Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
1. Введение в сущность финансовой политики....................................................3
2. Директивный и регулирующий механизмы финансовой
политики.................................................................................................................5
3. Задачи и цели финансовой политики...............................................................7
4. Типы финансовой политики.............................................................................9
5. Актуальные аспекты финансовой политики развивающихся стран......................................................................................................................15
6. Страны с рыночной экономикой: финансовая политика
на крупномасштабное движение капитала.......................................................20
7. Пример влияния финансовой политики на состояние
налоговой системы в Великобритании...........................................................37
8. Использованная литература.........................................................................45
Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.
Регулирование использования
денежных доходов населения
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10 — 15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
5. Актуальные аспекты финансовой политики развивающихся стран
Финансовая политика развивающихся стран характерна следующими особенностями и диктующими условиями
Зависимость инвестиционной политики от импорта. Первоочередной задачей экономики развивающихся стран является существенное ускорение темпов роста и осуществление глубоких структурных изменений. Для этого необходима ускоренная и всесторонняя мобилизация материальных, и финансовых средств для индустриализации, хотя это еще не гарантирует адекватный рост инвестиций. В подавляющем большинстве развивающихся стран производство средств производства все еще развито слабо. Развивающийся мир в 80-х годах производил примерно 6-7% мирового ВНП, в то время как потреблял 8-9%. В то же время доля развивающихся стран в экспорте инвестиционных средств производства составляла 5% по сравнению с долей в мировом импорте, равной 28-30%. В 90-х гг. положение мало в чем изменилось.
Формирование производства средств производства представляется для развивающихся стран трудную задачу не только из-за высокой капиталоемкости, сложности технологических процессов, недостатка квалифицированной рабочей силы, но и из-за узких границ внутреннего рынка. Давление на импорт инвестиционного товара характерно для большинства развивающихся стран. Начальная фаза индустриализации характеризуется высокой капиталоемкостью на каждую единицу прироста национального дохода, так как одновременно приходится реализовывать дорогостоящие инфраструктурные проекты. Нынешняя фаза индустриализации в развивающихся странах сопровождается в основном ростом коэффициента капиталоемкости, что требует больших наличных средств производства даже для стабилизации темпов роста, не говоря уже об ускорении. Сейчас доля импорта инвестиционного товара во внутренних инвестициях РС примерно вдвое превышает ее в развитых странах. У развитых стран импорт такой продукции является следствием достаточно эффективной специализации, в то время как у развивающихся стран в большинстве случаев — отражением структурных диспропорций. В последние двадцать лет развивающиеся страны интенсивно увеличивали импорт машин и оборудования. Этот рост во многом объясняется повышением цен на эти виды импортируемых изделий — физические объемы импорта были не столь внушительны.
В НИС Азии главным двигателем была целенаправленная политика правительств, подчиненная задаче приспособления национальных экономик к тенденциям мирового хозяйства и всемерного форсирования экспорта готовых изделий. Такая политика позволяла добиваться увеличения физического объема экспорта и использовать благоприятное движение цен на готовые изделия. Наибольшие трудности испытывали страны Африки. В большинстве из них, находящихся в тропической зоне, экспортный потенциал очень низок. Они вывозят преимущественно те сырьевые товары, цены на которые значительно упали в 1990-1992 гг.
Динамика текущего платежного баланса отражает не только изменения во внешней торговле, но и движение баланса факторных и не факторных услуг, объединенных с частными переводами. Этот последний баланс по абсолютным объемам поступлений и платежей намного уступает торговому балансу. В балансе услуг положительными статьями практически у всех развивающихся стран выступают доходы от туризма, у большинства — частные переводы, у нескольких стран (Турция, Южная Корея) — поступления от страхования и транспортных услуг, у нескольких других (Голландские Антилы, Кувейт, Сингапур) — инвестиционные доходы.
Однако у большинства стран сумма платежей в целом превосходит поступления. Среди платежей на первом месте стоят выплаты за иностранные кредиты и займы, а также иностранные прямые и портфельные инвестиции. По оценке МБРР, в 1989 году эти выплаты составили 76,8 млрд долларов. Превышение над поступлениями настолько велико, что перекрывает крупное положительное сальдо внешней торговли у стран Латинской Америки, а в некоторые годы даже и у стран ОПЕК.
Сокращение в 1990 г. и преодоление в 1991-1992 гг. дефицита текущего платежного баланса развивающихся стран вряд ли можно оценить однозначно. Оно положительно, ибо служит повышению международный кредитоспособности и изменению отношения мирового рынка капиталов к развивающимся странам как к категории ненадежных заемщиков.
Однако не следует упускать из виду и серьезные негативные последствия. При неизбежном отрицательном сальдо по балансу услуг и частных трансфертов ликвидация дефицита текущего платежного баланса может достигаться только за счет превышения экспорта материальных ценностей над их импортом. В результате во второй половине 80-х годов и особенно в 1990-х годах превышение экспорта товаров из развивающихся стран, как видно из приводившейся выше таблицы, над импортом, достигло крупных размеров. Но такое положение не может не стать значительным тормозом на пути увеличения и капиталовложений, и потребления населения. О реальности подобного развития событий говорит нынешний опыт стран Латинской Америки.
Большие трудности испытывали развивающиеся страны с привлечением извне дополнительных валютно-финансовых ресурсов.
Необходимость компенсировать валютные потери из-за снижения цен на сырье, ухудшение условий торговли и затруднение сбыта товаров и услуг на рынках развитых стран Запада и Восточной Европы — все это вело к росту расходов.
Дополнительных затрат, кроме того, требовал начальный этап осуществления программ по структурному преобразованию экономики в многих странах еще нужны были средства сверх обычных расходов на растущие долговые обязательства, преодоление последствий долгового кризиса в районе Персидского залива. Удовлетворение всех этих нужд упиралось в сужение мирового рынка капитала, в политику правительств Запада и их банков.
Центральное место во внешнем финансировании экономики развивающихся стран занимает приток долгосрочного капитала. Особенностью 1990-1992 гг. явилось заметное увеличение абсолютных объемов как нетто-притока (на 12 % ), так и его покупательной способности (почти на 6 % ). Обращает на себя внимание то, что с 1989 г. развивающиеся страны впервые после 1983 г. перестали быть нетто-экспортерами финансовых средств в развитые страны Запада. Есть определенные основания предположить, что такой перелом в движении валютных ресурсов между развитым и развивающимся миром не случаен.
Покажем изменение структуры притока внешних ресурсов в развивающиеся страны. Вроде бы устоявшаяся тенденция второй половины 80-х годов — преобладание государственных средств над частными, вновь изменилась в пользу частных и международных официальных средств. При этом по сравнению с первой половиной десятилетия в составе государственных средств особенно значительно выросли субсидии, доля которых поднялась с 31,3%.3 Это подтверждает высказанное положение о том, что страны Запада начинают более активно способствовать облегчению экономических проблем в PC, но содействуя вовлечению частного капитала. Наиболее крупные изменения в притоке частного капитала заключаются в бурном росте прямых частных инвестиций, а также в падении банковских, о в то же время банковские международные корпорации внедряют в развивающихся странах экономическую политику, основанную на неолиберальных взглядах, требуют от национальных правительств "сделать частным" "неэффективный и слишком бюрократический" общественный сектор экономики, поощрять развитие внутреннего финансового рынка (ценных бумаг, биржи и пр.) — то есть стимулируется форсированное развитие рыночных отношений.
6. Страны с рыночной экономикой: финансовая политика на крупномасштабное движение капитала
Одной из главных черт чистой передачи ресурсов в промышленно развитых странах в 80-е годы являлось крупное поглощение международных ресурсов Соединенными Штатами. Это явилось доказательством того, что, если страна является достаточно крупной и ее валюта служит главной мировой валютой для международных операций, средства со всего мира будут направляться на финансирование недальновидной политики в течение длительного периода времени. Поскольку экспортеры спешили удовлетворить растущий спрос Соединенных Штатов на импорт, иностранные кредиторы и инвесторы — включая финансовые учреждения Соединенных Штатов, которые уже осуществляли операции на зарубежных рынках, — были готовы финансировать эти операции. Таким образом, связанные с ними крупные положительные сальдо торговых балансов и чистый отток ресурсов наблюдались в странах Европы и Японии, в то время как для Соединенных Штатов был характерен дефицит торгового баланса и чистый приток ресурсов. Вместе с тем, сами промышленно развитые страны не удовлетворяли спрос Соединенных Штатов на средства в полном объеме, в связи с тем, что страны этой группы являлись чистыми потребителями ресурсов большую часть 80-х годов.
В результате США превратились из страны, имеющей крупнейшие в мире чистые активы, в крупнейшего в мире чистого должника. Одной из главных черт этого положения являлось наличие весьма значительного бюджетного дефицита Соединенных Штатов, и, действительно, поскольку иностранные инвесторы приобретали государственные ценные бумаги в крупных масштабах в течение многих лет, правительство Соединенных Штатов осуществляет все возрастающие крупные чистые платежи по процентам иностранным инвесторам. В 1992 году эти платежи достигли 32 млрд. долл., что составило увеличение по сравнению с показателями 1991 года на 1,5 млрд. долл., несмотря на значительное падение процентных ставок по государственному долгу в 1992 году. В 1982 году, когда ставки процента по государственному долгу Соединенных Штатов примерно в два раза превышали показатели 1992 года, чистые выплаты правительства Соединенных Штатов по процентам составляли менее половины от нынешней суммы.
Частная задолженность в Соединенных Штатах также возрастала быстрыми темпами, и соответственно возрастал чистый объем заимствования средств частным сектором Соединенных Штатов у иностранных кредиторов. Таким образом, вместо получателя 20-25 млрд. долл. по процентам в чистом выражении, как это было в первой половине 80-х годов, в настоящее время частный сектор превратился в чистого плательщика процентов по иностранным кредитам.