Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Оглавление

1. Введение в сущность финансовой политики....................................................3


2. Директивный и регулирующий механизмы финансовой

политики.................................................................................................................5


3. Задачи и цели финансовой политики...............................................................7


4. Типы финансовой политики.............................................................................9


5. Актуальные аспекты финансовой политики развивающихся стран......................................................................................................................15


6. Страны с рыночной экономикой: финансовая политика

на крупномасштабное движение капитала.......................................................20


7. Пример влияния финансовой политики на состояние

налоговой системы в Великобритании...........................................................37


8. Использованная литература.........................................................................45

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

 

Создание новых и  высоколиквидных финансовых рынков в Европе было вызвано рядом факторов. Одни из них связаны с разрегулированием финансовой сферы и ростом числа новых организационных форм осуществления сбережений. Другие же были связаны с упразднение механизмов контроля валютных операций, в частности, трансграничных потоков капитала.

Вместе взятые эти  изменения стимулировали значительную диверсификацию финансовых активов. Инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании и другие институциональные инвесторы с середины 80-х годов неизменно повышают в своих активах долю иностранных ценных бумаг в национальных валютах. Например, в 1990 году фондами и другими учреждениями Соединенного Королевства 20 процентов их активов было вложено за границей, по сравнению с 6 процентами в 1980 году.

Эта международная диверсификация явилась одним из основных источников быстрого расширения международных потоков капитала в регионе. Во Франции, Германии и Италии доля трансграничных операций с облигациями и акциями увеличилась соответственно с 8.0, 7.5 и 1.0 процента от объема ВВП в 1980 году до 53.0, 57.5 и 27.0 процентов в 1990 году.* И в Соединенном Королевстве объем таких операций резко возрос — с 367.5 процента от объема ВВП в 1985 году до 690 процентов в 1990 году, препятствуя росту операций по текущим счетам .5

Бум в области трансграничных инвестиций вызвал резкое увеличение объема торговли валютами. Для защиты зарубежных активов от риска изменения валютных курсов институциональные инвесторы покупают и продают валюты, в которых выражены их активы, на рынках сделок на срок с иностранной валютой. Действительно, европейские рынки стали столь интегрированными, что их можно назвать почти единым европейским финансовым рынком, где операции совершаются в ряде национальных валют. Резкое повышение объема движения капитала между различными частями рынка привело к тому, что немецкая марка стала второй по объему совершаемых в ней торговых операций валютой мира, обогнав иену. Более того, лишь за три года с 1989 по 1992 год объем международных операций по торговле валютой в Лондоне, крупнейшем валютном центре мира, возрос на 60 процентов. Торговля на европейских валютных рынках стала также отличаться от торговли в других мировых центрах операций с иностранной валютой растущим числом различных валют, являющихся объектом торговли.

Например, в 1992 году на операции не в долларах США приходилось 24 процента от общего чистого оборота средств в Лондоне, по сравнению с 4 процентами в 1986 году.

В прошлом году на токийском  рынке доля операций не в долларах США составляла лишь 10 процентов.

В период с 1987 года по середину 1992 года структура потоков капитала в рамках Европейского сообщества во все большей степени определялась верой в то, что курсы, установленные в рамках МВК центральными банками, останутся неизменными. Таким образом, за последние несколько лет наряду с государственными облигациями Германии производились значительные международные закупки облигаций Франции, Италии, Португалии, Испании и Соединенного Королевства. По этим ценным бумагам выплачивался более высокий процент, чем по немецким облигациям, и они выглядели весьма привлекательными на международном рынке, поскольку инвесторы предполагали наличие незначительного риска снижения курса валют этих ценных бумаг по отношению к марке. С течением времени разница по сравнению с немецкими облигациями уменьшилась, а иностранные инвесторы продолжали приобретать облигации других стран; то есть считалось, что риск снижения курса уменьшается. Разница в ставках процента также явилась причиной значительных трансграничных потоков банковских средств. В целом приток иностранного капитала в страны с относительно более высокими ставками процента в Европе значительно превысил объем дефицита их балансов по текущим операциям. Разница покрывалась за счет оттока частного национального капитала, страховых операций на срок и увеличения валютных резервов.

