Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Оглавление

1. Введение в сущность финансовой политики....................................................3


2. Директивный и регулирующий механизмы финансовой

политики.................................................................................................................5


3. Задачи и цели финансовой политики...............................................................7


4. Типы финансовой политики.............................................................................9


5. Актуальные аспекты финансовой политики развивающихся стран......................................................................................................................15


6. Страны с рыночной экономикой: финансовая политика

на крупномасштабное движение капитала.......................................................20


7. Пример влияния финансовой политики на состояние

налоговой системы в Великобритании...........................................................37


8. Использованная литература.........................................................................45

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

В Великобритании исторически  сложилась шедулярная система построения подоходного налога, предусматривающая деление доходов на части (шедулы) в зависимости от источника их происхождения (например, рента, проценты по ценным бумагам, заработная плата и т. д.). Каждая из частей затем облагается особым порядком, вплоть до применения самостоятельных ставок. На сегодняшний день действуют 6 шедул, причем некоторые из них имеют еще и внутреннюю градацию доходов.

Подоходный налог удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот. При этом он подразделяется на заработанный и инвестиционный (незаработанный). Удержание подоходного налога с заработной платы и жалований производится по способу взимания PAYE (дословно: "плати при получении"). Главный принцип обложения этого способа, введенного в 1944 г. на кумулятивной основе, заключается в том, что сумма налога, начисленного на определенный момент, определяется размером заработанного дохода к этому моменту. При этом налог удерживается до выплаты дохода получателю, что исключает утайку величины дохода. При способе PAYE отпадает необходимость заполнения налоговой декларации для лиц наемного труда, живущих на поступления только от заработной платы или жалованья. В остальных случаях налогообложение доходов производится на основе декларации, предъявляемой самими налогоплательщиками в установленные законом сроки.

Современная организация  британского подоходного налогообложения  в решающей степени сложилась  благодаря реформам 1965 и 1973 гг. До 1965 г. подоходный налог в Великобритании платили как физические, так и юридические лица, в том числе корпорации. С введением же самостоятельного налога на прибыль корпораций сфера действия подоходного налога сузилась до личных доходов граждан, включая, разумеется, тех, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью или выступает партнером делового товарищества. Еще более серьезные изменения в подоходное налогообложение были внесены реформой 1973 г., в результате которой заработанный и инвестиционный доходы стали облагаться по единой шкале ставок. Это не только упростило технику взимания налога, но и коренным образом изменило назначение шедул, которые в настоящее время служат для начисления скидок и льгот. Британским налоговым законодательством довольно жестко фиксируется не только отнесение конкретных скидок и льгот на конкретный вид дохода, но и сама последовательность их начисления. В первую очередь учитываются скидки, связанные с делением дохода на заработанный и инвестиционный, затем из налогооблагаемой базы вычитаются разрешенные ежегодные расходы (прежде всего на уплату процентов по различным обязательствам). На заключительном этапе расчета начисляются персональные скидки и льготы, которые зависят от житейской ситуации конкретного плательщика (число работающих членов семьи, количество детей, иждивенцев и т. д.). Наиболее универсальными и потому наиболее важными из них являются личная скидка, право на которую имеют все налогоплательщики независимо от источника дохода, и дополнительная семейная скидка, засчитываемая, как правило, при обложении главы семьи. Размеры личной и семейной скидок автоматически пересматриваются каждый финансовый год с учетом роста индекса розничных цен (в то же время парламент но предложению правительства имеет право замораживать размеры скидок в связи с особыми экономическими обстоятельствами).

Шкала ставок подоходною налога, построенного по принципу прогрессии, периодически корректируется.

В настоящее время  действует три ставки подоходного  налога. Это льготная пониженная ставка в 20%, базовая ставка в 25%, повышенная ставка в 40% для крупных доходов.

Как уже отмечалось, на протяжении длительного периода  британские компании были обязаны уплачивать с прибыли подоходный налог, по существу, на общих основаниях, имел право  лишь на ряд специфических скидок. В 1965 г. в Великобритании появился самостоятельный налог на прибыль корпораций (НПК). В основу его взимания первоначально были положены два принципа: во-первых, уплата налога производится по единым ставкам со всей прибыли (как нераспределяемой, так и распределяемой в форме дивидендов) — т. н. "классическая" система начисления, и, во-вторых, введение новой шедулы в подоходный налог с граждан, позволяющей компаниям вычитать суммы этого налога, начисленные с дивидендов, и перечислять их в бюджет от имени получателей.

Работа с новым налогом показала, что принятая схема его расчета, по существу, узаконила двойное налогообложение распределяемой части прибыли. В апреле 1973 г. в Великобритании перешли к иной системе взимания НПК, известной в западной финансовой практике как система условного начисления. Компании по-прежнему обязаны платить налог с нераспределяемой и распределяемой частей прибыли. Однако теперь при выплате дивидендов они должны ежеквартально перечислять авансированный налог на прибыль, который относится на счет индивидуального получателя (т. е. условно начисляется каждому акционеру по действующей базовой ставке подоходного налога). Этот авансовый платеж затем дает акционеру право на соответствующий вычет при расчете подоходного налога. В свою очередь, при уплате компанией НПК по итогам финансового года суммы авансированного налога засчитываются при определении налоговых обязательств по полученной прибыли. Такой подход к налогообложению позволяет устранить практику двойного налогообложения и одновременно сохранить самостоятельный налог на прибыль, действующий параллельно с подоходным налогом.

В отличие от базовых  принципов условного начисления другие элементы взимания НПК периодически обновлялись. В 1984 - 1986 гг. в Великобритании была осуществлена масштабная реформа этого налога, вобравшая два взаимосвязанных компонента: изменение ставок обложения и упорядочение разрешенных скидок и льгот. Основная ставка налога на прибыль была поэтапно снижена с 52% до 35%. В настоящее время она доведена до 33% — это меньше, чем в большинстве других развитых стран. В отношении мелких компаний используется ставка в 25%, причем критерием льготного обложения выступает здесь не размер компании (число занятых или объем товарооборота), а законодательно установленный порог налогооблагаемой прибыли.

Одновременно в ходе реформы были несколько ограничены возможности получения скидок и  льгот, связанных с практикой  ускоренной амортизации. С 1986 г. в Великобритании применяется единая инвестиционная скидка на приобретение машин и оборудования в 25%. При вложениях в производственные здания и сельскохозяйственные сооружения размер скидки определен в 4%. Самый же льготный режим применяется в отношении расходов на научные исследования, которые разрешается полностью вычитать из налогооблагаемой прибыли. Особняком в системе прямых налогов Великобритании стоит налогообложение нефтедобывающих компаний, которые занимаются эксплуатацией месторождений минерального топлива в шельфе Северного моря. Оно не является стабильным источником дохода для государства в долгосрочном плане: ограниченность запасов и уже начавшееся падение объемов добычи в конечном итоге сведут бюджетный вклад энергетического сектора к минимуму. Это подтверждается и теми изменениями, которые претерпела система налогообложения нефтедобывающих предприятий за последние годы. В период 1975—1983 гг. она строилась на использовании сразу четырех инструментов: лицензии за разработку недр (т. н. "роялти"); налога с нефтяных доходов; дополнительного нефтяного сбора, впоследствии замененного на авансированный налог с нефтяных доходов; общего налога на прибыль корпораций. В 1983 г. лицензии на разработку новых месторождений были отменены (они продолжают действовать только в отношении месторождений, открытых до 1 апреля 1982 г., составляя 12,5% от стоимости отгруженной продукции), а авансированный налог с нефтяных доходов поэтапно упразднен. Таким образом, на сегодняшний день основным прямым налогом, взимаемым непосредственно с нефтедобывающих компаний в Великобритании, является налог с нефтяных доходов. Он уплачивается (вопреки своему названию) с прибыли, полученной от эксплуатации конкретного месторождения, за вычетом разрешенных скидок и льгот.

В число других прямых налогов, действующих в Великобритании, входят также налог на прирост  капитала и налог с наследств.

Фискальное значение этих платежей крайне незначительно: в  настоящее время суммарно на их долю приходится менее 2% налоговых доходов  бюджета.

Косвенные налоги. Среди  косвенных налогов центральное  место занимает налог на добавленную  стоимость (НДС). Он был введен в апреле 1973 г. вместо других платежей: налога с продаж и селективного налога на занятость. Появление НДС стало прямым следствием вступления Великобритании в Европейское экономическое сообщество, ее стремления подключиться к процессу региональной налоговой гармонизации (большинство других развитых стран на континенте к этому времени успешно внедрили этот налог в практику). В настоящее время с его помощью формируется примерно 17% доходной части государственного бюджета страны и по своему фискальному значению он уступает только подоходному налогу. В поступлениях от группы косвенных налогов доля НДС превышает 50%.

Базой обложения НДС  выступает стоимость, добавленная  на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг (т. е. разница  между выручкой и стоимостью закупок у поставщиков). В цену товара входит сумма НДС, внесенная на всех стадиях его продвижения к потребителю, который и становится конечным плательщиком этого налога. На стадии добавления стоимости субъектом налога выступают предприниматели, чей товарооборот превышает определенный предел (этот предел устанавливается в момент принятия бюджета и периодически пересматривается с учетом роста цен). В этом случае они обязаны зарегистрироваться в Управлении таможенных пошлин и акцизов, после чего им присваивается специальный индивидуальный номер для использования во всей документации и отчетности по НДС.

