Финансовая политика Украины в условиях развития рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Финансовая политика имеет самостоятельное значение и вместе с тем является важным средством реализации политики государства в любой сфере. Финансовая политика отображает субъективную сторону функционирования финансов. Сами по себе финансы и финансовая система являются объективными явлениями.

Оглавление

Введение
1. Сущность финансовой политики
2. Современная финансовая политика Украины
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат Фин..docx

— 25.27 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКЙИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ по дисциплине: «Финансы»

На тему: « Финансовая политика Украины в условиях развития рыночных отношений»

 

 

 

 

Выполнила                                                                     Преподаватель

Студентка экономического факультета                     Д.э.н., доцент Мироненко Т.В.

3 курса

Группы 0504 Б

Терпелюв Алина

 

 

 

 

 

 

 

Донецк, 2012

План:

Введение

1. Сущность финансовой политики

2. Современная финансовая политика Украины

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовая политика имеет  самостоятельное значение и вместе с тем является важным средством  реализации политики государства в  любой сфере. Финансовая политика отображает субъективную сторону функционирования финансов. Сами по себе финансы и  финансовая система являются объективными явлениями.

Главной задачей финансовой политики является обеспечение реализации той или иной государственной  программы соответствующими финансовыми  ресурсами.

Проявляется финансовая политика в 
- Финансовом законодательстве; 
- В системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов (важнейшими из которых являются налоги); 
- В перераспределении финансовых ресурсов между отдельными слоями населения, отраслями деятельности, регионами страны; 
- В структуре доходов и расходов бюджетов и др.

Финансовая политика имеет  чрезвычайно большое значение в жизни общества и  может способствовать развитию производительных сил, улучшению благосостояния населения, разрешению национальных и международных проблем, повышению обороноспособности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность финансовой политики

 

Финансовая политика - одна из важнейших частей экономической  политики. Она проявляется в использовании  государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении госбюджета, в налоговом регулировании, в  управлении денежного обращения, в  воздействии на курс национальной валюты. Функционирование финансовой системы  направлено на решение конкретных задач, которые стоят перед обществом.

Этим задачам предназначаются  и организация финансовых отношений  в обществе, и процессы движения и размещения финансовых ресурсов и  ценообразование на них, и пропорции  между их централизацией и децентрализацией, и порядок формирования, распределения  и перераспределения доходов, и  направленность затрат отдельных субъектов  предпринимательской деятельности, граждан и государства, и структурное  соотношения между отдельными сферами  и звеньями финансовой системы, и  характер взаимоотношений между  ними, и пропорции между индивидуальным и общественным потреблением.

При этом возможно практически  бесконечное число вариантов  организации финансовых отношений  и финансовой деятельности, из которых  необходимо выбрать именно тот, который  больше подходит данной стране в данное время. Выбор этих вариантов и  составляет основу финансовой политики, проводимой государством. Финансовая политика – комплекс мероприятий, которые  осуществляются государством в границах данных ему функций и полномочий в сфере финансовой деятельности субъектов хозяйствования и финансовых институтов, граждан и непосредственно  государства с целью разрешения определенных задач и достижения поставленных целей. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного богатства. Финансовая политика отображает субъективную сторону функционирования финансов.

Сами по себе финансы и  финансовая система являются объективными явлениями. Они существуют независимо от воли отдельных субъектов финансовых отношений. Субъектом составления  финансовой политики является государство  в лице высших органов власти и  управления и основных финансовых органов  – Министерства финансов и Национального банка, а субъектами реализации – финансовые органы и институты. При этом формирование финансовой политики включает концептуальное определение направлений и мероприятий этой политики с позиций решения поставленных задач социально-экономического развития (высшие органы власти и управления) и разработку конкретных мероприятий относительно реализации поставленных задач (Министерство финансов и Национальный банк).

 Свое конкретное воплощение  финансовая политика имеет в  финансовом механизме государства.  Финансовый механизм – инструмент  финансовой политики, представляющий  собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.  С одной стороны, финансовый  механизм включает в себя системы  финансового планирования, регулирования  и контроля, систему денежных  расчетов, систему финансовых рычагов  и стимулирования, финансовых норм  и нормативов, показателей, государственные  банковские и финансовые резервы.  Также финансовый механизм можно  представить в виде совокупности  механизмов функционирования отдельных  звеньев финансовой системы:  
·               функционирование бюджетного механизма  
·               механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций  
·               механизм функционирования внебюджетных фондов  
·               механизм функционирования местных финансов  
·               функционирование страхового механизма  
·               механизм функционирования финансового рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современная финансовая политика Украины

 

Сегодня финансово-экономическая  ситуация в Украине остается сложной, противоречивой и неоднозначной. Объективно самим процессом развития ситуации в центр экономической политики нынче поставлен вопросы об увеличении реального экономического роста. Последнее  возможно при наличии денежной, финансовой и производственной стабилизации.

В процессе своей деятельности государство решает довольно противоречивые задачи, и поэтому, соответственно финансовая политика должна быть балансирующей. 
В основе определения границ перераспределения финансовых ресурсов должна быть необходимость формирования оптимальной структуры экономики, которая обеспечивает не только обороноспособность государства и престижный уровень развития военно-промышленного, космического комплексов, но и цивилизованный уровень условий жизни и достойный уровень оплаты труда всего населения. 
Разработка мер финансовой политики на данное время осуществлялось в условиях острой необходимости неотложных мер финансового оздоровления, стабилизации денежного обращения.

Основной целью финансовой политики стал переход к экономическим  методам регулирования денежного  обращения с помощью: 
- повышения роли банковского кредита, формирования банковских резервов; 
- формирования финансового рынка (покупки и продажи ценных бумаг);  
- приостановления необоснованного перехода денег из сферы безналичного обращения в наличный; 
- поэтапный переход внешнеэкономических связей с другими странами на мировые условия, цены, системы расчетов; 
- конвертируемость денежной единицы; 
- реорганизация сберегательной, страховой деятельности.

Таким образом, финансовая политика отмечалась бы качественно новыми подходами  к функционированию хозяйства с  учетом разных форм собственности, экономической  самостоятельности предприятий, самоуправления и самофинансирования регионов, реформы  цен, оплаты труда, налоговой и кредитной  системы и была направленная на формирование финансового механизма рыночной экономики.

Сегодня Верховная Рада Украины  каждый год утверждает Основные направления  бюджетной политики, а Национальный банк Украины - Основные принципы денежно-кредитной  политики. Эти документы являются определяющими в формировании текущей  финансовой политики государства.

Так, приоритетными направлениями  бюджетной политики можно назвать: 
- обеспечение социального направления государственного бюджета; 
- расходы на образование, здравоохранение, культуру, науку, судебную власть, жилищно-коммунальное хозяйство; 
- обеспечение социальных гарантий, социальной защиты населения и безвозмездной методической помощи; 
- государственная поддержка энергосберегающих технологий.

Основной целью денежно-кредитной  политики должна быть поддержка стабильности гривны как монетарной предпосылки  постепенного перехода от экстенсивного  экономического роста к развитию на инновационно-инвестиционной основе и достижение долгосрочных социальных, структурных и институционных целей. 
Приоритетом финансовой политики Украины на современном этапе ее развития остается неоткладное повышение благосостояния населения, о чем свидетельствует Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины "Европейский выбор. Концептуальные принципы экономического и социального развития Украины на 2002-2011 года", где сказано, что основная задача финансовой политики заключается в том, чтобы окончательно обустроить "сооруженное здание" по сути нового общества - экономическую, социальную, политическую и гуманитарную сферы, преодолеть глубокие деформации, которые возникли на стартовом этапе трансформационного процесса. Речь идет о практической реализации задач долгосрочной стратегии, которая должна обеспечить крепкую основу Украины как высокоразвитой, социального по своей сущности, демократического правового государства, ее интегрирование в мировой экономический процесс как страны с конкурентоспособной экономикой, способной решать сложнейшие задачи своего развития.

Согласно концепции, необходимо трансформировать бюджетные ресурсы, что является основным фактором эффективного социально ориентированного экономического роста. Необходимо осуществить снижение налоговой  нагрузки и обеспечить переориентацию бюджетного механизма. Хроническая несбалансированность государственных финансов на сегодня обусловлена системными ошибками бюджетной политики, ее сугубо фискальной направленностью. В изменениях также нуждается и  логика формирования государственных финансов, которой до этого времени придерживается Кабинет Министров и Верховная Рада. Основой решения финансовых проблем государства, главной предпосылкой социальной и структурно-инновационной переориентации экономики является первоочередное укрепление финансовых субъектов хозяйствования, других юридических лиц и домашних хозяйств.

Целью среднесрочной налогово-бюджетной  стратегии – достижение долгосрочного  постоянного развития ради повышения  благосостояния населения. Цель разработки прогноза начинается с определения  прогнозируемых объемов бюджетных  ресурсов для обоснования налогово-бюджетной   стратегии на 2005-2012 года. Главными задачами на среднесрочную перспективу остаются: достижение постоянного экономического роста в условиях финансовой стабильности, активизация инвестиционных процессов и структурных преобразований и проведение целенаправленной социальной политики государства. Среднесрочный прогноз позволит обеспечить эффективное и рациональное управления государственными финансами; прежде всего преодолеть бедность и улучшить качество жизни наиболее уязвимых слоев населения, а также поможет выполнить бюджет согласно целей налогово-бюджетной политики.

Основной целью финансовой политики на среднесрочную перспективу должно быть эффективное управление государственными финансами.

Основными целями среднесрочной  финансовой политики на современном  этапе (согласно Программе деятельности Кабинета Министров Украины) должны быть: 
- разработка и реализация государственной политики во всех областях экономики на основе планирования с использованием программно-целевого метода распределения расходов; 
- усиление контроля с эффективным расходованием ресурсов распорядителями бюджетных средств, достижение целей каждой программы; 
- увеличение открытости и прозрачности бюджетного планирования; 
- оптимизация финансовых потоков между бюджетами разных уровней, обеспечение бюджетов в сведенном бюджете.

Современный анализ состояния  реализации финансовой политики в Украине  свидетельствует о нивелировании  значимости экономической науки  в практической деятельности, направленной на формирование системы финансовых отношений. Следствиями этого является несовершенство экономического механизма использования государственных финансов и их влияния на перераспределительные процессы, которые не содействуют повышению уровня жизни средних граждан.

 

 

Заключение

 

В современных условиях развития финансовых отношений финансовое и  административное право теоретически, методологически и практически  влияет на регулирующие механизмы защиты прав, свобод и общечеловеческих ценностей, основываясь на финансово-экономических  интересах, учитывающих систему  финансового рынков, объединяя частные, публичные и международные финансы.

Механизмы внедрения в  практику существующих принципов, определенных, в частности, двусторонним соглашением (не СНГ) от 23.07.2009г. «Меморандум об экономической  и финансовой политике» в отношении  системы макроэкономических показателей, фискальной политики, денежно-кредитной, валютно-курсовой политики и политики в финансовом секторе имеют проблемы, которые не способствуют длительное время достичь стабилизации экономики, активной интеграции отечественного финансового  рынка в международный, а потому научно-практические исследования в  финансовом праве позволят перейти от декларирования целей до реального внедрения новаций в сфере правоприменения и обеспечения финансовой безопасности и правопорядка как в отношении государства Украина так и каждого члена общества. Правовая информация является необходимым условием профилактики правового нигилизма среди населения.

В целях формирования правовой и, в частности, финансовой культуры в обществе (не только налогоплательщиков), обеспечение финансовой (а это  не только бюджетной, кассовой) дисциплины целесообразно: своевременное обнародование  нормативно-правовых актов и достижений науки, повышения компетенции и  ответственности лиц законотворческого  процесса относительно требований законности и режима правопорядка, внедрения  эффективной системы оперативных  консультаций (письменные, устно непосредственно и по телефону) государственных и негосударственных органов и других объединений, функционирования центров налоговой помощи и волонтерское движение, распространение знаний через телевидение, прессу, радио, обновление литературы в библиотеках, введение в школах и на предприятиях (повышения квалификации) курса «Основы финансовых знаний и правовой культуры».

Информация о работе Финансовая политика Украины в условиях развития рыночных отношений