Временно процесс диверсификации активов охватил почти все страны ЕС в связи с ростом замещаемости финансовых активов, выражавшихся во все большем числе валют. Одним из особенно ярких примеров служила Италия после либерализации ею режима обмена валют и установления узкого диапазона колебаний курсов ее валюты в рамках МВК по примеру Франции, Нидерландов и других стран. Эти меры привели к весьма значительному увеличению валового притока капитала в Италию и валового оттока средств из нее и значительному чистому притоку капитала в страну. Даже в 1990 году, когда было произведено сокращение диапазона колебаний валютных курсов, общий валовой объем капиталооборота превысил 800 трлн. лир, что было на одну треть больше валового объема оборота средств по текущим операциям, по сравнению с 530 трлн. лир в 1989 году. Чистый приток капитала составил 32,5 трлн. лир по сравнению с 24 трлн. лир в предшествующем году.

Тенденции, описанные  выше, в основном сохранялись до мая 1992 года. Однако, начиная с июня, растущие сомнения в отношении прочности существующей структуры валютных курсов в Европе привели к радикальным изменениям в области движения капитала, по мере того как в Германию из Италии, Соединенного Королевства и других стран, валюты которых не относятся к числу основных в рамках МВК, хлынул беспрецедентный объем средств. Кульминационным моментом этой лихорадки явился валютный кризис в сентябре 1992 года, хотя напряженные ситуации на европейских валютных рынках неоднократно возникали вновь даже в течение значительной части 1993 года.

 

Движение средств осуществлялось через весьма значительное число различных финансовых каналов. Например, объем международных банковских кредитов, который с начала 1991 года ежеквартально возрастают на 20 млрд долл. США, в третьем квартале 1992 года возрос сразу на 130 млрд долл. США. Эти средства поступали главным образом из банковских систем Франции, Италии, Испании и Соединенного Королевства и направлялись преимущественно в Германию, а также в Японию и Соединенные Штаты. В основном, это движение средств было вызвано продажей слабых валют в сентябре. Кроме того, производились значительная продажа облигаций, выраженных в валютах, курс которых мог снизиться, и закупка немецких ценных бумаг за пределами банковского сектора. Действительно, в сентябре 1992 года нерезидентами было приобретено немецких облигаций на 34 млрд. немецких марок по сравнению со среднемесячным показателем в размере 2 млрд. немецких марок в первой половине 1992 года.

Правительства европейских  стран пытались уменьшить давление на валютный курс, вызванное притоком частного капитала за счет государственных интервенций, стремились сбить спекуляцию. Валютные интервенции были весьма значительными. За четыре месяца в период по сентябрь 1992 года продажи немецкой марки центральными банками стран Европы были эквивалентны по своему объему сумме более 160 млрд. долл. США. Почти во всех случаях марка обменивалась на другие европейские валюты. Лишь в сентябре Бундесбанк потратил почти 93 млрд. немецких марок. Хотя с конца сентября по некоторым продажам были произведены обратные закупки в целом за 1992 год интервенция Бундесбанка от имени МВК превысила 59 млрд. немецких марок, по сравнению с предыдущим максимальным показателем в 18 млрд. немецких марок, зарегистрированным в 1987 году. Разумеется, в конечном итоге, это перемещение капитала не предотвратило корректировку валютных курсов.

Основной урок кризиса  МВК, как представляется, заключается  в том, что центральные банки  стран Европы обладают менее ограниченным, чем считалось, потенциалом для  сопротивления рынку.

После снятия последних  политических барьеров для свободного движения капитала в Европе резервы  центральных банков стали практически  незначительными по сравнению с  объемом средств, который может  оборачиваться в рамках системы. Потеря доверия частного сектора к государственной кредитно-денежной и валютной политике всегда угрожала и зачастую предопределяла валютные кризисы. Сегодня пределы для ошибки при взятии обязательств в области политики по поддержанию установленного валютного паритета гораздо меньше, чем когда-либо ранее. Центральные банки не имеют в таких случаях иного выбора, чем следовать политике, которая находит доверие на рынке.

Передача (вывоз) финансовых ресурсов в развивающиеся страны. В международных финансовых кругах считается чуть ли не аксиомой идея, что для большинства развивающихся стран чистая передача ресурсов должна быть положительной, т. е. должен происходить чистый приток иностранных ресурсов, поскольку в этом случае с помощью этих ресурсов можно будет финансировать больший объем расходов, чем это можно сделать на основе одного лишь внутреннего дохода.

