Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы и действующего законодательства, комплексно исследовать теорию финансов, рассмотреть вопросы сущности и функции финансов. Анализ функций и особенностей финансов необходим для понимания вопросов о необходимости финансовой системы и ее структуры. Немаловажной целью исследования также будет рассмотрение вопросов управления финансами.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:
а) Определение сущности и этапы развития финансов;
б) Анализ функции финансов;
в) Определение финансовой системы и ее структуры;
г) Изучение органов управления финансами.

Оглавление

Введение
1. Понятие финансов
1.1 Сущность и понятие финансов
1.2 Этапы развития финансов
1.3 Функции финансов
2. Финансовая система государства
2.1 Сущность и понятие финансовой системы
2.2 Структура финансовой системы
3. Управление финансами
3.1 Сущность и органы управления финансами
3.2 Планирование и контроль как элементы управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 49.55 Кб (Скачать)

Анализ  закономерностей развития финансов в разных условиях общественного  воспроизводства свидетельствует  о наличии общих признаков  в их содержании, что обусловлено  сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий, как отмечалось выше, выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства  как субъекта этих отношений. В отличие  от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и др., финансы органически  связаны с функционированием  государства. Однако наличие у всех финансовых отношений общих признаков  не исключают определенных различий между ними.

Формирование  развитой системы фондов - свойство современной экономики. Фонды в  российской и мировой экономике - явление многовариантное. Существуют фонды государственные и негосударственные, бюджетные и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные  и местные, отраслевые, межотраслевые  и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные и т. д. Ряд фондов находится в составе федерального бюджета; их размеры, источники наполнения и направления расходования утверждаются вместе с принятием самого бюджета - это целевые бюджетные фонды, фонды межбюджетного регулирования и т. д. Хотя эти фонды входят в состав бюджета, их деятельность подчиняется особым правилам. Наряду с бюджетными существуют и довольно бурно развиваются многочисленные внебюджетные фонды - государственные социально-страховые, негосударственные страховые, отраслевые, территориальные и т. д. Несмотря на многообразие таких фондов, им присущи общие черты как особой форме финансов общественного сектора.

В основу построения финансовой системы  положены три основополагающих элемента:

1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - это один из методов страховой защиты в случае недостаточных возможностей создания резервных фондов для граждан с целью самострахования от безработицы, старости, инвалидности. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнения обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;

2) территориальность, проявляющаяся в том, что каждая область, республика имеет соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;

3) единство финансовой системы, которое предопределяется единой экономической и политической основой государства, обусловливающей единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, имеющие единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых базовых законодательных и нормативных актов.

Вывод: Сущность финансовой системы определяется характером распределительных и перераспределительных отношений по поводу движения стоимости финансовых ресурсов, с одной стороны, и природой государственной власти, с другой стороны, для содержания которой необходимо обязательное взимание финансовых ресурсов с помощью налоговых и неналоговых методов аккумуляции для финансирования расходов, связанных с выполнением государственной властью обязательств перед обществом. Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и сообразно задействованной модели экономики в значительной мере определяется ею.

Финансовая  система - это совокупность разнообразных  видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора  экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и  населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а  также для удовлетворения экономических  и социальных потребностей.

 

2.2 Структура финансовой системы

Финансовая  система как форма организации  денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование  финансовых ресурсов соответственно:

- у хозяйствующих субъектов;

- у населения;

- у государства и органов местного  самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования  финансовых ресурсов; каждая из них  имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие  различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:

а) финансы организаций (хозяйствующих  субъектов);

б) публичные финансы (государственные  и муниципальные финансы);

в) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).

Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Каждое  звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, его различные стадии и фазы. Финансы  государства, которые представляют собой централизованные фонды денежных средств, находящиеся в его распоряжении (федеральный бюджет, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных  образований, стабилизационный фонд) играют важную роль в производственно-техническом  и социальном развитии страны. Государство  оказывает влияние на монетарную политику, уровень инфляции, основные пропорции общественного производства, стадии распределения финансовых ресурсов между секторами экономики, территориями, отраслями, а также на параметры экономических, инвестиционных и социальных процессов в стране. При этом социальное страхование, осуществляемое посредством внебюджетных фондов, обеспечивает защиту личных интересов граждан в случае наступления инвалидности, старости, временной нетрудоспособности. Государственный кредит влияет на страховую систему, так как государство может быть как заемщиком, так и кредитором страховых организаций. Государство также может выступать гарантом финансовой устойчивости страховых организаций.

Финансы предприятий непосредственно участвуют  в процессе воспроизводства за счет формирования первичных доходов  и накоплений. Процесс расширенного воспроизводства на многих предприятиях осуществляется не только за счет собственных  средств, но и за счет использования  кредитов банков, страховых компаний и привлечения финансовых средств  на рынке ценных бумаг. При этом страхование  транспортных, имущественных, финансовых и промышленных рисков коммерческих организаций, общественных организаций  и фондов обеспечивает непрерывность  и стабильность экономических процессов, а также их финансовую устойчивость.

Вывод: В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:

1) функциональное назначение,;

2) территориальность;

3) единство финансовой системы.

Каждое  звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, его различные стадии и фазы. Финансы  государства, которые представляют собой централизованные фонды денежных средств, находящиеся в его распоряжении (федеральный бюджет, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных  образований, стабилизационный фонд) играют важную роль в производственно-техническом  и социальном развитии страны.

 

 

3. Управление финансами

3.1 Сущность и органы управления  финансами

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен  на достижение определенных целей, поэтому  он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию  некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.

В качестве объектов управления финансами  выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.

К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:

- формирование и поддержание конкурентной  среды в экономике и ограничение монополизации рынка;

- государственное регулирование  цен естественных монополистов;

- защита контрактных отношений  между субъектами рынка, обеспечивающая  стабильное функционирование расчетно-платежных  отношений в финансовой сфере;

- проведение эффективной таможенной  политики;

- содействие развитию страхового  дела и страхования предпринимательских  рисков;

- содействие развитию рынка капитала.

Наряду  с косвенными методами регулирования  финансов государство использует и  методы прямого административного  воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

- лицензирования предпринимательской  деятельности, установления квот  на производство некоторых товаров,  установления предельных цен  по ограниченной номенклатуре  товаров и услуг;

- финансового дотирования и субсидирования  производства и реализации отдельных  видов товаров и услуг;

- применения государственной монополии  и акцизного налогообложения  на отдельные виды товаров;

- проведения системы мер социальных  гарантий и финансовой защиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;

- установления льгот по Налогам  и различным Платежам в бюджет  и внебюджетные фонды для конкретных  налогоплательщиков;

- применения финансовых санкций  в отношении нарушителей финансовой  дисциплины.

Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное  Собрание и две его палаты - Государственную  Думу и Совет Федерации.

В их задачи входит:

а) рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;

б) рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;

в) установление предельного размера  государственного внутреннего и  внешнего долга.

Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации  и его органы на местах.

Министерство  финансов организует и обеспечивает:

- разработку и реализацию стратегических  направлений финансовой политики;

- составление проекта и исполнение  федерального бюджета;

- разработку предложений по совершенствованию  налоговой политики и налоговой  системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка  ценных бумаг;

- осуществляет выпуск государственных  внутренних и внешних займов;

- осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;

- разрабатывает методологическое  обеспечение финансовой отчетности  в стране;

- финансирует сферы деятельности.

Управление  финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе используя  разнообразные стимулы и санкции.

В управлении финансами выделяются объекты  и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные  виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные  структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы  предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные  финансы. Им соответствуют следующие  субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Общая структура органов управления финансами приведена в приложении Б.

Вывод: В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

Информация о работе Финансовая система государства