Финансовая политика Республики Казахстан и механизм ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 05:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить сущность финансовой политики в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:
– изучить понятие финансовой политики, ее роль в экономической политике государства;
– изучить задачи и принципы финансовой политики;
– рассмотреть финансовый механизм;
– рассмотреть финансовую стратегию и финансовую тактику;
– изучить реализацию антикризисной программы;
– изучить реализацию стратегии 2030 г;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ………………………
1.1 Понятие финансовой политики, ее роль в экономической, социальной политике государства ………………………………………
1.2 Задачи, цели и принципы финансовой политики …………………..
1.3 Финансовый механизм, его содержание и структура ……………...


5

5
7
9
2 АНАЛИЗ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВО ВРЕМЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ……………………………………………
2.1 Финансовая стратегия и финансовая тактика ………………………
2.2 Реализация антикризисной программы …….……………………….
2.3 Реализация стратегии 2030 г. ………………………………………...



14
14
16
19

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД …………………………………………..


26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
34

Файлы: 1 файл

КР Финансовая политика РК.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Поэтому от финансовой политики и финансового механизма, как составных частей экономической политики и механизма, зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества.

Существует и обратная тенденция: если финансовая политика не в полной мере учитывает действие экономических законов или находится с ними в противоречии, то соответствующий финансовый механизм не в полной мере или не в состоянии использовать производственные возможности национального хозяйства, отрасли, региона и т.д.; в этом случае экономическое развитие общества тормозится, накапливаются негативные явления, появляются антиобщественные процессы. Такая ситуация складывается при применении административно-волевых, чрезмерно централизованных методов управления, которые игнорируют требования объективных экономических законов.

 


2 АНАЛИЗ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВО ВРЕМЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

 

2.1 Финансовая стратегия и финансовая тактика

 

 

История показывает, что политика и механизм ее реализации, сориентированные на экономические интересы людей, на стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого работника, приносят высокие результаты.

Механизм функционирования финансовой политики начала периода самостоятельного развития Казахстана отличался непоследовательностью и противоречивостью [12, c.71].

С одной стороны, на выбор политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве, и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах, особенно в Казахстане. Это определялось общностью хозяйственных связей, взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой общественно-экономической формации, что сопровождалось радикальной ломкой сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так называемая "шоковая терапия" в целях скорейшего перехода к рыночной формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального хозяйства.

С другой стороны, проводились поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как объективно необходимые в Казахстане. В их числе - волевые решения по экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к централизации финансов, некорректный передел собственности в ходе разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов сферы материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных причинно-следственными связями, в результате - устранение негативных явлений в одном звене вызывало их возникновение в другом.

В целом это привело к значительному разрушению производительных сил, углублению структурных диспропорций, затяжному кризису экономики и общества, резкому падению жизненного уровня основных масс населения. Такова цена нарушения критериев эволюционного развития общества, в которой значительная доля связана с несоблюдением основных принципов экономической и финансовой политики.

В Республике Казахстан продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и механизма ее осуществления.

В западных теоретических концепциях и практике используется термин "фискальная политика", под которым подразумевается комплексное понятие государственной налогово-бюджетной политики и механизма ее реализации в экономических процессах. Фискальная политика охватывает распределительные и перераспределительные действия по изъятию налоговых платежей, размещению ресурсов при производстве "общественных товаров", их распределению, движению трансфертных потоков денежных средств, других действий правительства и местных органов по использованию финансов в экономической и социальной сферах.

Фискальная политика проводится как дискреционная, то есть как сознательное манипулирование государственными налогами и расходами с целью изменения реального объема национального производства, занятости, контроля инфляции, ускорения экономического роста. В зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. Недискреционная фискальная политика предполагает действие автоматических или "встроенных стабилизаторов" ("встроенная стабильность"), под которыми понимается варьирование государственными расходами и налоговыми изъятиями пропорционально объему национального продукта в разных фазах экономического цикла - подъеме или спаде [14].

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

 

 

2.2 Реализация антикризисной программы

 

 

В целях смягчения негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста Правительством по поручению Главы государства реализуется антикризисная программа, которая состоит из нескольких этапов.

Общая сумма средств, направленных на реализацию антикризисных мер на сегодняшний день составляет 2,9 триллиона тенге.

1. План первоочередных действий по обеспечению социально-экономического развития Республики Казахстан – 421,1 млрд. тенге, включая:

- 204,3 млрд. – защита прав дольщиков строящегося жилья и недопущение снижения стабильности ипотечного рынка

- 142 млрд. – продолжение финансирования проектов малого и среднего бизнеса, кроме того, банки выделили дополнительно 59 млрд. тенге.

- 74,8 млрд. – обеспечение стабильности на продовольственном рынке страны

2. План совместных действий Правительства, Нац. Банка и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы – 1 270 млрд. тенге, в том числе:

- 480 млрд. тенге – стабилизация финансового сектора

- 360 млрд. тенге – решение проблем на рынке недвижимости

- 120 млрд. тенге – поддержка МСБ, банки дополнительно выделили 10 млрд. тенге.

- 120 млрд. тенге – развитие агропромышленного комплекса

- 120 млрд. тенге – реализация индустриальных, инновационных и инфраструктурных проектов

3. Реализация нового плана дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости – 347,9 млрд. тенге, в том числе 240 млрд. тенге на Дорожную карту (140 млрд. тенге в 2009 году и 100 млрд. тенге на 2010 год).

4. Поддержание ликвидности за счет снижения минимальных резервных требований Национального Банка – 350 млрд. тенге

5. Высвобождение средств за счет снижения налоговой нагрузки – 500 млрд. тенге.

1. Стабилизация финансового сектора.

Правительством на еженедельной основе осуществляется мониторинг социально-экономического развития страны в целях оперативного реагирования на возможные негативные изменения в экономике и принятия соответствующих адекватных мер.

Необходимо отметить, что отчет о реализации антикризисной программы предоставляется на ежемесячной основе в Администрацию Президента и Канцелярию Премьер-Министра.

В целях стабилизации финансового сектора Национальным Банком и АФН приняты ряд нормативно-правовых актов направленных на усиление регуляторной и надзорной функции государства в финансовом секторе.

С прошлого года снижены минимальные резервные требования по внутренним обязательствам с 5 % до 1,5 %, по иным обязательствам – с 7 % до 2,5 %. Это позволило банкам существенно увеличить их ресурсную базу.

В целях сохранения доверия к банкам законодательством увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 5 млн. тенге (в течение 3 лет до 2012 года) [15].

На сегодня создана необходимая законодательная база и практическое применение инструментов исламского финансирования, которая позволит развивать стратегически важный на сегодняшний день фондовый рынок, через планируемый выпуск и ввод в обращение исламских ценных бумаг.

С 1 января 2009 года введен в действие новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь, для несырьевого сектора экономики.

Четыре банка второго уровня получили государственные средства в общей сумме 476,09 млрд. тенге:

- БТА Банк – 212,09 млрд. тенге,

- Казкоммерцбанк – 120 млрд. тенге,

- Народный банк – 120 млрд. тенге,

- Альянс банк – 24 млрд. тенге.

Часть средств направлена на выкуп акций банков, часть на кредитование экономики.

В рамках выделенных средств банками второго уровня профинансировано 391 заемщика на сумму более 159 млрд. тенге.

2. В целях решения проблем на рынке недвижимости осуществляется ряд мероприятий.

Казахстанской ипотечной компанией выкуплены права требования по ипотечным займам у банков-партнеров на общую сумму 13,5 млрд. тенге.

Банки второго уровня рефинансировали более 30 тыс. заемщиков на сумму более 120 млрд. тенге.

Продолжается работа по завершению строительства ранее начатых объектов жилищного строительства.

3. В рамках поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в банки второго уровня направлены средства для финансирования и рефинансирования займов субъектов МСБ.

Всего в рамках реализации антикризисных мер направлено на поддержку МСБ 254,2 млрд. тенге. В рамках данных средств в настоящее время профинансировано около 9 тыс. проектов МСБ на сумму 344,9 млрд. тенге.

4. Поддержка субъектов агропромышленного комплекса.

В целях обеспечения стабильности на продовольственном рынке страныФондом «Самрук-Қазына» в 2008 году размещены целевые депозиты в БВУ на сумму более 20 млрд. тенге. Данные средства направлены на производство и переработку белого сахара, растительного масла, молока и мяса.

Нац. холдингом «КазАгро» выпущены облигации оплаченные из средств Национального фонда на общую сумму 120 млрд. тенге.

В рамках данных средств, в настоящее время, профинансировано 12 инвестиционных проектов АПК на сумму 10 млрд. тенге.

За счет временно свободных денежных средств, не вовлеченных в реализацию инвестиционных проектов, 68,7 млрд. тенге направлено на проведение весенне-полевых работ и 27,6 млрд. тенге на закуп зерна у субъектов АПК.

5. По реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов из 29 инвестиционных проектов, утвержденных Государственной комиссией, через Банк развития Казахстана уже начато финансирование трех проектов на сумму более 27,2 млрд. тенге. Следует отметить, что инвестиционные проекты будут финансироваться как за счет средств Нацфонда в размере 120 млрд. тенге, так и за счет частных инвесторов и заемных средств, привлекаемых как с внутренних, так и внешних рынков [14].

В целях обеспечения диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочном периоде ведется разработка Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы (далее – Госпрограмма) в рамках приоритетных направлений, озвученных Главой госдуарства.

Госпрограмма сохраняет последовательность и преемственность государственной экономической политики. Она станет органичным инструментом реализации разрабатываемого Стратегического Плана развития страны до 2020 года.

В рамках Госпрограммы ведется разработка Карты индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы, которая состоит из 83 инвестиционных проектов на общую стоимость 6,4 трлн. тенге, включаемые в республиканскую Карту индустриализации.

Таким образом, антикризисные меры Правительства страны оказались действенными и эффективными. Меры по оказанию поддержки экономике явились некой «подушкой безопасности» и смягчили последствия низких цен на экспортируемые товары на мировых товарных рынках, дефицита ликвидности и снижения кредитования банками экономики и сокращения потребления товаров и услуг населением. Определенный положительный эффект антикризисных средств можно наблюдать уже сегодня.

По оценке Министерства экономики и бюджетного планирования без государственной финансовой поддержки секторам экономики падение реального ВВП в 2009 году составило бы 3,1%.

Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан и механизм ее реализации