 

В Великобритании принята  двухъярусная система ставок НДС. Согласно действующему законодательству все  товары и услуги делятся на две  категории: облагаемые поставки и необлагаемые. Первая из этих категорий затем дополнительно подразделяется на поставки, которые облагаются по стандартной ставке налога, и те, которые подлежат обложению по т. н. "нулевой ставке". Избежание НДС путем применения нулевой ставки и путем непосредственного освобождения не тождественны. В первом случае плательщик не берег НДС с покупателя и одновременно получает возмещение той части налога, которая была уплачена поставщиком. Во втором же случае предприниматель не только не берет НДС с покупателя, но и лишается возможности получить возврат налога, уплаченного поставщиком на стадии добавления стоимости.

Стандартная ставка НДС  в Великобритании установлена на уровне 17,5%.* В круг товаров и услуг, к которым применяется нулевая ставка, входят: экспортные поставки и ряд продовольственных товаров, печатная продукция, строительство новых жилых домов, тарифы общественного транспорта, детская одежда и обувь, медикаменты по рецептам и ряд других позиций. Освобождению от НДС подлежат земля (включая рентные платежи) и большинство зданий, страхование, почтовые и финансовые услуги, лотереи и азартные игры, похоронные услуги, а также здравоохранение и образование.

Второе по значению место  в группе косвенных налогов занимают акцизы. Они скрыты в цене. и нет (в отличие, скажем, от НДС) законодательных норм, требующих раскрывать сумму начисленного налога в каждом конкретном случае его использования. Круг главных подакцизных товаров по традиции включает горючее, спиртные напитки и табачные изделия. При этом акциз на горючее и спиртное является специфическим: он взимается в твердых суммах с единицы измерения товара, в данном случае — с литра конкретного вида продукции. Акциз на табак устанавливается в определенном проценте к цене товара. В число других акцизов, действующих на территории Великобритании, входят акциз на азартные игры и акциз на автотранспорт.

Помимо НДС и акцизов  в Великобритании взимается и  ряд других косвенных налогов. На ряд операций с недвижимостью  и ценными бумагами налагается гербовый сбор. Элементом системы косвенного налогообложения в Великобритании выступают также таможенные пошлины. Они взимаются в соответствии с единым таможенным тарифом, принятым в рамках Европейского союза. Большая часть поступлений от них перечисляется в общий бюджет ЕС, а национальные налоговые органы получают, по существу, только возмещение административных расходов по сбору.

 

 

 

 

 

 

 

8.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

    1. В.Папава "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы экономики, N 11, 2003.
    2. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический журнал, N 11-12, 1992, N1, 2008.
    3. С.Холланд "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики, N 1, 2002.
    4. В.Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭи-МО, N 10-11, 2005.
    5. Заставенко, Райзберг "Государственные программы и рынок", Экономист, N 3, 2009.
    6. И.П.Мерзляков "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1, 2003.
    7. Е.Чувилин, В.Дмитриева "Плановая политика и контроль цен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 2000.
    8. К.Макконнелл, С.Брю "Экономикс", Таллинн, 2001.
    9. В.Максимова, А.Шишов "Рыночная экономика. Учебник", Москва, СОМИНТЕК, 2008.
    10. ООН, Женева. Обзор мирового экономического положения, 2005.
    11. Wirtschaft und Statistik (Statisches Bundesami, 2005), №1 (January).
    12. Bank for International Setilemeiiis, Iritcrnalional Banking and Financial Market Developments, February 2002.
    13. Deulsche Bundesbank. Monthly Report, January 2003.
    14. Bank of England. Quarterly Bulletin 2000.
    15. Bеning Uwe. Exzellent fьhren. Rudolf Haufe Verlag. Freiburg i. Br., 2001.

1 С.Холланд "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики, N 1, 2005 г.

2 Заставенко, Райзберг "Государственные программы и рынок", Экономист, N 3, 2001 г.

3 World Economic Outlook, may 1993, pp. 44-49: Обзор мирового экономического положения, 2001, р. 466-467.

4 Nippon Uinko Ueppou, Bank of Japan, April 2000. - Данные Банка Японии, Balance of Payments Monthly

5 Bank for International Settlements, 62nd Annual Report, Basel, 15 June 2002, p. 93 ** Bank of England Quarterly Bulletin, vol. 32, №4 (November 1992), p. 409-411

Информация о работе Финансовая политика