Финансовая политика государства и механизм ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Оглавление

Введение
I. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1. Цели и сущность финансовой политики
2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации
II. Проведение финансовой политики в России
1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации, проблемы ее реформирования
2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы

Файлы: 1 файл

Финансовая политика государства и механизм ее реализации.docx

— 63.06 Кб (Скачать)

      Ко  второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота  или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг) ; на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг.

      Итак, основными налогами в Российской Федерации являются:

      1. Индивидуальный подоходный налог,  представляющий собой вычет из  годовых доходов налогоплательщика.

      2. Налог на прибыль фирм и  предприятий. Взымается с чистой  прибыли юридических лиц (валовая  выручка за вычетом всех расходов  и убытков) .

      3. Социальные взносы, то есть выплаты,  осуществляемые частично самими  рабочими и частично их работодателями, направляемые в различные внебюджетные  фонды: по безработице, пенсионный  и так далее.

      4. Поимущественные налоги, то есть  налоги на имущество, дарение  и наследство.

      5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины  и акцизы, а также НДС.

      Исходя  из описанной системы налогообложения  представляется возможным выделить такие главные принципы фискальной политики: а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности  разных физических и юридических  лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог  с дохода должен быть прогрессивным.

      б) Налогообложение должно носить однократный  характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным, с другой стороны постоянный налоговый  гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в  результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью  устранены из российского законодательства, что подчас приводит к облаганию  товара налогом несколько раз  подряд на каждом этапе его производства.

      в) Обязательная уплата налогов. Налоговая  система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций  должна быть такой, чтобы неуплата или  несвоевременная уплата налогов  были менее выгодными, чем своевременное  и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

      г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной  для налогоплательщиков и экономичной  для учреждений, собирающих налоги.

      д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

      е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение  создаваемого ВНП.

      Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой  системы российского государства  и регулировать экономические взаимоотношения  внутри федерации. Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать  три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

      1. Обеспечение финансирования государственных  расходов, то есть прямая функция  налогов;

      2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных групп  с целью сглаживания неравенства  между ними, недопущения резкого  расслоения общества (социальная  функция) ;

      3. Государственное антициклическое  и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование  экономики (собственно регулирующая  функция) .

      Раскрывая содержание социальной функции, хотелось бы отметить, что большинство граждан  считают, что они платят слишком  высокие налоги, тогда как другие социальные группы платят слишком низкие, и что государство расходует  недостаточно средств для обеспечения  их материального благосостояния и  чересчур много отдает другим.

      В связи с этим интересен принцип  взимания налогов в зависимости  от способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая  база) , тем непропорционально большая  часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального  налогообложения предусматривает  одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания  налоговой базы (дохода) .

      Анализируя  налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно  остановиться на регулирующих их функциях:

      — установление и изменение системы  налогообложения;

      — определение налоговых ставок, их дифференциация;

      — предоставление налоговых льгот;

      — освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с  задачами общей экономической политики правительства.

      Важную  регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к  увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный  способ борьбы с повышенной деловой  активностью.

      Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги) , государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных  налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров  и услуг.

      Избрав  либеральную или протекционистскую  внешнеторговую политику, государство  изменяет таможенные пошлины, получая  от торговых партнеров либо встречные  уступки, либо ужесточение условий  национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к  удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение  или отмена пошлин влекут за собой  обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

      Однако  дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании  встроенных стабилизаторов, также имеет  ряд своих недостатков. Помимо очевидных  политических трудностей, связанных  с длительным обсуждением в Государственной  Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для  борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом  обществе может быть трудно снова  повысить налоги после преодоления  спада.

      Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что  в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим  инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые  бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием  дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно  продвигаться по пути укрепления экономики  и возрождения России.

II. Проведение финансовой  политики в России

1. Современное состояние  бюджетной системы  и политики Российской  Федерации, проблемы  ее реформирования

      Основная  часть государственных доходов  и расходов проходит через государственный  бюджет, включающий в себя бюджеты  центрального правительства и местных  властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого — центральное правительство  и местные органы власти или трехступенчатого, как в Российской Федерации, —  центральное правительство; правительства  республик, краев, областей; местные  органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.

      К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и  невключенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

      Государственный бюджет — это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом  Российской Федерации. По завершении финансового  года полномочные представители  исполнительной власти отчитываются о  своей деятельности по мобилизации  доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

      Сейчас  структура российского бюджета  в соответствии с федеральным  законом “О составе и структуре  бюджетной классификации Российской Федерации” , введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим  образом:

      I Доходы бюджета

      II Расходы бюджета

      II. 1Функциональная структура расходов

      II. 2 Ведомственная структура расходов

      II. 3Экономическая структура расходов

      III Финансирование бюджета

      IV Государственный долг

      Планируется, что доходы и расходы бюджета  по сравнению с прошедшим годом  в 1995 составят соответственно (в трлн. рублей) :

 
              1994 год       1995 год
              Утвержденный  план       в %% к общей сумме расходов       в %% к ВВП (725)       Проект       в %% к общей сумме расходов       в %% к ВПП (925)
      Доходы       124.5       64.0       17.2       134.3       65.1       14.5
      Расходы       194.5       100.0       26.8       206.3       100.0       22.3
      Дефицит бюджета       70.0       36.0       8.8       72.0       34.9       7.8
 

 

      При этом доходные статьи бюджета включают:

      Наименование  доходов       План  на 1994 в млрд. рублей       Ожидаемое поступление в 1994 году       Фактически  поступило за I полугодие 1994       Проект  на 1995       В процентах к ВВП

      (проект  на 1995)

      Налоговые доходы (всего)       97225.0       56441.1       18680.2       103863.1       11.23
 

 

      Из  них:

      Прямые  налоги на прибыль, доход, прирост капитала       22040.0       15600.0       6373.3       25940.0       2.80
      Налоги  на товары и услуги       62414.0       32728.0       9769.1       56691.9       6.13
      Налоги  на имущество       258.3       360.6       99.5       635.0       0.07
      Платежи за использование природных ресурсов       3551.9       866.4       220.4       2091.8       0.23
      Налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции  
      8590.0
 
      6454.1
 
      2050.6
 
      18070.9
 
      1.95
      Прочие  налоги, сборы и пошлины       370.8       432.0       167.3       433.5       0.05

Информация о работе Финансовая политика государства и механизм ее реализации