Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы и действующего законодательства, комплексно исследовать теорию финансов, рассмотреть вопросы сущности и функции финансов. Анализ функций и особенностей финансов необходим для понимания вопросов о необходимости финансовой системы и ее структуры. Немаловажной целью исследования также будет рассмотрение вопросов управления финансами.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:
а) Определение сущности и этапы развития финансов;
б) Анализ функции финансов;
в) Определение финансовой системы и ее структуры;
г) Изучение органов управления финансами.

Оглавление

Введение
1. Понятие финансов
1.1 Сущность и понятие финансов
1.2 Этапы развития финансов
1.3 Функции финансов
2. Финансовая система государства
2.1 Сущность и понятие финансовой системы
2.2 Структура финансовой системы
3. Управление финансами
3.1 Сущность и органы управления финансами
3.2 Планирование и контроль как элементы управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 49.55 Кб (Скачать)

 

3.2 Планирование и контроль как  элементы управления

Объектом  финансового планирования является финансовая деятельность субъектов  хозяйствования и государства, а  итоговым результатом - составление  финансовых планов, начиная от сметы  отдельного учреждения до сводного финансового  баланса государства. В каждом плане  определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем.

Субъекты  управления используют в каждой сфере  и каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. Вместе с  тем, им присущи и единые приемы и  способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное  управление, контроль.

Планирование  занимает важное место в системе  управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние  своих финансов, выявляет возможности  увеличения финансовых ресурсов, направления  их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая  в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения  максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения  финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к  маневрированию финансовыми ресурсами  с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач  и т. п.

Контроль  как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет  сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования. Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ.

Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный  подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических  законов; результаты экономического анализа  не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы  управления финансами; рациональное сочетание  экономических и административных методов управления.

Управление  финансами в условиях становления  и развития рыночной экономики требует  усиления научного обоснования управленческих решений по финансам, реализации ныне слабо используемых методов, например, метода маневрирования финансовыми  ресурсами как элемента одной  из функций управления - регулирования, методов формирования финансового  рынка.

За  соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы  РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность  несет Государственный таможенный комитет РФ.

Каждое  звено финансовой системы имеет  свой аппарат оперативного управления.

Управление  финансами отраслей народного хозяйства  производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств  и ведомств.

Управление  финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий.

Вывод: Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное  Собрание и две его палаты - Государственную  Думу и Совет Федерации.

Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации  и его органы на местах.

Управление  финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе используя  разнообразные стимулы и санкции.

 

 

Заключение

Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении  и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Рассмотрение  наиболее важных сущностных характеристик  категории финансов позволяет следующим  образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства".

В курсовой работе мною были рассмотрены  функции финансов, а именно: распределительная  и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Сущность финансов проявляется в их функциях. Под  функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.

Также были рассмотрены вопросы о финансовой системе, подводя итог можно сказать  следующее.

Сущность  финансовой системы определяется характером распределительных и перераспределительных отношений по поводу движения стоимости финансовых ресурсов, с одной стороны, и природой государственной власти, с другой стороны, для содержания которой необходимо обязательное взимание финансовых ресурсов с помощью налоговых и неналоговых методов аккумуляции для финансирования расходов, связанных с выполнением государственной властью обязательств перед обществом. Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и сообразно задействованной модели экономики в значительной мере определяется ею.

Финансовая  система - это совокупность разнообразных  видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора  экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и  населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а  также для удовлетворения экономических  и социальных потребностей.

В основу построения финансовой системы  положены три основополагающих элемента:

1) функциональное назначение,;

2) территориальность;

3) единство финансовой системы.

Вопросы управления финансами до сих пор  остаются открытыми, но проанализировав  современную систему управления, можно сделать некоторые выводы.

В качестве объектов управления финансами  выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное  Собрание и две его палаты - Государственную  Думу и Совет Федерации.

Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации  и его органы на местах.

Управление  финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе используя  разнообразные стимулы и санкции.

 

Список  литературы

1. Большаков С.В. Финансовая политика  и финансовое регулирование экономики  переходного периода. //Финансы 2007

2. Казанская А.Ю. Финансы и кредит Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах). Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007

3. Климович В.П. Финансы, денежное  обращение и кредит. М.: ФОРУМ:  ИНФРА-М, 2006

4. Литовченко В.П., Соловьёв В.И.  Финансы и кредит. Часть 1. Государственные  финансы./Под редакцией В.П. Литовченко. - М.: Национальный институт "Высшая школа управления", 2006. - 197 с

5. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. -- 2-е изд. -- М.: ИНФРА-М, 2004. 543 6. Нешитой А.С. О состоянии экономики и финансов Российской Федерации // Финансовый менеджмент. 2006. № 4

7. Финансы и кредит. Под ред. Ковалевой  А.М. М.: Финансы и статистика, 2005. -- 512 с.

8. Финансы и кредит. Краткий курс  лекций. Журавлева Н.В. М.: Экзамен, 2005. -- 104 с. (Серия «Курс лекций»)

9. Финансы и кредит. Шевчук В.А., Шевчук Д.А. М.: РИОР, 2006. -- 288 с. 

10. Финансы. / Учебное пособие под  ред. Ковалева В.В., М., ТК Велби. 2006

11. Финансы. Конспект лекций. Ермасова Н.Б. М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. -- 169 с.

12. Финансы. Конспект лекций. Котельникова  Е.А. М.: Эксмо, 2008. -- 160 с

13. Финансы. Под ред. А.М. Ковалевой, 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. -- 384 с.

14. Финансы: учеб. -2-е изд., перераб. И доп./под ред. В. В. Ковалева.--М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.--610 с.

15. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ


Информация о работе Финансовая система государства