Все PC в 1992 году абсорбировали  около 52 млрд. долларов, причем на азиатские PC пришлось около 40 млрд. долларов, значительная часть которых на Западную Азию, особенно Кувейт и Саудовскую Аравию, где резко возросли расходы, связанные с ведением войны в Персидском заливе и восстановлением Кувейта после окончания войны. Однако эта чистая передача ресурсов отличалась от чистой передачи ресурсов, полученных регионом в целом в течение последних 10 лет, только своим объемом. Большую часть переданных ресурсов получили основные страны-экспортеры нефти, при этом значительный объем средств был поглощен в ходе войны между Ираком и Исламской Республикой Иран. Основные страны-экспортеры нефти из этого региона составляют также большинство в группе стран, которая в течение многих лет обозначается в "Обзоре мирового экономического положения" как группа "экспортеров энергоресурсов с активным платежным балансом. Так они были названы потому, что в 70-е годы эти страны, располагая значительными поступлениями от продажи своей нефти, предоставляли остальным странам мира на чистой основе внушительные объемы ресурсов. Эта ситуация, как отмечалось выше, изменилась в 80-е годы. Другая группа стран называлась группой "Экспортеров энергоресурсов с дефицитом платежного баланса". Эти страны, к числу которых относились Алжир, Венесуэла, Мексика и Нигерия, потребляли значительный объем международных финансовых ресурсов в 70-е годы. Несмотря на внушительные размеры их нефтяного сектора, потребность этих стран во внутренних капиталовложениях и прочих видах расходов была настолько велика, что они привлекали иностранный капитал на чистой основе. Настало тяжелое время 80-х годов, когда снизились мировые цены на нефть, разразился кризис задолженности и иссяк приток иностранного капитала, что сопровождалось возникновением непогашенной задолженности, которую необходимо было обслуживать. Странам пришлось тогда сокращать импорт до тех пор, пока не возникал активный торговый баланс, с тем чтобы передавать иностранным кредиторам вырученную иностранную валюту. Таким образом, если экспортеры энергоресурсов с "активным" платежным балансом находились в дефиците с точки зрения чистой передачи ресурсов в 80-е годы, то страны-дебиторы с 'дефицитом" платежного баланса имели активное сальдо передачи ресурсов. В 1992 году, впервые за последние 10 лет, страны с дефицитом платежного баланса вновь стали чистыми получателями внешних ресурсов.

Однако не все страны-экспортеры энергоресурсов стали чистыми получателями передаваемых международных ресурсов. В частности, Алжир, Нигерия и другие африканские страны-экспортеры нефти по-прежнему осуществляют чистую передачу ресурсов за границу, и отток ресурсов начался также из Египта в связи с принятием этой страной мер по сокращению дефицита своего торгового баланса в рамках проводимой программы структурной перестройки. Более того, Африка была в 1992 году единственным географическим регионом развивающихся стран, где наблюдалась отрицательная передача ресурсов. В менее крупных странах, расположенных к югу от Сахары, по крайней мере вновь, как и в 1990 и 1991 годах, наблюдался в целом скромный приток ресурсов, составивший около 10 млрд. долл. США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Пример влияния  финансовой политики на состояние налоговой системы в Великобритании

 

 

В Великобритании государственный  бюджет состоит из двух частей: Консолидированного фонда и Национального фонда  займов. Доходная часть Консолидированного фонда на 95% формируется за счет налогов, которые подразделяются на прямые и косвенные. За сбор прямых налогов отвечает Управление внутренних доходов, а основных косвенных налогов — Управление таможенных пошлин и акцизов. Акциз на средства автотранспорта находится в компетенции министерства транспорта. Местные органы власти отвечают за получение местных налогов и сборов.

Изменения в системе  налогообложения, как правило, происходят на стадии принятия проекта бюджета  и обнародуются после одобрения  правительством в бюджетной речи канцлера казначейства (министра финансов).

Оформленные в пакет  специальных резолюций, они затем  составляют основу финансового билля, который поступает на обсуждение в парламент. Пересмотр налогов  может происходить также через  принятие внебюджетных законодательных  актов или использование т. н. "регулятора", позволяющего правительству без санкций парламента изменять ставки налога на добавленную стоимость в пределах 25%, а главных акцизов — в пределах 10%.

Прямые налоги. Подоходный налог был впервые введен в  Великобритании в январе 1799 г. в целях  финансирования войны против Наполеона.

По завершении военных  действий в 1815 г. он был упразднен, а  все архивы, касающиеся его сбора, уничтожены. Однако уже в 1842 г. подоходный налог появился вновь, на этот раз  как составная часть, пожалуй, самой первой стране целенаправленной реформы налогообложения. С тех пор он не просто сохранился до наших дней (повторное его введение также санкционировалось как временное), но и превратился в стержень современной налоговой системы Великобритании в целом. В настоящее время на подоходный налог с граждан приходится около четверти всех поступлений в государственный бюджет — больше, чем от любого другого вида налога или принудительного сбора.

Информация о работе Финансовая политика