Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 05:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить сущность финансовой политики в Республике Казахстан.
Задачи курсовой работы:
– изучить понятие финансовой политики, ее роль в экономической политике государства;
– изучить задачи и принципы финансовой политики;
– рассмотреть финансовый механизм;
– рассмотреть финансовую стратегию и финансовую тактику;
– изучить реализацию антикризисной программы;
– изучить реализацию стратегии 2030 г;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ………………………
1.1 Понятие финансовой политики, ее роль в экономической, социальной политике государства ………………………………………
1.2 Задачи, цели и принципы финансовой политики …………………..
1.3 Финансовый механизм, его содержание и структура ……………...
5
5
7
9
2 АНАЛИЗ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВО ВРЕМЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ……………………………………………
2.1 Финансовая стратегия и финансовая тактика ………………………
2.2 Реализация антикризисной программы …….……………………….
2.3 Реализация стратегии 2030 г. ………………………………………...
14
14
16
19
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД …………………………………………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
34
В таких странах, где отсутствует подкрепленная народной поддержкой долгосрочная стратегия развития, и складываются впоследствии революционные ситуации: недовольство широких социальных слоев своей жизнью, недоверие правительством и правящей элитой накапливается годами в дезориентированном общественном сознании и формирует стремление свергнуть руководство, которое «не знает что делать, чтобы улучшить жизнь в стране».
Отчасти это объясняет процессы, наблюдаемые в последнее время в нашем ближнем зарубежье, ведь в народном недовольстве, взорвавшем Грузию, Украину, Кыргызстан, Узбекистан, прежде всего находит выход неудовлетворенность людей тем, как они жили до этого, а также их стремление «передать контроль» над развитием страны в руки деятелей, «имеющих рецепт реформ». С проблемой концептуального кризиса столкнулась и сегодняшняя Россия.
Такой фон особенно подчеркивает достижения Казахстана, опыт которого сегодня признается образцовым за рубежом. Это связано с тем, что нашему руководству удалось, следуя логике развития, предпринимать необходимые шаги своевременно. Так, на первом этапе после провозглашения Казахстана независимым все усилия политической элиты направлялись на утверждение республики как самостоятельного государства, что само по себе было непростой задачей. Пройдя сложную проверку на суверенитет и доказав всему миру свою состоятельность, руководство республики вышло с инициативой «Казахстан - 2030». Была предпринята беспрецедентная попытка решения задач строительства обновленного государства, общественного и экономического переустройства. И в настоящее время РК переходит в стадию стабилизации экономического роста и углубления экономических реформ.
Попытки «перешагнуть» через некоторые из важных этапов данного пути заставляют впоследствии жалеть о недальновидности такой политики.
Если говорить об ограниченности ресурсов, то речь идет не столько о материальных, сколько о политических ресурсах. При этом можно вновь обратиться к опыту зарубежных государств. Как известно, такие страны, как Япония, Сингапур, Южная Корея и некоторые другие, будучи чрезвычайно бедными на природные ресурсы, сумели использовать конъюнктуру рынка и свои другие сильные стороны для того, чтобы вывести свои страны из глубокого системного кризиса.
Эти мысли высказал в тексте «Стратегии – 2030» Президент Н.Назарбаев: «Надо учиться на негативном мировом опыте. Он однозначно показывает, что отсутствие стратегии или неспособность ее реализовать перевешивают потенциал природных богатств. Поэтому главный вывод, который мы все должны сделать, - необходимость разработать продуманную стратегию и претворять ее в жизнь, несмотря на все трудности. Богатство недр – это достояние всех последующих поколений. Оно не должно расслаблять. Напротив, все мы, включая Правительство, должны жить и работать так, как если бы им не обладали» [16].
Что касается казахстанского пути, то он может быть облегчен некоторыми важными дополнительными преимуществами, перечисленными в «Стратегии - 2030»: во-первых, это выгодное географическое положение, поддержка или благоприятное расположение со стороны иностранных государств и доноров, процессы глобализации и научно-технического прогресса.
Очевидно, что для того, чтобы долгосрочный план развития был принят и являлся реально действующим инструментом модернизации, это должно подкрепляться большим запасом прочности государства и потенциалом для реализации заявленных в ней положений. Однако доверие лидеру страны – также одно из важных условий в таком ряду. Вместе с тем, личностное участие лидера предполагает его более пристальный контроль за реализацией намеченных планов, что и определяет большую эффективность подобных стратегий.
Задачи, которые ставились после обретения независимости в повестке дня для Казахстана, как известно, были новыми для всех. Впервые зазвучав тогда, они вывели страну на незнакомую и опасную стезю перемен. Вместе с тем, достижение поразительных результатов во всех сферах деятельности общества и государства, говорящие сами за себя цифры экономического роста, прогресс в общественной жизни и т.п. внушают твердую уверенность в будущем. Серьезное подспорье тому – Стратегия «Казахстан - 2030», потенциал которой раскрыт пока лишь на малую часть.
Ежегодные Послания Президента страны народу Казахстана, а также оптимистичные отчеты Правительства позволяют рассчитывать на то, что страна движется в указанном Стратегией направлении успешно. Как утверждается в Стратегии «Казахстан - 2030»: «сама уверенность таит в себе силу».
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
В условиях глобального финансово-экономического кризиса экономика Казахстана в целом продемонстрировала высокую степень устойчивости. Вместе с тем, для Казахстана, как и всей мировой экономики, кризисный период был, безусловно, довольно напряженным.
Для выхода из сложившейся ситуации требовалось принятие активных мер со стороны государственных органов. Казахстан начал предпринимать меры по стабилизации экономики уже в ноябре 2007 года. А именно, 6 ноября Правительством РК был принят План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан. В рамках этого плана за период с осени 2007 года по первую половину 2008 года из государственного бюджета было выделено свыше 4,5 млрд долл., что составляет 4,2%ВВП страны. Средства были направлены на завершение долевого строительства объектов жилья, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности. В течение 2007-2008 года поэтапно решались проблемы дефицита ликвидности в банковском секторе, в том числе за счет последовательного снижения минимальных резервных требований. Была активизирована работа по минимизации рисков банковского сектора, в т.ч. связанных с достаточностью собственного капитала, ликвидности, внешним заимствованием [14].
В 2008 года был оперативно принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках». Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отечественному бизнесу за счет предоставления гарантий, долговременных заказов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки.
В ноябре 2008 года принят План совместных действий Правительства РК, Национального банка РК (ЦБ) и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 гг. Его цель - смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.
На реализацию плана по поручению главы государства из средств Национального фонда направлено 10 млрд. долл. (Национальный фонд был создан в 2001 году и был призван обеспечить эффективное распределение и использование доходов от природных ресурсов, а именно от нефти. Цель: обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, сберегательная функция и стабилизационная функция). Эти средства были выделены дополнительно к уже запланированным расходам в рамках трехлетнего бюджета на 2009-2011 гг.
С 1 января 2009 года введен новый Налоговый кодекс, в рамках которого было предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузи, в первую очередь для несырьевого сектора.
В мае 2009 года Правительством РК были представлены базовые принципы плана посткризисного развития экономики Казахстана. Одним из ее основных направлений стало принятие Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2014 года (ФИИР). Программа предусматривает увеличение доли промышленных предприятий в экономике страны, рост несырьевого экспорта и производительности труда. Отмечаются и первые успехи. Объем промышленного производства в республике в январе – июле 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличился на 11 процентов.
Одним их механизмом реализации данной программы выступила Программа «Дорожная карта бизнеса 2020». Эта программа стала эффективным способом обеспечения занятости населения в регионах, одновременно позволив провести большую работу по восстановлению и улучшению жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, объектов социально-культурной сферы [13].
В настоящее время «Дорожная карта-2020» находится в активной фазе реализации. Реализуется 3279 проектов, из них по объектам жилищно-коммунального хозяйства - 652, по дорожно-ремонтным работам - 771, по ремонту и утеплению социальных объектов - 1 303 и по ремонту социально-культурных объектов - 1 400. В результате реализации Дорожной карты за счет создания новых рабочих мест, расширения программ социальных рабочих мест и молодежной практики созданы около 350 тыс. рабочих мест. Программой подготовки и переподготовки кадров охвачено около 146,5 тысяч человек [1].
Кроме того, была разработана карта индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы, которая подразумевает рациональное размещение производственных мощностей, увязку их с ресурсной базой регионов и развитие инфраструктуры.
Таким образом, современный этап реализации экономической стратегии Казахстана обусловлен преодолением последствий глобального экономического кризиса. В посткризисном периоде усилия были направлены на углубление диверсификации экономики, укрепление производственной инфраструктуры, совершенствование государственной поддержки деловой активности. Такая устойчивая основа позволила более эффективно противостоять потенциальным внешним вызовам, развивать конкурентоспособность экономики и государства.
В настоящее время базовым условием поступательного развития экономики является благоприятная макроэкономическая среда. Безусловно, среда сама по себе не может повысить производительность и конкурентоспособность нации. Однако, поддержание макроэкономических параметров на оптимальном уровне, существенно важно для развития бизнеса, обеспечения благоприятного инвестиционного климата и доступности капитала.
По международным оценкам макроэкономическая среда в Казахстане оценивается на высоком уровне. Согласно отчету ВЭФ (Всемирный Экономический Форум) Казахстан по фактору «Макроэкономическая среда» занял 18 место, поднявшись с 26 места и опередив тем самым такие страны, как Германия (30), Финляндия (20), Россия (44) [14].
О благоприятной макроэкономической среде в Казахстане говорят основные показатели развития. В 2009 году на фоне глобальной рецессии ВВП Казахстана в реальном выражении вырос на 1,2%, в 2010 году экономика Казахстана вступила в стадию восстановительного роста. Посткризисный период развития экономики Казахстана характеризуется высокими темпами экономического развития. В прошлом году реальный рост ВВП составил 7,3%. С начала 2011 года ВВП в реальном выражении вырос на 7,0%. Уровень инфляции в январе-октябре 2011 года составил 6,5%, незначительно превысив показатель аналогичного периода прошлого года. Инфляция в годовом выражении сложилась на уровне 8% и находится в запланированном коридоре на конец года 6-8%.
В целях на создания предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период особое внимание в антикризисных мероприятиях было уделено вопросам формирования эффективной бюджетной политики.
Бюджетная политика предшествующих лет позволила заблаговременно создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно смягчить воздействие на казахстанскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере. Основными направлениями бюджетной политики являются:
1. Развитие стратегического планирования в государственных органах, взаимоувязанного с приоритетами развития на среднесрочный период. В условиях перехода к управлению экономическим ростом будет обеспечена тесная увязка расходов бюджета с прогнозируемыми параметрами развития отраслей, обеспечивающих выполнение целевых установок по росту экономики.
2. Эффективное использование фискальных инструментов (расходы бюджета, регулирование налоговой нагрузки, размера гарантированного трансферта из Национального фонда и дефицита бюджета и др.) с целью достижения заданных параметров развития страны, а также оперативного реагирования на изменения ситуации.
3. Снижение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы. Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в государственный бюджет, а с другой – создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.
4. Обеспечение целевого расходования бюджетных средств на решение основных задач государственной социально-экономической политики. При этом необходимо установление четких приоритетов бюджетных расходов по основным социально-экономическим направлениям. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
Информация о работе Финансовая политика Республики Казахстан и механизм ее реализации