Финансовая система региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Теоретические аспекты финансовой системы региона . Практические аспекты финансовой системы региона

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы региона
1.1. Сущность понятия «финансовая система»…………………………….5
1.2. Структура финансовой системы региона……………………….……..6
1.3. Исторический характер финансов……………………………………...8
1.4. Финансы региональных органов власти……………………………….9
1.5. Региональный бюджет.…………………………………………….…..10
1.6. Доходы бюджета……………………………………………………….12
1.7. Расходы бюджета………………………………………………………14
Глава 2. Практические аспекты финансовой системы региона
2.1. Анализ состояния доходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики…………………………………………………...16
2.2. Анализ состояния расходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики…………………………………………………...18
2.3. Приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2012г.……………………………… ………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемых источников……………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Всего основных принципов организации бюджета любого уровня шесть: гласности, единообразия, полноты, единства, осторожности и достоверности.

Совокупность действий, обеспечивающих функционирование денежных фондов органов власти, представляет собой бюджетный процесс. В целом, бюджетный процесс включает в себя следующие стадии: составление проекта бюджета, утверждение бюджета, исполнение бюджета по доходам, исполнение бюджета по расходам, контроль за исполнением закона о бюджете.

Недопустима ситуация, когда один и тот же орган власти и разрабатывает бюджет, и исполняет его, и контролирует соответственно себя же.

Региональный бюджет принимается депутатским корпусом в виде закона данной территории.

В РФ сложилась ситуация, когда региональный бюджет представляет собой незначительный по объемам (10—15 страниц машинописного текста) документ, перечисляющий ключевые моменты аккумуляции и расходования бюджетных средств. Причем не всегда бюджетные показатели сбалансированы, более того, принимаются бюджеты с невыясненными источниками финансирования дефицита бюджета.

Крайне редко в составе текста закона о бюджете упоминаются внебюджетные фонды, ограничения на заимствования или бартер, очередность распределения средств, ответственность, и практически нигде особо не выделяются финансы муниципальных предприятий. Из такого документа невозможно получить представление о масштабах предстоящей органу власти работы.

Порядок принятия регионального бюджета:

На первом этапе Министерство финансов РФ доводит до сведения финансовых органов субъектов федерации основные макроэкономические параметры и методику расчета бюджета. В то же время комитет по экономике администрации субъекта готовит собственные расчеты по региональной экономике. Финансовый орган, руководствуясь указаниями Минфина РФ и комитета по экономике, доводит до сведения финансовых органов муниципалитетов порядок подготовки проекта бюджета и принимает от собственных бюджетных учреждений заявки на финансирование в следующем году.

На втором этапе подготовленный финансовым управлением проект бюджета попадает на рассмотрение в администрацию субъекта федерации, после чего проект бюджета согласовывается с Министерством финансов РФ. Практически параллельно идет процесс согласования финансовым органом субъекта федерации параметров местных бюджетов. Только после согласования бюджета субъекта федерации  финансовый орган может окончательно согласовать бюджеты муниципалитетов.

Далее проект бюджета передается в законодательный орган власти, который утверждает закон о бюджете.

Продекларированная законодательством независимость органов власти в бюджетной сфере приводит к тому, что депутаты могут принять бюджет в ином виде, нежели он был согласован с вышестоящим финансовым органом. Тем не менее, вышестоящий финансовый орган будет нести ответственность только в рамках согласованных параметров, например доли отчислений от федеральных налогов или суммы дотаций, а региональное финансовое управление, пытаясь выполнить решение местных депутатов, будет придерживаться своих установок.

Такое раздвоение служит в будущем причиной негативных последствий, особенно когда в условиях острого дефицита орган власти неэффективно расходует бюджетные средства.

 

1.6. Доходы бюджета

 

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Доходная часть бюджета состоит доходов и средств, привлеченных на определенных условиях, для покрытия дефицита бюджета.

Налоговые доходы бюджета региона можно классифицировать как собственные и закрепленные. К закрепленным относятся налоги и сборы, утверждаемые и вводимые иным уровнем власти. В РФ, например, применительно к закрепленным за муниципалитетами налогам можно отнести федеральные (например, налог на прибыль, НДС, подоходный налог с физических лиц) и региональные (например, налог на имущество юридических лиц) налоги. К собственным налогам муниципалитета относятся местные налоги и сборы. К собственным налогам субъекта федерации относятся региональные налоги и сборы.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных регионом, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Источниками погашения дефицита бюджета являются трансферты, заемные средства и внутренние ресурсы. Трансферты — это прямые выплаты из бюджета не связанные напрямую с его трудом.

Под трансфертами мы понимаем дотации, субсидии и субвенции. Дотация — это денежные средства, не имеющие целевого назначения; субсидия — средства, имеющие целевое назначение; субвенция — средства на финансирование части совместного проекта. Еще одна категория, которая должна быть в составе трансфертов, — это политические трансферты, предоставление которых обусловлено только политическими причинами.

По большому счету к трансфертам следовало бы отнести еще и отчисления от регулирующих налогов, поскольку это средства федерального бюджета, оставляемые регионам. Но, с другой стороны, эти отчисления характеризуются безвозвратностью и, за исключением отдельных политических уступок, безвозмездностью. Поэтому данные отчисления традиционно учитываются в составе доходов, однако необходимо постоянно иметь в виду временный характер их структуры и размеров.

В РФ региональный бюджет отличается от федерального бюджета отсутствием ответственного за формирование его доходной части. Государственная налоговая служба только контролирует налогоплательщиков регионального бюджета относительно правильности начисления и уплаты ими налогов в региональный бюджет. Что касается стопроцентного, как запланировано в утвержденном бюджете, поступления налогов, то такой задачи перед налоговыми органами никогда не ставилось.

В этой связи актуальным является формирование региональной налоговой службы, которая взяла бы на себя от разных служб учет плательщиков в бюджет. Муниципалитет может ввести местный налог, при этом сбор налога, контроль над правильностью его начисления и своевременностью его уплаты остается за местными властями.

В соответствии с принципами построения бюджета все доходы органа власти и его подразделений должны поступать в бюджет и отражаться в отчетности.

Так же существует консолидированный бюджет, который представляет собой суммирование бюджетов субъекта федерации и его местных органов власти. Он существует исключительно в статистических целях.

 

1.7. Расходы бюджета

 

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.

Расходы регионального бюджета – это денежные средства, направленные из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта РФ.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).

Текущие расходы бюджета региона — это часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Капитальные расходы бюджета региона — это часть расходов бюджета, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности региона. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной сис¬темы физическим и юридическим лицам.

Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам.

В соответствии со статьей 86 БК РФ исключительно из региональных бюджетов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на: содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов Федерации; реализацию региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов Федерации; осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации; содержание и развитие предприятий, учреждений т организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации; оказание финансовой помощи местным бюджетам; прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

Глава 2. Практические аспекты финансовой системы региона

 

2.1. Анализ состояния доходной части консолидированного бюджета Удмуртской Республики

 

Доходная база бюджета Удмуртской республики на 2011 год составляет почти 29 990 491,4 тыс. рублей. Самыми крупными налогами, которые формируют доходы бюджета Удмуртии, по-прежнему остаются налог на прибыль организаций и НДФЛ. Поступление налога на прибыль организаций в 2011 году прогнозируется в сумме 8,3 млрд руб. с учетом изменения налогового законодательства: увеличение тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды с 26% до 34 %; освобождение  от налогообложения энергоэффективного оборудования; предоставление налоговых льгот для организаций осуществляющих инвестиции в системы здравоохранения и образования; предоставление  налоговых льгот для инновационных компаний. Доходы по НДФЛ прогнозируются в сумме 7,6 млрд руб.

К прочим доходным источникам относятся также поступление акцизов по подакцизным товарам (на алкогольную продукцию и нефтепродукты) — 3,6 млрд руб. Мы ожидаем, что в результате индексации ставок акцизов в наступающем году бюджет дополнительно получит  около 450 млн руб. Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, прогнозируется в сумме 822,7 млн руб., налог на имущество организаций — 2,3 млрд руб., транспортный налог — 597,5 млн руб. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, планируются в сумме 149,8 млн руб., платежи при пользовании природными ресурсами — 105,2 млн руб.

На 2012 год доходы  прогнозируются в сумме 30 121 755 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы 25 223 398 тыс. рублей, безвозмездные поступления 4 898 357,0 тыс. рублей.

На 2013 год  доходы  прогнозируются в сумме 30 837 019,3  тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы 26 834 692 тыс. рублей, безвозмездные поступления  4 002 327,3 тыс. руб.

Безвозмездные поступления в бюджет Удмуртской Республики  на 2011 год прогнозируются в объеме 6 532 423,4 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета в сумме 6 532 423,4 тыс. рублей, на 2012 год прогнозируются в объеме 4 898 357,0 тыс. рублей, на 2013 год  в объеме 4 002 327,3 тыс. рублей.

По фактическим данным Управления федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике во все уровни бюджетной системы и внебюджетные фонды в январе 2011 года поступило 5  млрд. 795 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 4 млрд. 442 млн. рублей, в бюджет Удмуртской Республики – 924 млн. рублей, в местные бюджеты – 412 млн. рублей.

Доходы бюджета Удмуртской Республики за январь 2011 года определились в сумме 1 млрд. 615 млн. 246 тыс. рублей. Динамика поступления доходов в 2011 году по сравнению с предыдущим 2010 годом характеризуется увеличением поступлений на 6 млн. 14 тыс. рублей, или на 0,4%.

Собственные доходы бюджета республики определены в размере 986 млн. 132 тыс. рублей, что составляет 4,2% годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2010 годом собственные доходы бюджета республики увеличились более чем в 7 раз.

В разрезе отдельных налогов исполнение годовых бюджетных назначений характеризуется следующим образом:

-на 2,1% исполнен план поступления налога на прибыль организаций, в сравнении с предыдущим 2010 годом поступление налога на прибыль увеличилось на 30,6%;

-на 6,1% исполнен план по налогу на доходы физических лиц, поступление налога увеличилось на 13,1% к уровню 2010 года;

-на 24,6% меньше, чем в предыдущем 2010 году, в бюджет Удмуртской Республики получено акцизных платежей, годовой план по акцизам за январь исполнен на 7,5%;

-на 32,9% уменьшилось по сравнению с предыдущим годом поступление налогов на совокупный доход;

-на 37,3% меньше в сравнении с предыдущим годом получено налога на имущество организаций;

-на 19,2% больше, чем в предыдущем году, получено транспортного налога, годовые бюджетные назначения по налогу исполнены на 2,7%;

-на 10,6% исполнен план поступления доходов от использования имущества, находящегося в госсобственности, получено 15 млн. 851 тыс. рублей, что на 16,9% больше, чем в 2010 году.

Безвозмездные перечисления в бюджет республики в январе 2011 года определились в сумме 629 млн. 115 тыс. рублей, из них: дотаций 239 млн. 31 тыс. рублей, субсидий 54 млн. 789 тыс. рублей, субвенций 517 млн. 861 тыс. рублей. В январе текущего года в бюджет республики получены доходы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, которые не были использованы по состоянию на 01.01.2011г., в сумме 76 млн. 630 тыс. рублей. Кроме того, из бюджета Удмуртской Республики произведен возврат указанных средств в сумме 291 млн. 524 тыс. рублей.

Информация о работе Финансовая система региона