Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы и действующего законодательства, комплексно исследовать теорию финансов, рассмотреть вопросы сущности и функции финансов. Анализ функций и особенностей финансов необходим для понимания вопросов о необходимости финансовой системы и ее структуры. Немаловажной целью исследования также будет рассмотрение вопросов управления финансами.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:
а) Определение сущности и этапы развития финансов;
б) Анализ функции финансов;
в) Определение финансовой системы и ее структуры;
г) Изучение органов управления финансами.
Введение
1. Понятие финансов
1.1 Сущность и понятие финансов
1.2 Этапы развития финансов
1.3 Функции финансов
2. Финансовая система государства
2.1 Сущность и понятие финансовой системы
2.2 Структура финансовой системы
3. Управление финансами
3.1 Сущность и органы управления финансами
3.2 Планирование и контроль как элементы управления
Заключение
Список литературы
Анализ
закономерностей развития финансов
в разных условиях общественного
воспроизводства
Формирование
развитой системы фондов - свойство
современной экономики. Фонды в
российской и мировой экономике
- явление многовариантное. Существуют
фонды государственные и
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:
1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - это один из методов страховой защиты в случае недостаточных возможностей создания резервных фондов для граждан с целью самострахования от безработицы, старости, инвалидности. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнения обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;
2) территориальность, проявляющаяся в том, что каждая область, республика имеет соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;
3) единство финансовой системы, которое предопределяется единой экономической и политической основой государства, обусловливающей единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, имеющие единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых базовых законодательных и нормативных актов.
Вывод: Сущность финансовой системы определяется характером распределительных и перераспределительных отношений по поводу движения стоимости финансовых ресурсов, с одной стороны, и природой государственной власти, с другой стороны, для содержания которой необходимо обязательное взимание финансовых ресурсов с помощью налоговых и неналоговых методов аккумуляции для финансирования расходов, связанных с выполнением государственной властью обязательств перед обществом. Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и сообразно задействованной модели экономики в значительной мере определяется ею.
Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
2.2 Структура финансовой системы
Финансовая
система как форма организации
денежных отношений может быть подразделена
на три взаимосвязанные
- у хозяйствующих субъектов;
- у населения;
-
у государства и органов
В
каждой из выделенных подсистем используются
специфические формы и методы
образования и использования
финансовых ресурсов; каждая из них
имеет собственное
Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:
а) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);
б) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);
в) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.
Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, его различные стадии и фазы. Финансы государства, которые представляют собой централизованные фонды денежных средств, находящиеся в его распоряжении (федеральный бюджет, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных образований, стабилизационный фонд) играют важную роль в производственно-техническом и социальном развитии страны. Государство оказывает влияние на монетарную политику, уровень инфляции, основные пропорции общественного производства, стадии распределения финансовых ресурсов между секторами экономики, территориями, отраслями, а также на параметры экономических, инвестиционных и социальных процессов в стране. При этом социальное страхование, осуществляемое посредством внебюджетных фондов, обеспечивает защиту личных интересов граждан в случае наступления инвалидности, старости, временной нетрудоспособности. Государственный кредит влияет на страховую систему, так как государство может быть как заемщиком, так и кредитором страховых организаций. Государство также может выступать гарантом финансовой устойчивости страховых организаций.
Финансы
предприятий непосредственно
Вывод: В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:
1) функциональное назначение,;
2) территориальность;
3) единство финансовой системы.
Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, его различные стадии и фазы. Финансы государства, которые представляют собой централизованные фонды денежных средств, находящиеся в его распоряжении (федеральный бюджет, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных образований, стабилизационный фонд) играют важную роль в производственно-техническом и социальном развитии страны.
3. Управление финансами
3.1 Сущность и органы управления финансами
Процесс
перераспределения финансовых ресурсов
между различными субъектами финансовой
системы и внутри них всегда направлен
на достижение определенных целей, поэтому
он не может осуществляться стихийно
и соответственно предполагает организацию
некоторой схемы управления. Существуют
разные определения термина «
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.
Взаимоотношения
государства в области
К
косвенным методам
-
формирование и поддержание
- государственное регулирование цен естественных монополистов;
-
защита контрактных отношений
между субъектами рынка,
-
проведение эффективной
-
содействие развитию
-
содействие развитию рынка
Наряду
с косвенными методами регулирования
финансов государство использует и
методы прямого административного
воздействия на финансовую деятельность
хозяйствующих субъектов
-
лицензирования
-
финансового дотирования и
-
применения государственной
-
проведения системы мер
-
установления льгот по Налогам
и различным Платежам в бюджет
и внебюджетные фонды для
-
применения финансовых санкций
в отношении нарушителей
Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.
В их задачи входит:
а) рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
б) рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
в) установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.
Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.
Министерство финансов организует и обеспечивает:
-
разработку и реализацию
-
составление проекта и
-
разработку предложений по
-
осуществляет выпуск
- осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
-
разрабатывает
-
финансирует сферы
Управление
финансами осуществляется специальным
аппаратом с помощью особых приемов
и методов, в том числе используя
разнообразные стимулы и
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Общая структура органов управления финансами приведена в приложении Б.
Вывод: В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.