Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:25, курсовая работа
В данной работе рассмотрена тема финансовой политики в системе управления финансами. В первой части раскрывается её содержание и значение. Во второй части рассматриваются типы финансовой политики, стратегия и тактика, их взаимосвязь. Далее характеризуется финансовая политика Российской Федерации на современном этапе. В четвертой заключительной части, описывается, что представляет собой, финансовая политика предприятий и организаций в условиях рыночных отношений.
Введение …………………………………………………….………………………….……....…3
Содержание и значение финансовой политики.……………………………….….………..4
Понятие финансовой политики и её место в социально-экономической политике общества……………………………………………………………………….……..…..…4
Объекты и субъекты финансовой политики, ее структурные элементы………..……..5
Значение научного подхода к выработке финансовой политики……………..…..……7
2 Стратегия и тактика финансовой политики……………………………..……….….…..…..9
2.1 Цели и задачи финансовой политики на краткосрочный и
долгосрочный периоды.........................................................................................................9
2.2 Взаимосвязь стратегии и тактики финансовой политики………………………….….…11
2.3 Типы финансовой политики государства. Зависимость решаемых политических задач
от этапа развития национальной экономики……………………………………………....12
2.4 Факторы, оказывающие влияние на результативность финансовой политики………16
3 Государственная финансовая политика РФ на современном этапе…………………….….18
3.1 Экономические цели общества на современном этапе. Территориальный, временной
и структурный аспекты современной финансовой политики РФ…………………..……18
3.2 Повышение эффективности налоговой, бюджетной политики и политики государственных расходов……………………..…………………………………………21
4 Финансовая политика хозяйствующих субъектов…………………………………………..24
4.1 Финансовая политика предприятий и организаций в условиях рыночных отношений…………………….…………………………………………………………….24
4.2 Цели и задачи финансовой политики предприятия……………………………………..26
4.3 Условия эффективной реализации финансовой политики предприятия……………...29
Заключение ……………………………………………….……………………………………...32
Список использованных источников…………………………..………….……………..……..
Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи – основа правильности финансовой политики.
Выработка научно обоснованной
концепции развития финансов
осуществляется с целью
Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Научно
обоснованная финансовая политика при
правильной и успешной ее реализации
приносит положительные результаты.
Ее значение заключается в том, что
она может сопровождаться повышением
уровня благосостояния народа. В процессе
выработки и проведения финансовой
политики предусматриваются финансовые
ресурсы, которые могут быть использованы
для повышения материального
и культурного уровня жизни народа,
расширения социального обслуживания,
регулируются налоговые платежи
населения; осуществляются мероприятия,
направленные на развитие производства
товаров народного потребления,
услуг и пр. Общее направление финансовой
политики должно ориентироваться на повышение
экономической эффективности и иметь
своей целью рост объема и эффективности
использования финансовых ресурсов. Рост
показателя финансоотдачи свидетельствует
о действенности финансовой политики.
При выработке финансовой политики учитывают
условия и мероприятия, которые проводились
с учетом специфики каждого конкретного
этапа развития экономики страны. При
разработке финансовой политики необходимо
учитывать опыт и использовать условия
конкретные для данной ситуации, поскольку
копирование чужого опыта не дает действенных
результатов в каждой конкретной ситуации.
2
Стратегия и тактика
финансовой политики
2.1
Цели и задачи финансовой
политики на краткосрочный
и долгосрочный периоды
Решения, определяющие финансовую политику, подразделяют на краткосрочные и долгосрочные. Мероприятия по организации и использованию финансов представляются как краткосрочные, если они рассчитаны на период не более 12 месяцев или период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Они нацелены на принятие текущих решений и на управление в режиме реального времени. Финансовые решения и мероприятия, преследующие цель достижения определённых результатов за период более 12 месяцев и превышающие операционный цикл, относят к долгосрочной политике.
Принципы формирования краткосрочной и долгосрочной политики взаимозависимы. Краткосрочные решения в области финансов должны соотноситься с долгосрочными целями и способствовать их достижению. Такие соотношения тесно связаны с вопросами стратегии и тактики в финансовой политике.
Определение основных
Разработка конкретных путей
реализации основных
При
выработке целей и задач
Финансовая политика в сфере
финансов субъектов
2.2
Взаимосвязь стратегии
и тактики финансовой
политики
Стратегией
финансовой политики называют систему
решений и намеченных направлений
деятельности, рассчитанных на долгосрочную
перспективу и
Тактика (лат. tactio – прикосновение, осязание, ощупывание). Тактикой финансовой политики называют совокупность приёмов и форм, направленных на достижение того или иного этапа финансовой стратегии, употребляемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при реализации стратегии. Это определение способа для каждого этапа, предусмотренного общим планом стратегии. Общее требование, предъявляемое к тактике, – способствовать развитию стратегии, а не препятствовать ей, не дискредитировать её. Иначе говоря, финансовая тактика – это текущие оперативные действия, подчинённые стратегическим целям и задачам финансового управления. В этом смысле тактику финансового управления можно назвать тактической финансовой политикой.
Стратегия
и тактика финансовой политики взаимосвязаны
и взаимозависимы. Верно выбранная
и обоснованная стратегия создает
благоприятные возможности для
решения тактических задач. Правильная
тактика, выявляя решающие участки
и узловые проблемы развития, позволяет
своевременно изменить набор применяемых
финансовых инструментов и методов.
В результате в более сжатые сроки
с наименьшими издержками решаются
стратегические задачи.
2.3
Типы финансовой политики
государства. Зависимость
решаемых политических
задач от этапа развития
национальной экономики
Различают 4 основных типа финансовой политики:
1.Классическая финансовая политика
До конца 20-х годов XIX в. основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).
2.
Регулирующая финансовая
Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.
Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.
3. Неоконсервативная стратегия
В
70-х годах XX века в основу финансовой
политики была положена неоконсервативная
стратегия, связанная с неоклассическим
направлением экономической теории.
Эта разновидность финансовой политики
не связана с отказом от регулирования,
но ограничивает вмешательство государства
в экономику и социальную область.
Регулирование экономики
Финансовый
механизм в этих условиях исходит
из необходимости сокращения объема
перераспределения
4. Планово – директивная финансовая политика
Планово – директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами