Финансовая политика Республики Казахстан и механизм ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 05:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить сущность финансовой политики в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:
– изучить понятие финансовой политики, ее роль в экономической политике государства;
– изучить задачи и принципы финансовой политики;
– рассмотреть финансовый механизм;
– рассмотреть финансовую стратегию и финансовую тактику;
– изучить реализацию антикризисной программы;
– изучить реализацию стратегии 2030 г;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ………………………
1.1 Понятие финансовой политики, ее роль в экономической, социальной политике государства ………………………………………
1.2 Задачи, цели и принципы финансовой политики …………………..
1.3 Финансовый механизм, его содержание и структура ……………...


5

5
7
9
2 АНАЛИЗ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВО ВРЕМЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ……………………………………………
2.1 Финансовая стратегия и финансовая тактика ………………………
2.2 Реализация антикризисной программы …….……………………….
2.3 Реализация стратегии 2030 г. ………………………………………...



14
14
16
19

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД …………………………………………..


26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
34

Файлы: 1 файл

КР Финансовая политика РК.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

5. Определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

6. Обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств. Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат.

Основой обеспечения макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе является проведение налогово-бюджетной политики, направленной на эффективную реализацию выработанных мер государственной политики и обеспечение сбалансированного роста экономики. Налоговая нагрузка в РК по сравнению с другими странами является низкой и благоприятной для привлечения инвесторов и развития бизнеса. Применяемая в Казахстане ставка НДС (12%) является одной из самых низких в мире среди стандартных ставок и по итогам исследования «Налоговые платежи», проводимого Всемирным Банком и ПрайсуотерхаусКуперс, Казахстан по легкости уплаты налогов занимает 17 место из 183 стран мира, и 11 место по количеству налоговых платежей. Налоговая система Казахстана становится эффективным механизмом стимулирования развития несырьевого сектора экономики и привлечения инвестиций.

Бюджетная политика будет исходить из принципа контрцикличности, предусматривающего сдерживание роста расходов государства на уровне, не превышающем рост номинального ВВП, в период роста экономики, и их увеличение в период экономического спада.

Инструментами проведения фискальной политики будут регулирование дефицита бюджета и эффективное управление активами Национального фонда. При сохранении благоприятных внешних условий развития и прогнозируемом увеличении ненефтяных доходов предлагается политика снижения дефицита. В связи с этим, дефицит бюджета планируется сократить по отношению к прогнозируемому ВВП с 2,6% в 2012 году до 1,3% в 2014 году или с 758,5 млрд. тенге до 460,2 млрд. тенге. Также, бюджетная политика будет строиться на обеспечении сбалансированности бюджета и Национального фонда в целях недопущения “проедания” нефтяных поступлений. С учетом потенциального ухудшения ситуации в мировой экономике в среднесрочной перспективе будет продолжена политика накопления финансовых ресурсов в Национальном фонде путем ограничения гарантированного трансферта в размере 8 млрд. долларов США, в соответствии с Концепцией по формированию и использованию средств Национального фонда. Активы Нацфонда к 2015 году должны возрасти до 72,5 млрд. долл. США, что составит не менее 30,4% к ВВП.

На фоне увеличения ненефтяных доходов государства это будет способствовать сокращению ненефтяного дефицита до 4,7% к ВВП в 2014 году, который к 2020 году должен составить не более 3% к ВВП.

Исходя из прогнозируемых поступлений и планируемого снижения дефицита предполагается увеличение расходов государственного бюджета с 6,3 трлн. тенге в 2012 году до 6,9 трлн. тенге в 2014 году (19,5-21,7 % от ВВП). Поддержание расходов в пределах 20% от ВВП обеспечит внутренний спрос и накопление основного капитала за счет государственных инвестиций, необходимых для устойчивого роста экономики. Кроме того, планируемый в 2012-2014 годах рост государственных расходов (на 15,9% к оценке 2011 года) не превышает темпы роста номинального ВВП, что обеспечивает условие контрцикличности фискальной политики [14].

Основными приоритетами политики бюджетных расходов в 2012-2014 годах в рамках реализации поручений, данных Главой государства являются:

1) Программа индустриализации. В рамках ее реализации будут приоритетно финансироваться мероприятия программ “Производительность 2020”, “Дорожная карта бизнеса 2020”, а также отраслевых программ, принятых в реализацию Программы индустриализации, включая обеспечение экономики энергетической, транспортной и газовой инфраструктурой, создание специальных экономических зон.

Для реализации крупных инвестиционных проектов планируется дальнейшая капитализация ФНБ “Самрук-Казына” и холдинга “Казагро”.

2) Модернизация социальной сферы. В первоочередном порядке будет осуществляться финансирование мероприятий Государственной программы развития здравоохранения и развития образования РК, Программы занятости 2020.

3) Улучшение условий жизни населения. В рамках данного направления приоритетным станет реализация Программ модернизации жилищно-коммунального хозяйства РК на 2011-2020 годы.

4) Формирование точек роста. В рамках реализации Программы развития регионов, стратегического плана устойчивого развития города Астаны до 2030 года, программы развития города Алматы, комплексного плана социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Астане планируется реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности регионов.

5) Повышение качества государственных услуг и реализации государственных функций [16].

Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей. Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности казахстанской экономики, ее модернизации и технологического обновления.

Кроме того, Казахстан является активным участником интеграционного процесса в рамках Таможенного Союза и Единого экономического пространства. Эти интеграционные объединения открывают возможности, связанные с расширением рынков сбыта, снятием торговых, технических и таможенных барьеров, доступом к инфраструктуре.

Таким образом, основной целью экономической политики Казахстана на 2012-2016 годы будет обеспечение сбалансированного экономического роста. Этому будет способствовать обеспечение макроэкономической стабильности за счет скоординированной налогово-бюджетной политики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, настоящая ситуация с финансовой политикой Республики Казахстан характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, крайне неэффективен. Ему присущи два коренных недостатка:

– во-первых, ныне действующий механизм оказания финансовой помощи сформировался в условиях жесткого централизма единой бюджетной системы бывшего Советского Союза; в основу его положена цель жесткого регулирования из центра;

– во-вторых, основанный на стремлении обеспечить баланс между доходами и расходами по каждому бюджету, он подавлял инициативу нижестоящих органов власти к изысканию дополнительных финансовых ресурсов.

Однако положение не безнадежно. При последовательном осуществлении реформ в обоих элементах финансовой политики, положение может быть исправлено. Правительством уже разработаны позитивные проекты.

Сейчас каждая держава мобилизует имеющиеся внутренние резервы для преодоления кризиса, поскольку коллективные меры в рамках ЕС, «двадцатки», других международных организаций и объединений ощутимых результатов не дали. Казахстан противостоит кризису больше года. Уже прошлой осенью составлен план действий по обеспечению стабильности экономического развития страны. На эти цели выделены 4,6 миллиарда долларов, направленные на завершение долевого строительства, обеспечение продовольственной безопасности, развитие агропромышленного комплекса, поддержку малого и среднего бизнеса. В этом году на реализацию плана стабилизационных действий выделены уже десять миллиардов долларов. Эти значительные средства предназначены для обеспечения устойчивости финансового сектора (четыре миллиарда), стабилизации рынка недвижимости (три миллиарда). По одному миллиарду долларов выделено на поддержку малого и среднего бизнеса, форсированного развития агропромышленного комплекса, реализацию прорывных инфраструктурных и индустриальных проектов.

Цель плана — смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. Речь идет не только о преодолении последствий кризиса, но уже о подготовке к посткризисному периоду. На это, кстати, обратил особое внимание Президент Нурсултан Назарбаев, выступая на 20-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов девятого декабря текущего года.

Такая позиция — уже сегодня думать о завтрашнем дне — существует и в других странах. Так, в Китае кризис обозначается двумя иероглифами: «вэй» и «дзи», в переводе — «угроза» и «шанс». Поэтому в КНР кризис рассматривается не только как негативное явление, но и как шанс для осуществления перестройки экономики, которую, как признают китайские эксперты, необходимо было начать еще три года назад. Но тогда не решились. Теперь же отступать, как говорится, некуда.

Несмотря на снижение рейтинговых оценок, Казахстану удалось избежать резкого снижения объемов инвестирования в основной капитал. Небольшое снижение произошло в отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности. В ближайшем времени объемы инвестиций могут сократиться в силу снижения объемов кредитования в экономике, но с учетом антикризисных мер могут произойти изменения в качественном плане: капиталовложения будут направлены в соответствии с требованиями диверсификации экономики.

Конечно, мировой кризис не мог не сказаться на экономической системе Казахстана, но отечественная экономика в целом выдержала этот удар. Есть все основания полагать, что выдержит и в дальнейшем

В заключение надо сказать, что, несмотря на некоторые негативные тенденции в казахстанской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.             Фишер С. Дорнбуш Р. Шмалензи Р. Экономика. М. 1993.

2.             Лавров В.В Финансы и кредит СССР М: Финансы 1997,

3.             Левчук И .В. Денежное обращение и кредит в СССр М: финансы и статистика 1986,

4.             Павлов В.С. Оздоровление финансов - задача общая//Финансы СССР 1990 №4,

5.             Шереметьев М.К. Финансы СССР М: Финансы 1997,

6.             Большаков С. В. Финансовая политика государства и предприятия – М., 2002г.,

7.             Доклад Министра финансов Республики Казахстан Жамишева Б.Б. на заседании Правительства Республики Казахстан 21 апреля 2009 г. 29.04.2009 экономика

8.             Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 1994.

9.             Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2007.

10.        Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992.

11.        Финансы и кредит. Учебник / Под ред. професс. Белоглазовой Г. Н. и Романовского М. В. – М.: Юрайт, 2009.

12.        С.К. Кудайбергенова, Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики" 2011 г.

13.        Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301 Об утверждении Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.06.2011 г.)

14.        Выступление Министра экономического развития и торговли К.Келимбетова «Итоги экономического развития и перспективы» на экономическом форуме "Социально-экономическое развитие Казахстана: 20 лет независимости и новые задачи" от 1 декабря 2011г. http:// www.government.kz.

15.        Программа «Основные направления социально-экономической политики по обеспечению семипроцентного роста экономики в 2011 – 2015 годах» http://www.minplan.kz

16.        Стратегия «Казахстан-2030»

 

 

              34



Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан и механизм ее реализации