Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы и действующего законодательства, комплексно исследовать теорию финансов, рассмотреть вопросы сущности и функции финансов. Анализ функций и особенностей финансов необходим для понимания вопросов о необходимости финансовой системы и ее структуры. Немаловажной целью исследования также будет рассмотрение вопросов управления финансами.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:
а) Определение сущности и этапы развития финансов;
б) Анализ функции финансов;
в) Определение финансовой системы и ее структуры;
г) Изучение органов управления финансами.

Оглавление

Введение
1. Понятие финансов
1.1 Сущность и понятие финансов
1.2 Этапы развития финансов
1.3 Функции финансов
2. Финансовая система государства
2.1 Сущность и понятие финансовой системы
2.2 Структура финансовой системы
3. Управление финансами
3.1 Сущность и органы управления финансами
3.2 Планирование и контроль как элементы управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 49.55 Кб (Скачать)

 

1.2 Этапы развития финансов

Каковы  предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого  имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая  предпосылка. Именно в Центральной  Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились  монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое  главное - произошло отторжение главы  государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств бюджет, которым глава  государства не мог единолично пользоваться.

Вторая  предпосылка. Формирование и использование  бюджета стало носить системный  характер, т.е. возникли системы государственных  доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным  закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета  практически не изменялись в течение  многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее  направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические  режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете  Англии 1,05%, Франции - 2,01, Пруссии - 3,9, России - 2,7% общего объема государственных  расходов Интересен и тот факт, что практически до сих пор  неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран  в различные периоды.

Третья  предпосылка. Налоги в денежной форме  приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства  формировались главным образом  за счет натуральных податей и  трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений  стало возможным распределение  созданного продукта в стоимостном  выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений  в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы  экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют  ярко выраженное специфическое общественное назначение -формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем - и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый  этап неразвитая форма финансов, которой  был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные  цели и практически не оказывала  воздействия на экономику. Кроме  того, этому этапу свойственна  узость финансовой системы, так как  она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений  было ограничено. Все они были связаны  с формированием и использованием бюджета.

По  мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость  в новых общегосударственных  фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений  по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития второй этап. Это обусловлено  многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Вывод: Рассмотрение наиболее важных сущностных характеристик категории финансов позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства".

 

 

1.3 Функции финансов

Если  говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они  выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует  в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая  финансовая операция означает распределение  общественного продукта и национального  дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников материального производства. Они  делятся на две группы:

а) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального  производства;

б) доходы предприятий сферы материального  производства.

Однако  первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных  для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения  обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение  или перераспределение национального  дохода, связанное:

- с межотраслевым и территориальным  перераспределением средств в  интересах наиболее эффективного  и рационального использования  доходов и накоплений предприятий  и организаций;

- наличие наряду с непроизводственной  сферой, в которой национальный  доход не создается (просвещение,  здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, управление);

- перераспределением доходов между  различными социальными группами  населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции  его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между  материальными и финансовыми  ресурсами и, прежде всего между  размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом  и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах  структурной перестройки народного  хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев  населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, отраслями материального  производства, отдельными регионами  страны, формами собственности и  социальными группами населения.

Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых  с помощью финансов, состоит в  развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев  населения. При этом роль финансов подчинена  задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов  предприятий и организаций в  улучшении финансово-хозяйственной  деятельности, достижении наилучших  результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов  и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная  функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения  финансовый контроль направлен на обеспечение  финансового развития общественного  и частного производства, ускорение  научно-технического прогресса, всемерное  улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных  богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной  функции финансов, общество знает  о том, как складываются пропорции  в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна  из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также  взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также  через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой  службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной  частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления  контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно  меняются.

Распределительная и контрольная функции - это две  стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и  тесном взаимодействии финансы могут  проявить себя в качестве категории  стоимостного распределения.

Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Вывод: В курсовой работе мною были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.

 

 

2. Финансовая система

2.1 Сущность и понятие финансовой  системы

Понятие «финансовая система» является развитием  более общего понятия «финансы». Финансы выражают экономические  общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения  проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие лишь ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают  материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию - выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Сущность  финансовой системы определяется характером распределительных и перераспределительных отношений по поводу движения стоимости финансовых ресурсов, с одной стороны, и природой государственной власти, с другой стороны, для содержания которой необходимо обязательное взимание финансовых ресурсов с помощью налоговых и неналоговых методов аккумуляции для финансирования расходов, связанных с выполнением государственной властью обязательств перед обществом. Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и сообразно задействованной модели экономики в значительной мере определяется ею.

Финансовые  системы некоторых государств могут  отличаться по своей структуре, но все  они имеют общий признак: разнообразные  фонды финансовых ресурсов, которые  отличаются по методам мобилизации  и их использованию, однако тесно  связаны между собой и имеют  прямое и обратное влияние на экономические  и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование  фондов финансовых ресурсов в разрезе  отдельных звеньев финансовой системы государства. Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым ее элементом, но эта самостоятельность относительна. Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Информация о работе Финансовая система государства