Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Оглавление

1. Введение в сущность финансовой политики....................................................3


2. Директивный и регулирующий механизмы финансовой

политики.................................................................................................................5


3. Задачи и цели финансовой политики...............................................................7


4. Типы финансовой политики.............................................................................9


5. Актуальные аспекты финансовой политики развивающихся стран......................................................................................................................15


6. Страны с рыночной экономикой: финансовая политика

на крупномасштабное движение капитала.......................................................20


7. Пример влияния финансовой политики на состояние

налоговой системы в Великобритании...........................................................37


8. Использованная литература.........................................................................45

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Если взять вместе все обязательства по выплате  процентов и дивидендов, то Соединенные  Штаты вынуждены переводить за границу крупные чистые суммы во все возрастающих масштабах, которые достигли 23 млрд. долл. в 1992 году. Это означает, что чистый приток капитала в Соединенные Штаты, необходимый для покрытия чистой передачи ресурсов, должен быть достаточным для покрытия также чистого оттока средств в виде платежей по дивидендам и процентам. В частности, в 1992 году при чистой передаче ресурсов в размере 48 млрд. долл. США потребовался чистый приток капитала в размере 68 млрд. долл. Объем чистой передачи средств составлял менее 1 процента от ВВП в 1991 и 1992 годах по сравнению с 3-3,5 процента в период с 1984 по 1987 годы. В то же время ожидается, что объем чистой передачи средств из Соединенных Штатов вновь возрастет в связи с происходящим, хотя и медленными темпами, экономическим подъемом в Соединенных Штатах, в то время как Европа и Япония находятся в стадии экономической стагнации или спада. Чистый приток средств в Соединенные Штаты в 1993 году, вероятно, превысит 60 млрд. долларов США, а в 1994 году он составит более 70 млрд. долларов США. Вместе с тем, обе суммы будут по-прежнему составлять всего лишь 1 процент от объема ВВП Соединенных Штатов. Ожидается, что во второй половине десятилетия, когда политика бюджетно-финансового регулирования в Соединенных Штатах начнет приносить свои плоды, чистый объем притока ресурсов в долларах США в номинальном выражении вновь уменьшится, не говоря уже о доле от объема ВВП. В конце 80-х годов Великобритания также превратилась в крупного частного получателя ресурсов из-за рубежа.

Если, таким образом, в  среднесрочной перспективе можно  ожидать исправления положения, сложившегося в области международных  финансовых потоков в 80-е годы под  воздействием Соединенных Штатов, то структура чистых потоков между  Соединенными Штатами и конкретными группами стран уже изменилась значительно. Таким образом, в то время как в 80-е годы из стран Латинской Америки и Карибского бассейна в Соединенные Штаты поступало ежегодно более 20 млрд. долл., в 1992 году началась чистая передача ресурсов Соединенными Штатами в этот регион. В этом заключалось отмеченное выше изменение в общей чистой передаче ресурсов странами Латинской Америки в данном полушарии.

Возросла также до 4 млрд. долл. чистая передача ресурсов странам, находящимся на переходном этапе, хотя это и не было значительным изменением по сравнению с объемом чистой передачи ресурсов в предшествующие годы.

 Географическая структура  чистого движения капитала для  Соединенных Штатов региональных потоков ресурсов в эту страну и из нее. В то время как одни группы стран переводят значительные суммы в Соединенные Штаты, другие являются чистыми получателями ресурсов из Соединенных Штатов. Страны Латинской Америки и Европы, как Западной, так и Восточной, в настоящее время являются получателями ресурсов из Соединенных Штатов, в то время как Япония и значительная группа развивающихся стран, главным образом крупные экспортеры нефти и готовой продукции, по-прежнему наращивают долларовые резервы и инвестиции в Соединенных Штатах.

Одна из структуры  чистой передачи ресурсов в Соединенные Штаты, которая изменилась относительно незначительно за несколько лет, — это чистый приток ресурсов из Японии

С 1987 года, когда этот показатель был максимальным, чистый приток ресурсов из Японии в Соединенные  Штаты медленно, хотя и непостоянно, уменьшается. В 1992 году Япония занимала относительно небольшое место в возросшем объеме передачи ресурсов в Соединенные Штаты; объем ресурсов, поступающих из Японии, возрос менее чем на 5 млрд. долларов. Тем более что это произошло в том году, когда общий объем чистого оттока ресурсов из Японии увеличился на 27 млрд. долларов и составил в общей сложности 86 млрд. долларов.

        Другими словами, в 1992 году столь значительное увеличение оттока ресурсов из Японии было обусловлено чистой передачей ресурсов главным образом не в США, а в другие страны. Это соответствует структуре, которая стала очевидна уже в 1991 году, когда из 41 млрд. долларов США, на которые возрос объем чистой передачи ресурсов, основная сумма средств была направлена в страны Европейского сообщества и развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. В период с 1991 года на Соединенные Штаты приходилось менее 40 процентов от объема чистого оттока ресурсов из Японии по сравнению с показателем примерно в две трети в 1986-1987 годах и гораздо более высокими показателями, характерными для этой страны ранее.

Происходит изменение  как географического направления  чистой передачи ресурсов Японией, так  и ее общего объема. Объем чистой передачи ресурсов уменьшился с максимального  уровня в 78 млрд. долл., который был зарегистрирован 1986 году, почти до нуля в 1990 году. Вместе с тем в 1991 году положительное сальдо торгового баланса и чистая передача ресурсов вновь начали возрастать, и к 1992 году Япония побила свой собственный рекорд по объему передачи ресурсов. С учетом последних изменений, определяемых по существу тенденциями экономического роста в Японии, и у ее основных торговых партнеров, а также изменениями валютных курсов, ожидается, что объем чистой передачи ресурсов достигнет нового рекордного уровня в 1993 году и возрастет еще больше в 1994 году. В целом ожидается, что объем чистой передачи ресурсов из Японии увеличится в 1993 году на 20 млрд. долл. и в 1994 году еще на 14 млрд. долл. Объем чистой передачи ресурсов хотя и будет значительным в долларовом выражении, не будет намного превышать показатели 1992 года в относительном выражении. То есть по сравнению с объемом чистой передачи ресурсов в 1992 году, когда он составлял менее 2,5% от ВВП Японии, хотя это и было определенным увеличением по сравнению с показателем в 2% в 1991 году, этот показатель в 1994 году увеличится, но по-прежнему будет составлять порядка 2,75% от объема ВВП .

Вместе с тем весьма примечательным является то, что этот значительный объем чистой передачи ресурсов обусловлен гораздо большим объемом чистого оттока капитала из Японии, поскольку чистый приток средств по процентам и дивидендам сам по себе значителен и возрастает. В 1992 году чистые поступления достигли 36 млрд. долл. США, а чистый отток капитала составлял 124 млрд. долл. Оба эти показателя возрастают. Не только возрастает объем чистых активов, за счет которых Япония получает поступления из-за рубежа, но и в 1992 году сдерживался рост поступлений по процентам и прибыли в результате снижения процентных ставок в долларах, в которых предоставляется значительная доля международных кредитов, а также снижения доходов от прямых инвестиций (включая зарубежные вложения в недвижимость) в промышленно развитых странах с низкими темпами роста экономики. Другими словами, к середине десятилетия объем чистого оттока капитала из Японии, вероятно, превысит 200 млрд. долл. США.

На данном этапе невозможно сказать, какой будет вероятная структура  этих потоков. В последние годы произошли  определенные необычные изменения  в структуре международных финансовых потоков в Японию и из нее. Они предполагают осуществление процесса корректировки, продолжительность которого еще не ясна. Как и не ясны последствия для движения капитала, необычное явление заключается в том, что Япония предоставляет среднесрочный и долгосрочный капитал другим странам в гораздо меньшем объеме, чем в 80-е годы. Она перестала быть чистым среднесрочным и долгосрочным кредитором для других стран мира с 1990 года. Она по-прежнему является источником государственной помощи и прямых инвестиций, хотя в 1992 году последние составляли около одной трети от максимального показателя объема чистого оттока ресурсов, отмеченного в 1990 году. Наиболее резко сократился объем инвестиций в странах Европы и Соединенных Штатах, хотя капиталовложения даже в странах Азии уменьшились значительно.

Япония, по-прежнему, являлась также чистым покупателем иностранных  ценных бумаг в 1990 и 1992 годах, (не в 1991 году). В 1991 году такие институциональные  инвесторы, как пенсионные фонды, главным образом из Соединенных Штатов и стран Европы и другие, приобрели японских ценных бумаг на сумму 115 млрд. долларов. Они уменьшили объем своих вложений в акции и другие активы, когда произошло резкое повышение цен на них в период роста цен на активы в 80-е годы. В 1990 году токийский рынок ценных бумаг претерпел серьезные потрясения, и поэтому институциональные инвесторы стремились восстановить свои портфели инвестиций в японские ценные бумаги в 1991 году. В результате таких капиталовложений в указанном году Япония превратилась в чистого получателя долгосрочного капитала. Однако в 1992 году на рынке ценных бумаг вновь начался спад, приток вложений в ценные бумаги упал до низкого уровня, и Япония вновь стала в целом чистым долгосрочным кредитором.

Основной причиной значительного  сокращения объема чистого оттока частного долгосрочного капитала является то трудное финансовое и экономическое  положение, в котором оказался предпринимательский  сектор Японии, особенно его финансовая система.

Банки больше не могли значительно увеличивать объем предоставляемых ими кредитов за рубежом в условиях, когда, как представляется, начался процесс ослабления их позиций в области внутреннего кредитования, и спад на рынке ценных бумаг поглотил значительную часть их резервов.

Более того, вступили в силу новые международные руководящие принципы, регулирующие объем обеспечения резервами кредитов различного типа. Стратегия, которой придерживались банки для соблюдения этих руководящих принципов, не учитывала возможность потрясений на токийском фондовом рынке. Таким образом, банкам необходим был период для изменения структуры портфеля инвестиций.

Одним из результатов  явилось то, что банки Японии, занимающиеся операциями в иностранной  валюте, сократили объем своих  краткосрочных зарубежных кредитов на 38 млрд. долл. США в 1991 году и на 41 млрд. долл. США в 1992 году. Таким образом, по этим операциям оттока капитала не было. Однако происходил весьма значительный чистый отток капитала главным образом в результате того, что иностранные владельцы депозитных счетов в йенах и японские владельцы счетов в иностранной валюте сократили объем своих краткосрочных вложений в банках Японии, осуществляющих операции с иностранной валютой. В 1991 году, как представляется, значительная сумма этих вкладов была использована для операций покупки ценных бумаг на фондовом рынке, о чем говорилось выше. Они также широко использовались для оплаты японского экспорта. В 1991 году было снято средств на сумму более 130 млрд. долларов, а в 1992 году — 119 млрд. долларов .4

Другими словами, Япония в 1992 году передавала ресурсы другим странам не столько путем предоставления новых кредитов, сколько за счет сокращения краткосрочной иностранной задолженности ее внутренней банковской системы. По существу финансовая система дала ход процессу, который работал в обратном направлении во второй половине 80-х годов. В те годы Япония выступала в качестве международного финансового посредника, бравшего краткосрочные займы, предоставлявшего долгосрочные кредиты. За счет чистого притока краткосрочного капитала в банковскую систему, а также положительного сальдо платежного баланса Япония осуществляла весьма значительные прямые и портфельные инвестиции в период с 1986 по 1989 годы. Со временем и этот объем долгосрочных средств сократился.

В последние годы поменялось также направление движения краткосрочного капитала и возникли проблемы с платежным  балансом в Германии. В этом случае трудности были связаны с нарушением курсовых соотношений между валютами европейских стран и резким притоком средств в страну. К середине 1992 года на финансовых рынках стало очевидно, что курсы ряда европейских валют оказались завышенными (т. е. курс немецкой марки был занижен). Власти всех этих стран взяли обязательство поддерживать существующие паритеты, которые были установлены в рамках европейского валютного механизма или на основе неофициальной привязки к той или иной валюте. Те, кто осуществлял спекулятивные операции, считали, что от доллара или иены, на колебания курсов которых не было установлено формальных ограничений, европейские валюты отличаются тем, что на них проиграть нельзя. В худшем случае они вынуждены были бы репатриировать свои средства с обменом по первоначальному валютному курсу, и поэтому в Германию хлынули средства из всех стран со слабой валютой.

Приток основной части  краткосрочного капитала наблюдался во второй половине 1992 года, однако за этот год в целом чистый приток краткосрочного капитала в Германию составил 58 млрд.долл. США. И это в страну, которая большую часть прошлого десятилетия являлась чистым источником краткосрочного капитала. В условиях открытых рынков капитала единственным способом, с помощью которого правительство может предотвратить чрезмерный приток средств без повышения курса валюты, является покупка этих средств денежно-кредитными учреждениями данной страны за собственную валюту. Именно это и делал Бундесбанк, который за этот год увеличил свои резервы в иностранной валюте на 47 млрд. долл. США. В действительности, если изменение объема резервов рассматривать лишь как еще один компонент оборота международного капитала, сальдо движения капитала в Германию и из нее в 1992 году было нулевым. Объем притока краткосрочного и долгосрочного капитала точно соответствовал оттоку ресурсов в форме государственных субсидий и на приобретение резервов.

Роль экономики Германии изменилась значительно по сравнению  с той, которую она играла в 80-е  годы, когда она была одним из крупных источников капитала для  других стран мира.

В результате оттока капитала Германия превратилась в чистого получателя средств в виде выплат дивидендов и по процентам в размере 10-15 млрд. долларов США в год с 1989 года. Действительно, эти поступления от инвестиций наряду с нулевым чистым притоком капитала, включая изменение объема резервов, как указано выше, означали, что Германия являлась чистым получателем ресурсов из других стран мира. Вместе с тем чистый приток средств в 1992 году в объеме 9 млрд. долл. был незначителен, хотя это представляет серьезное изменение по сравнению с чистым оттоком ресурсов в размере 50-60 млрд. долл. в год во второй половине 80-х годов

Изменение в области  чистого движения капитала было вызвано  комплексом мер в области политики, принятых правительством Германии в  целях интеграции восточных земель в Федеративную Республику. Чистая передача ресурсов этим землям составила в целом 172 млрд. немецких марок в 1991 году и 195 млрд. марок в 1992 году, что соответственно эквивалентно примерно 104 и 125 млрд. долларов. Фактически все переданные ресурсы поступили из западногерманской экономики, которая тем самым поглотила в себя весь немецкий потенциал по передаче ресурсов другим странам. Согласно экономическому прогнозу, предполагается, что такая структура чистой передачи средств сохранится в этом и следующем годах.

В начале 80-х годов финансовые рынки в странах Западной Европы были гораздо менее развиты, чем в настоящее время и правительства большинства стран Европы приняли ограничения на международное движение капитала. Лондон являлся единственным европейским финансовым центром действительно глобальных масштабов, и проводившаяся финансовая политика в некоторой степени отличалась от той, которую проводили страны континентальной Европы. В частности, Соединенное Королевство не принимало участия в первоначальных усилиях по сведению к минимуму колебаний курсов валют европейских стран. К концу 80-х годов фунт стерлингов входил в фиксированную корзину валют в рамках Механизма валютных курсов (МВК) стран Европейского сообщества, и в этот период возник ряд других международных финансовых центров, хотя они по-прежнему не могли сравниться с Лондоном по разнообразию и масштабам деятельности. Вместе с тем сегодня фунт более не входит в эту корзину валют, как и не входит в нее итальянская лира. Осенью 1992 года Европу потряс валютный кризис, в результате которого движение спекулятивного капитала достигло беспрецедентных масштабов. Центральные банки, несмотря на многомиллиардные расходы в долларах США на интервенцию на валютных рынках, в основном не смогли сдержать спекуляцию. Политики обнаружили, что они работают в совершенно иных финансовых условиях. Это повлияло на разработку кредитно-денежной и валютной политики в Европе в будущем.

Информация о работе Финансовая политика