Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:25, курсовая работа
В данной работе рассмотрена тема финансовой политики в системе управления финансами. В первой части раскрывается её содержание и значение. Во второй части рассматриваются типы финансовой политики, стратегия и тактика, их взаимосвязь. Далее характеризуется финансовая политика Российской Федерации на современном этапе. В четвертой заключительной части, описывается, что представляет собой, финансовая политика предприятий и организаций в условиях рыночных отношений.
Введение …………………………………………………….………………………….……....…3
Содержание и значение финансовой политики.……………………………….….………..4
Понятие финансовой политики и её место в социально-экономической политике общества……………………………………………………………………….……..…..…4
Объекты и субъекты финансовой политики, ее структурные элементы………..……..5
Значение научного подхода к выработке финансовой политики……………..…..……7
2 Стратегия и тактика финансовой политики……………………………..……….….…..…..9
2.1 Цели и задачи финансовой политики на краткосрочный и
долгосрочный периоды.........................................................................................................9
2.2 Взаимосвязь стратегии и тактики финансовой политики………………………….….…11
2.3 Типы финансовой политики государства. Зависимость решаемых политических задач
от этапа развития национальной экономики……………………………………………....12
2.4 Факторы, оказывающие влияние на результативность финансовой политики………16
3 Государственная финансовая политика РФ на современном этапе…………………….….18
3.1 Экономические цели общества на современном этапе. Территориальный, временной
и структурный аспекты современной финансовой политики РФ…………………..……18
3.2 Повышение эффективности налоговой, бюджетной политики и политики государственных расходов……………………..…………………………………………21
4 Финансовая политика хозяйствующих субъектов…………………………………………..24
4.1 Финансовая политика предприятий и организаций в условиях рыночных отношений…………………….…………………………………………………………….24
4.2 Цели и задачи финансовой политики предприятия……………………………………..26
4.3 Условия эффективной реализации финансовой политики предприятия……………...29
Заключение ……………………………………………….……………………………………...32
Список использованных источников…………………………..………….……………..……..
Планово – директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Финансовая
политика – относительно самостоятельная
сфера деятельности государства, важнейшее
средство реализации его политики в любой
области общественной жизни. При ее выработке
следует исходить из конкретных особенностей
исторического развития общества. Она
должна учитывать специфику внутренней
и международной обстановки, реальные
экономические и финансовые возможности
страны, накопленный опыт использования
финансового механизма, новые тенденции
развития, а также мировой опыт. Правильность
выбранной финансовой политики, несомненно,
зависит от критической оценки складывающейся
в стране экономической ситуации, от соблюдения
важнейшего экономического правила –
при разработке прогнозов и рекомендаций
оценивать экономическую ситуацию в стране
такой, какая она есть, а не такой, какой
ее хотелось бы видеть. Оценка же финансовой
политики государства должна основываться
на ее соответствии интересам общества
и большинства его социальных групп, а
также на достигнутых результатах, вытекающих
из поставленных целей и задач.
2.4
Факторы, оказывающие
влияние на результативность
финансовой политики
Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:
- научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;
- прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;
- учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;
- четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;
- учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;
- комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства: денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;
- многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;
- учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.
Реализация
финансовой политики также должна предусматривать
рост финансовых ресурсов, находящихся
в распоряжении субъектов хозяйствования,
способствовать созданию прочной финансовой
основы деятельности органов власти
для реализации задач и функций,
возложенных на государство, обеспечивать
стабильность общественного производства
с целью улучшения
3
Государственная финансовая
политика РФ на современном
этапе
3.1
Экономические цели
общества на современном
этапе. Территориальный,
временной и структурный
аспекты современной
финансовой политики
РФ
Общей стратегической задачей развития страны является модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые и более высокие темпы экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурных преобразований, соответствующих мировым тенденциям. При этом приоритетными задачами экономической политики являются:
- формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства (в частности, малого);
- существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности действия налоговой и таможенной системы;
- создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения финансовой стабильности;
- достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;
- реформирование естественных монополий.
В настоящее время можно выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики:
- обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики с целями развития экономики;
- повышение эффективности финансового регулирования;
- интеграция финансовой системы России в международную финансовую систему;
- укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам;
- развитие отраслей экономики, имеющих высокую финансовую отдачу (производство топливно-энергетических ресурсов), и отраслей с высокой оборачиваемостью капитала (пищевая и легкая промышленность);
- разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта;
- повышение роли бюджета развития как важнейшего инструмента инвестиционной политики;
- совершенствование налоговой системы государства, развитие налоговой политики с учетом финансового положения предприятий;
- стабильное функционирование работы фондового рынка.
Финансовая политика разрабатывается совместными усилиями ряда государственных структур. Приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Федеральное собрание рассматривает и утверждает основные положения в области финансовой политики. Органы исполнительной власти ответственны за реализацию финансовой политики государства.
Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, т.е. в рамках временного аспекта, базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.
Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим аспектам:
-
по территориальному, выделяют общегосударственную
(федеральную), региональную и местную
финансовую политику. Разработка
финансовой политики на каждом
уровне управления позволяет
в дальнейшем обеспечить
-
по временному аспекту,
-
в зависимости от объектов воздействия
выделяют финансовую политику в сфере
финансов субъектов хозяйствования и
финансовую политику в сфере государственных
и муниципальных финансов. В составе последней
можно выделить бюджетную политику и политику
в области государственного социального
страхования.
3.2
Повышение эффективности
налоговой, бюджетной
политики и политики
государственных расходов
Финансовая
политика складывается из двух взаимосвязанных
направлений деятельности государства:
в области регулирования
Бюджетная политика. Под бюджетной политикой государства понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.
Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этом плане:
- введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
- принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
- реализация программ экономии государственных расходов;
- концентрация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
- проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
- проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
- реструктуризация государственного долга;
- инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования и пр.
Бюджетная политика государства, во-первых, не должна допускать чрезмерного дефицита госбюджета, иначе будет получен отрицательный эффект воздействия на экономику в виде инфляции и замедления инвестиционного процесса. Во-вторых, расходы госбюджета, предназначенные для экономической сферы, должны быть избирательными, т.е. поддерживать наиболее перспективные и эффективные направления. В-третьих, следует иметь в виду, что расходы государственного бюджета, особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликативный эффект, т.е. привести к тому, что общий объем инвестиций в экономику, с учетом частного сектора, будет гораздо больше первоначального.
Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами