Система финансов
Нидерланды
Нидерланды — государство, состоящее
из западноевропейской части и островов
Бонайре Синт-Эстатиус и Саба в Карибском
море (называемых также Карибскими Нидерландами).
В Западной
Европе территория омывается Северным
морем и граничит с Германией
и Бельгией.
Вместе
с островами Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен,
имеющими особый статус, Нидерланды составляют
государство Короле́вство
Нидерла́ндов.
Отношения
между членами королевства регулируются Хартией Королевства
Нидерландов, принятой
в 1954 году.
Флаг
Нидерландов
Девиз: «Je Maintiendra i» (рус. Я выстою)
Герб Нидерландов
Королева
Беатрикс
Вильгельмина Армгард
Форма правления
- Конституционная
монархия
Премьер-министр
Марк
Рютте
Официальной столицей
государства, согласно конституции
Нидерландов, является Амстердам, где
монарх приносит присягу на верность
Конституции.
Однако, фактической
столицей является Гаага, где расположены
парламент и правительство, а
также большинство посольств
иностранных государств.
Другие важные города:
Роттердам — самый
большой порт страны и один из крупнейших
портов мира,
Утрехт — центр
железнодорожной системы страны
и Эйндховен — центр электроники
и высоких технологий.
Нидерланды делятся
на 12 провинций, провинции делятся
на городские и сельские общины.
В составе Нидерландов также
находятся три особые общины в
Карибском море: Бонайре, Саба и Синт-Эстатиус.
Провинции имеют
выборный орган самоуправления —
Провинциальные Штаты, избираемые на четыре
года.
Во главе Провинциальных
Штатов стоит королевский комиссар.
Жители общин избирают на четыре года
Совет. Его исполнительный орган —
коллегия бургомистра и муниципальных
советников, возглавляемая бургомистром,
который назначается королёвой.
Также от провинций
избираются члены Первой палаты Генеральных
Штатов.
Административное
деление
- Финансовый год совпадает с календарным
- Каждые четыре года Нидерландское бюро анализа экономической политики (Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis) составляет несколько вариантов прогнозов развития национальной экономики.
- Коалиционное соглашение, позволяющее правительству проводить свою политику, основывается на наиболее осторожном, сценарии развития событий.
Основные принципы бюджетной политики
- Существует четкое разделение между правительственными расходами и доходами. Как следствие, любые изменения в уровне налогообложения или социального обеспечения не могут повлиять на общий уровень государственных расходов.
- Максимальный уровень расходов бюджета (потолок расходов) устанавливается на каждый год срока полномочий правительства. Правительство формирует специальные резервы расходов, которые используются в том случае, когда экономическое развитие страны требует больших ассигнований, чем это предполагалось в момент установления лимитов.
- Решения о направлении расходования средств (основанных на Плане экономического развития) принимаются в марте или апреле, в то время как решения по доходам принимаются в августе (основаны на Макроэкономическом прогнозе).
- Министерства обязаны придерживаться правил бюджетной дисциплины с целью удержания расходов бюджета под необходимым контролем. Основное правило состоит в полной личной ответственности министров за разрешение любых проблем бюджета в сфере их полномочий.
Правительство
принимает решения по доходной и расходной
частям в определенный день, известный
как день принятия решений.
- Существуют специальные указания, которые определяют направления деятельности правительства в ситуации бюджетного профицита или дефицита.
- В соответствии с Маастрихтскими соглашениями определяются абсолютные пределы, которые дефицит государственного бюджета не может превышать ни при каких обстоятельствах.
- В третий вторник сентября министр финансов представляет от имени кабинета в Нижнюю палату Парламента проект бюджета и Бюджетный меморандум.
- В проекте бюджета перечисляются источники доходов и направления расходовании средств по всем министерствам и ведомствам.
- Бюджетный меморандум состоит из пояснительных записок к бюджету, прогнозов развития национальной и мировой экономики. Он также обязательно включает в себя планы расходования средств, прямо затрагивающих государственный сектор, например финансирование деятельности центрального правительства, программ социального обеспечения.
Бюджет
- средство достижения компромисса
- Сводный проект бюджета состоит из бюджетов министерств и ведомств. Эти бюджеты тщательно готовятся и обязательно утверждаются всеми членами кабинета, особенно при определении основных направлений финансирования и источников средств.
- Правительство приходит к ряду внутренних соглашений необходимых для того, чтобы в будущем все процессы так или иначе связанные с бюджетом проистекали бы должным образом.
- Эти соглашения и составляют основу правительственной бюджетной политики.
- Коалиционное соглашение устанавливает объем государственных расходов, полномочия правительства по изменению налогообложения и социальных выплат и, как следствие, параметры бюджета.
- Перед подписанием подобного документа партии, вместе формирующие правящую коалицию, нуждаются в прогнозах экономического развития на несколько следующих лет.
- Подготавливает эти материалы Бюро анализа экономической политики.
Важно отметить, что каждое правительство в своей деятельности
опирается на документ, известный как
коалиционное соглашение , в котором обозначены
основные планы и мероприятия на следующие
четыре года.
- Бюро анализа экономической политики составляет среднесрочные экономические обзоры специально для подготовки коалиционного соглашения и проектов бюджета.
- Бюро составляет осторожный сценарий , на основании которого правительство рассчитывает основные параметры бюджета на несколько лет.
Нидерландское бюро анализа экономической
политики
- Обзор содержит прогнозы средних темпов экономического роста на следующий четырехлетний период, на основании которых бюро рассчитывает размер бюджета, наиболее приемлемого в данный временной интервал при данных условиях.
- Бюро анализа экономической политики также составляет экономические прогнозы непосредственно для нужд правительства при разработке проекта бюджета.
- Весной каждого года бюро публикует План экономического развития , который используется при составлении Рамочного послания и Весеннего финансового отчета.
- Рамочное послание - это письмо, направляемое министром финансов всем членам кабинета в марте каждого года. В нем содержатся задания для министерств, оценки приемлемых бюджетов. Данное послание и документы, используемые при его написании, составляют основу бюджета на следующий год.
- Весенний финансовый отчет - это меморандум, высылаемый министром финансов в Парламент в мае каждого года и содержащий оценочные данные по правительственным доходам и расходам на текущий год.
- В сентябре бюро публикует Макроэкономический прогноз - документ, предшествующий правительственному Бюджетному меморандуму.
- Являясь членом Экономического и монетарного союза (EMU), Нидерланды обязаны соблюдать ряд правил Пакта о стабильности и росте.
- Это документ, в котором страны-участники обязуются сводить свои бюджеты к бездефицитному, а желательно, к профицитному уровню. Со страны, нарушившей эти требования, взимаются большие штрафы
Работа в правительстве
- Требования EMU являются безусловными ограничителями бюджетной политики государства.
- В соответствии с ними дефицит бюджета, ни при каких обстоятельствах, не может превышать 3% ВВП, а государственный долг - 60% ВВП, в противном случае, он должен быть чрезвычайно быстро снижен до требуемого уровня.
- Требования EMU относятся ко всему государственному сектору в целом. Другими словами, они могут быть применены не только к центральному правительству, но и к фондам социального обеспечения, местным органам власти всех уровней.
- Бюджет представляет собой совокупность бюджетов министерств и ведомств на будущий год.
- В целях недопущения перерасхода средств, правительство заблаговременно устанавливает обязательные для соблюдения лимиты расходов (лимиты охватывают чистые расходы)
- Ограничение состоит из трех отдельных планок:
для бюджета правительства как такового;
для системы социального обеспечения и рынка труда;
для сектора здравоохранения.
Расходная часть
- В то же время, отнюдь не все государственные расходы попадают под действие лимитов. В частности это относится к внебюджетным фондам (например, Фонд развития экономической инфраструктуры).
- С одной стороны, создание такого фонда защищает направляемые средства от возможного секвестирования, а с другой - позволяет расходовать ресурсы на конкретные проекты, необходимые для развития экономики.
- Подобные фонды также имеют потолок расходов, который не может превышать объем средств, находящихся в их фактическом распоряжении.
- Наполняются такие фонды из различных источников, включающие, в том числе, доходы от продажи природного газа и прочей государственной собственности.
- Партнеры по правящей коалиции фиксируют лимиты расходов в начале срока своих полномочий. Размеры лимитов определяются на основании коалиционного соглашения и не могут быть изменены в течение нахождения данного правительства у власти.
- В ситуации, когда фактические расходы могут превысить установленный предел, правительство не имеет права изменять его. Средства могут быть изысканы за счет экономии в других областях или за счет непредвиденных доходов.
- Основной источник доходов правительства - это налоги и взносы по социальному страхованию. В то же время правительство зарабатывает деньги и на прочих взносах и пошлинах, а также на продаже природного газа.
- В соответствии бюджетной политикой правительства уровень доходов не должен никоим образом влиять на уровень расходов. Если правительство расходует слишком много, то оно обязано сокращать финансирование по каким-либо статьям.
Доходная
часть
- Для сохранения стабильности бюджетного процесса правительство рассматривает приоритетные направления расходования средств только один раз в году. Фактически в этот день происходит выбор проектов для скорейшего осуществления, исходя из имеющихся ограничений в виде макроэкономических прогнозов, лимитов расходов, проблем, требующих немедленного решения.