руках государства, жесткой регламентации хозяйствующих субъектов в использовании финансовых ресурсов и т.п.

В XX в. Произошли радикальные изменения уже существующей финансовой системы, этому способствовала политическая обстановка и законы экономики в стране.

XXI в. выявил несовершенность финансовой системы. Это выражается в наличии рисков, отсутствии абсолютных ликвидных активов.

 

1.4. Финансы региональных органов власти

 

Финансы региональных органов власти, являясь составной частью государственных финансов, с одной стороны, и региональных финансов — с другой, представляют собой денежные отношения регионального органа власти с хозяйствующими субъектами, населением и иными уровнями власти.

У финансов региональных органов власти существуют две функции: формирование денежных фондов регионального органа власти и использование этих фондов региональным органом власти для выполнения возложенных на него задач.

Так же, финансы региональных органов власти играют определенную роль в экономике – это регулирующая и контрольная роль. Эту роль финансы региональных органов власти играют благодаря наличию у властей денежных фондов.

Звеньями региональных органов власти являются: бюджет; целевые бюджетные фонды; внебюджетные фонды региональных органов власти, бюджетных учреждений и организаций; финансы муницыпальных предприятий.

Особенностью звеньев финансов региональных органов власти является относительно обособленная система управления каждым звеном.

 

1.5. Региональный бюджет

 

Региональный бюджет — это фонд денежных средств, образуемый и исполняемый по расходам на основе регионального закона о бюджете.

Принципы построения регионального бюджета не отличаются от принципов построения государственного. Также принципы построения бюджета субъекта федерации не отличаются от принципов построения бюджета местного органа власти.

Информация о работе Финансовая система региона