Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение финансовой системы Германии. Для этого рассматриваются все звенья финансовой системы.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать финансовую систему Германии.
2) Рассмотреть понятие финансовой системы государства.
3) Сделать сравнительный анализ финансовых систем России и Германии.
4) Пути совершенствования финансовой системы Германии.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие финансовой системы государства…………………….………...……5
1.2 Тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике………...11
Глава 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
2.1 Характеристика финансовой системы Германии……………………...……..16
2.2 Доходы и расходы федерального бюджета Германии………….………..….21
2.3 Банковская система Германии………………………......………………….…28
2.4 Сравнительная характеристика финансовой системы России и Германии………………………………………………………………………………..….32
Глава 3 Пути СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
3.1Пути увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов…………………………….……………………………………………….…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......………..….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………………………….…41
За счет бюджета обеспечиваются в первую очередь финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. На центральное правительство возлагаются все военные расходы, расходы на внешние отношения, основная часть социальных расходов, а так же расходов на субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование отдельных отраслей, регионов, науки. В структуре расходов на социальные цели они с учетом социальных фондов достигают 46-48%
Таблица 2.2- Расходы федерального бюджета Германии в 2003-2008гг.
Вид расходов | Расходы федерального бюджета, млн евро | |||||
2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | |
Социальное обеспечение | ||||||
Услуги пенсионного страхования | 23054 | 27567 | 29600 | 21780 | 20936 | 20696 |
Рынок рабочей силы | 3617 | 3560 | 3428 | 2286 | 3362 | 3354 |
Услуги для семьи | 3617 | 3560 | 3468 | 3386 | 3362 | 3354 |
Дотация на аренду жилья | 2791 | 1859 | 850 | 770 | 750 | 730 |
Премия за строительство жилья | 612 | 500 | 521 | 525 | 436 | 442 |
Услуги жертвам войны | 3650 | 3395 | 3032 | 2783 | 2559 | 2352 |
Возмещение, компенсация ущерба | 533 | 571 | 296 | 278 | 263 | 249 |
Сельскохозяйственная социальная политика | 4022 | 3778 | 3677 | 3794 | 3848 | 3901 |
Оборона | ||||||
Военные расходы | 24472 | 24061 | 23900 | 24000 | 24700 | 24700 |
Дальнейшие оборонные расходы | 122 | 126 | 118 | 114 | 110 | 109 |
Защита потребителей, питание и сельское хозяйство | ||||||
Программа «Улучшение аграрной структуры и охрана окружающей среды побережья» | 743 | 729 | 685 | 680 | 680 | 680 |
Прочие
мероприятия в области |
485 | 459 | 466 | 457 | 476 | 481 |
Стимулирование экономики | ||||||
Энергия | 2803 | 2473 | 2051 | 1987 | 2336 | 2311 |
Прочее секторальное стимулирование технологии | 491 | 534 | 498 | 460 | 410 | 396 |
Региональное экономическое стимулирование | 4678 | 1008 | 873 | 818 | 738 | 698 |
Гарантии и другие мероприятия | 1386 | 2180 | 1880 | 1860 | 1950 | 1851 |
Транспорт | ||||||
Федеральные железные дороги | 10780 | 10218 | 9520 | 9497 | 9241 | 8437 |
Федеральные автострады | 5572 | 5787 | 5522 | 5117 | 5279 | 5335 |
Федеральные водные пути | 1565 | 1505 | 1549 | 1476 | 1501 | 1507 |
Улучшение транспортного сообщения в общинах | 1721 | 1677 | 1667 | 1667 | 1667 | 1667 |
Прочие мероприятия | 750 | 1376 | 1288 | 1427 | 1425 | 1416 |
Строительное дело | ||||||
Жилье и городское строительство | 1758 | 1975 | 1747 | 1593 | 1358 | 1094 |
Перенос местонахождения парламента | 496 | 351 | 171 | 149 | 90 | 57 |
Исследования, образование и наука, культура | ||||||
Наука, исследования и развитие | 6329 | 6622 | 6694 | 6785 | 6893 | 6991 |
Высшие учебные заведения | 1392 | 1115 | 1097 | 1230 | 1295 | 1275 |
Стимулирование образования, молодых научных кадров | 1268 | 1307 | 1333 | 1330 | 1334 | 1338 |
Профессиональное образование и иные сферы образования | 457 | 1497 | 1165 | 1416 | 1128 | 661 |
Охрана окружающей среды, спорт | 655 | 602 | 625 | 614 | 590 | 581 |
Внутренняя безопасность, иммиграция | 3262 | 3390 | 3442 | 3452 | 3449 | 3954 |
Экономическое сотрудничество и развитие | 3675 | 3721 | 3726 | 3808 | 3885 | 3954 |
Общее финансовое хозяйство | ||||||
Процентные расходы | 36911 | 37708 | 39728 | 39845 | 42661 | 45606 |
Услуги снабжения | 13721 | 13725 | 14271 | 14324 | 14496 | 14702 |
Государственное имущество | 2268 | 2255 | - | - | 193 | 680 |
Правопреемство дел учреждения опеки | 441 | 426 | 386 | 361 | 314 | 273 |
Прочие расходы | 7394 | 8182 | 8164 | 8195 | 8182 | 8275 |
Итого | 256699 | 260109 | 249838 | 253639 | 257137 | 260014 |
Вывод: Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес имеют расходы на социальное обеспечение, процентные расходы, на оборону, транспорт. Это говорит о социальной направленности бюджета Германии.
К расходам федеральных властей Германии относятся оборона, социальная сфера, почта, телекоммуникации, транспорт, а так же определенная доля расходов на образование и здравоохранение. Основная доля расходов на образование приходится на бюджеты земель.
В течении последних лет не удается снизить государственный долг до уровня, не превышающего 60% ВВП, как предусмотрено Маастихстскими соглашениями. Государственный долг бюджетов всех уровней в 2003 г. достиг 1331,5 млрд евро( в том числе федеральный долг – 760,5 млрд евро, то есть 57% совокупного долга) . На каждого жителя приходится более 15 тысяч евро государственного долга. Среди федеральных земель выделяется Северный Рейн-Вестфалия, чей долг приблизился к 117 млрд евро.2
Вывод: Формирование бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенные налогов в два раза. Преобладание прямых налогов говорит о высокой степени справедливости распределения доходов в обществе.По части расходов можно сказать, что бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. В Германии бюджет имеет социальную направленность. Основная доля расходов идет на социальное обеспечение. На втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие. Бюджет направлен на обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны, поддержку стратегических и инновационных отраслей.
2.3 Банковская система Германии
В Германии после войны была создана двухуровневая банковская система, где на верхнем уровне находится центральный банк страны - Немецкий федеральный банк, а на втором - коммерческие, или кредитные, банки, а также специализированные кредитные учреждения.
Немецкий федеральный банк (Дойне Бундесбанк) является преемником центрального банка Германии - Рейхсбанка.
После капитуляции Германии в 1945 г. в советской зоне оккупации все отделения Рейхсбанка были закрыты, в то время как в западных зонах они продолжали свою деятельность. В феврале 1948 г. на их базе был создан Банк немецких земель, а в 1957 г. произошли его слияние с центральными банками земель и образование Немецкого федерального банка.
Немецкий федеральный банк
I уровень
Специализированные кредитные учреждения
Коммерческие банки
II уровень
Коммерцбанк
Немецкий банк
Дрезденбанк
Рис. 2.3 Банковская система Германии
В соответствии с законом о Немецком федеральном банке (1957 г. и в новой редакции 1992 г.) он является независимым от правительства. Однако с учетом выполнения поставленных перед ним задач он обязан оказывать поддержку правительству в области общей экономической политики.
Бундесбанк выполняет следующие важные народнохозяйственные функции:
1. Эмиссионного центра страны, т.е. осуществляет эмиссию банкнот в обращение.
2. Валютного центра страны.
3. "Кассира правительства", т.е. Бундесбанк проводит через текущие счета правительства исполнение федерального бюджета.
4. "Банка банков".
5. Расчетного центра страны.
6. Субъекта денежно-кредитного регулирования экономики страны.
С этой целью используются следующие инструменты регулирования: