Финансовая политика в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрена тема финансовой политики в системе управления финансами. В первой части раскрывается её содержание и значение. Во второй части рассматриваются типы финансовой политики, стратегия и тактика, их взаимосвязь. Далее характеризуется финансовая политика Российской Федерации на современном этапе. В четвертой заключительной части, описывается, что представляет собой, финансовая политика предприятий и организаций в условиях рыночных отношений.

Оглавление

Введение …………………………………………………….………………………….……....…3

Содержание и значение финансовой политики.……………………………….….………..4
Понятие финансовой политики и её место в социально-экономической политике общества……………………………………………………………………….……..…..…4
Объекты и субъекты финансовой политики, ее структурные элементы………..……..5
Значение научного подхода к выработке финансовой политики……………..…..……7
2 Стратегия и тактика финансовой политики……………………………..……….….…..…..9

2.1 Цели и задачи финансовой политики на краткосрочный и

долгосрочный периоды.........................................................................................................9

2.2 Взаимосвязь стратегии и тактики финансовой политики………………………….….…11

2.3 Типы финансовой политики государства. Зависимость решаемых политических задач

от этапа развития национальной экономики……………………………………………....12

2.4 Факторы, оказывающие влияние на результативность финансовой политики………16

3 Государственная финансовая политика РФ на современном этапе…………………….….18

3.1 Экономические цели общества на современном этапе. Территориальный, временной

и структурный аспекты современной финансовой политики РФ…………………..……18

3.2 Повышение эффективности налоговой, бюджетной политики и политики государственных расходов……………………..…………………………………………21

4 Финансовая политика хозяйствующих субъектов…………………………………………..24

4.1 Финансовая политика предприятий и организаций в условиях рыночных отношений…………………….…………………………………………………………….24

4.2 Цели и задачи финансовой политики предприятия……………………………………..26

4.3 Условия эффективной реализации финансовой политики предприятия……………...29

Заключение ……………………………………………….……………………………………...32

Список использованных источников…………………………..………….……………..……..

Файлы: 1 файл

финансы курсовая.docx

— 71.91 Кб (Скачать)

     Планово – директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

     Финансовая  политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации его политики в любой области общественной жизни. При ее выработке следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, накопленный опыт использования финансового механизма, новые тенденции развития, а также мировой опыт. Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения важнейшего экономического правила – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Оценка же финансовой политики государства должна основываться на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. 
 

     2.4 Факторы, оказывающие влияние на результативность финансовой политики 

     Значение  финансовой политики заключается в  тех результатах, которые могут  быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового  года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления  целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:

     - научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;

     - прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;

     - учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

     - четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;

     - учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;

     - комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства: денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;

     - многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

     - учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

     Реализация  финансовой политики также должна предусматривать  рост финансовых ресурсов, находящихся  в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

     3  Государственная финансовая политика РФ на современном этапе 

     3.1 Экономические цели общества на современном этапе. Территориальный, временной и структурный аспекты современной финансовой политики РФ 

     Общей стратегической задачей развития страны является модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые и более высокие темпы экономического роста на основе повышения конкурентоспособности отечественных производителей и структурных преобразований, соответствующих мировым тенденциям. При этом приоритетными задачами экономической политики являются:

     - формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства (в частности, малого);

     - существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности действия налоговой и таможенной системы;

     - создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения финансовой стабильности;

     - достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;

     - реформирование естественных монополий.

     В настоящее время можно выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики:

     - обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики с целями развития экономики;

     - повышение эффективности финансового регулирования;

     - интеграция финансовой системы России в международную финансовую систему;

     - укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам;

     - развитие отраслей экономики, имеющих высокую финансовую отдачу (производство топливно-энергетических ресурсов), и отраслей с высокой оборачиваемостью капитала (пищевая и легкая промышленность);

     - разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта;

     - повышение роли бюджета развития как важнейшего инструмента инвестиционной политики;

     - совершенствование налоговой системы государства, развитие налоговой политики с учетом финансового положения предприятий;

     - стабильное функционирование работы фондового рынка.

     Финансовая  политика разрабатывается совместными  усилиями ряда государственных структур. Приоритет в ее разработке принадлежит  Президенту РФ, который в ежегодных  посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Федеральное собрание рассматривает  и утверждает основные положения  в области финансовой политики. Органы исполнительной власти ответственны за реализацию финансовой политики государства.

     Определение основных направлений использования  финансов на перспективу и текущий  период, т.е. в рамках временного аспекта, базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.

       Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим аспектам:

     -  по территориальному, выделяют общегосударственную  (федеральную), региональную и местную  финансовую политику. Разработка  финансовой политики на каждом  уровне управления позволяет  в дальнейшем обеспечить финансовую  основу развития как государства  в целом, так и каждого территориального  и муниципального образования;

     -  по временному аспекту, финансовая  политика делится на финансовую  стратегию и финансовую тактику,  об этом уже говорилось ранее. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом.

     - в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.  

     3.2 Повышение эффективности налоговой, бюджетной политики и политики государственных расходов 

     Финансовая  политика складывается из двух взаимосвязанных  направлений деятельности государства: в области регулирования бюджета (бюджетная политика) и в области  налогообложения и регулирования  структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика).

     Бюджетная политика. Под бюджетной политикой  государства понимаются мероприятия  государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также  бюджетным дефицитом.

     Разрешение  бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этом плане:

     - введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

     - принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

     - реализация программ экономии государственных расходов;

     - концентрация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

     - проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

     - обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

     - проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;

     - реструктуризация государственного долга;

     - инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования и пр.

     Бюджетная политика государства, во-первых, не должна допускать чрезмерного дефицита госбюджета, иначе будет получен  отрицательный эффект воздействия  на экономику в виде инфляции и  замедления инвестиционного процесса. Во-вторых, расходы госбюджета, предназначенные  для экономической сферы, должны быть избирательными, т.е. поддерживать наиболее перспективные и эффективные  направления. В-третьих, следует иметь  в виду, что расходы государственного бюджета, особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликативный  эффект, т.е. привести к тому, что  общий объем инвестиций в экономику, с учетом частного сектора, будет гораздо больше первоначального.

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами